На прошлой неделе начали работать депутаты нового созыва Мосгордумы. На первом заседании они определили структуру комиссий. Главным изменением стала ликвидация комиссии по экологической политике, которая действовала с 2002 года. При этом появилась и новая — для обсуждения транспортных вопросов. О том, что могут означать такие изменения и к чему они могут привести, — в материале MSK1.RU.
Почему ликвидировали комиссию по экологической политике в Мосгордуме
Экс-депутат Мосгордумы Елена Янчук, которая на протяжении пяти лет входила в состав комиссии по экологической политике, отметила в разговоре с MSK1.RU, что ее могли ликвидировать из двух соображений. Первая — потому что тема экологии в Москве может показаться конфликтной для власти, вторая — то, что законопроектов по этой теме было мало.
— Тема экологии, видимо, кажется для власти конфликтной. И, судя по всему, они идут не по пути разрешения конфликта: через диалог, изменение позиции относительно вопроса по городской экологии, а просто по принципу: «Если я закрою глаза, может быть, это уйдет», — говорит экс-депутат.
Судя по всему, чтобы лишний раз не привлекать внимание к экологической тематике, они решили упразднить эту комиссию
— Может быть, действительно посмотрели, что законопроектов, касающихся именно экологии, от исполнительной власти было очень мало за пять лет, — поделилась мнением с MSK1.RU Елена Янчук.
Экс-депутат Мосгордумы от партии «Яблоко» Сергей Митрохин в разговоре с MSK1.RU выразил мнение, что комиссию по экологии могли убрать потому, что в думе не стало оппозиции. Он также сообщил, что в прошлом созыве внес около пяти законопроектов, касающихся экологии, но большинство из них не дошли до заседаний.
— Эта комиссия была нужна для того, чтобы тормозить экологические законопроекты, которые вносят представители оппозиции. А сейчас оппозиции нет, и поэтому надобность такой комиссии отпала, — сказал Сергей Митрохин.
Последствия глобальных изменений?
Оба депутата сходятся во мнении, что изменения в Мосгордуме могли последовать после реформ в департаменте природопользования. После выборов мэра в 2023 году к департаменту перешло ГПБУ «Мосприрода», которое управляет особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) и другими зелеными зонами.
При этом и сами полномочия департамента перераспределили — управление частью ООПТ передали департаментам культуры и ЖКХ, а также префектурам. За утверждение их границ теперь отвечает Москомархитектура, а за высадку деревьев и другой растительности — департамент капитального ремонта.
Фактически он лишился каких-либо полномочий. В этих условиях понятно, что экология принесена в жертву другим интересам. Интересам строительного комплекса, интересам освоения бюджета в виде благоустройства и так далее
При этом, по словам Елены Янчук, на федеральном уровне экология остается в приоритете. В том числе для этого запушен нацпроект «Экология».
Как это скажется на экологии в Москве
По мнению Сергея Митрохина, ликвидация комиссии по экологической политике в Мосгордуме приведет к тому, что темы защиты природы будут рассматривать в интересах строительства.
— Могут быть внесены законопроекты в интересах того же строительного комплекса, чтобы отменить очередное экологическое ограничение. Для этого достаточно профильной комиссии по градостроительству. Она может запросто их рассмотреть вместе с представителем департамента природопользования и защиты окружающей среды. Но ни одного возражения не будет, — сказал Митрохин.
По мнению Елены Янчук, эти изменения несильно скажутся на жизни москвичей и экологической ситуации в городе.
— Московская городская дума в настоящем виде — малосубъектный орган. Она была более громким органом, которого чиновники опасались, из-за большого корпуса активных депутатов в прошлом созыве. Тогда наши предложения и голоса москвичей через нас были услышаны, — сказала Елена Янчук.
При этом, по мнению экс-депутата, политики смогут вносить законопроекты, которые будут касаться вопросов экологии, но их будут распределять в другие комиссии.
Нужна ли комиссия по транспорту?
По мнению Елены Янчук, сам факт существования каких-либо комиссий в Мосгордуме мало влияет на городскую политику. Тем не менее она положительно оценивает выделение отдельной группы по обсуждению транспортных проблем и идей.
— Появляется какое-то отдельное актуальное направление. Вопросы транспорта весьма важны, учитывая постоянные реформы транспортного обеспечения, вопросы с использованием электросамокатов, строительством метро. Это сигнал, в том числе для жителей, транспортных экспертов, урбанистов, что они могут обратиться со своими предложениями. Но пока неизвестно, что из этого выйдет и как это будет работать, — сказала экс-депутат Мосгордумы.
Новую комиссию по транспорту и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры возглавила Сабина Цветкова. Она была руководителем социального проекта «Добрый автобус», который организует экскурсии для пенсионеров, а также была советником заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова. Также в комиссию вошел певец Родион Газманов, основатель компании «АИР Магистраль» (устанавливает светофоры и дорожные знаки) Алексей Кучмин, директор школы № 2098 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора в Западном Дегунино Надежда Перфилова, заместитель начальника Московской железной дороги Петр Потапов и другие депутаты.
Напомним, что за последние месяцы в Москве произошло несколько крупных экологических скандалов. Жители района Хорошево-Мневники продолжают бороться за сквер на пересечении бульвара Генерала Карбышева и улицы Маршала Тухачевского, где по ночам вырубают деревья. Люди организовали круглосуточное дежурство, и в одну из ночей случился конфликт с рабочими.
В Лефортово активисты пытаются спасти от вырубки старейший тополь района. Также на протяжении всего лета москвичи обсуждали благоустройство парка «Сокольники» и ландшафтного парка «Крылатские холмы», где проходили митинги.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс Станций Мини среди подписчиков.