В Москве второй день идет V Форум социальных инноваций регионов. Мероприятие проходит на площадке Московского урбанистического форума в Гостином дворе. Помимо декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, там выступил министр экономического развития Максим Решетников. Чиновник рассказал о нехватке рабочих рук, частном бизнесе, мигрантах и искусственном интеллекте.
Слишком низкая безработица
По словам Решетникова, основная проблема в экономике сейчас — это не инвестиции и финансы, а человеческий ресурс. Министр отметил, что уровень безработицы в стране даже слишком низкий, что опасно для экономики.
— [Уровень безработицы в] 3% для нас — это уже аномально, это тормоз для развития экономики, а не какой-то плюс, — объясняет Решетников. — Это выражается в опережающем росте заработных плат, и это в целом неплохо, если бы не такой дефицит специалистов.
«При этом дефицит специалистов у нас и количественный, и качественный»
На прошлой неделе, рассказал министр, прошла сессия стратегического планирования по сфере туризма. По словам Решетникова, понятно, как решать все крупные задачи, кроме одной — нехватки рабочих рук.
— Для развития экономики предложения, как говорил президент на ПМЭФ, нам просто нужны новые рабочие руки. Непонятно, где взять 400 тысяч рабочих рук, которые нам понадобятся к 2030 году, чтобы нарастить туристический поток на 60%. При этом 100 тысяч — это квалифицированные рабочие руки, а остальные 300 тысяч — это те, кто нужен для работы экскурсоводами, в гостиницах и так далее.
Далее чиновник заявил об аналогичной проблеме в сфере технологий — средства выделяются, но непонятно, кто займется развитием отрасли.
Все надежды на частный бизнес
В министерстве делают большую ставку на частный бизнес. Как рассказал Решетников, почти все прорывы, которые произошли в экономике за последние 20 лет, — это отрасли, созданные частным бизнесом.
— И частный бизнес, понимая неизбежность дефицита на рынке труда, не сидит на месте — многие компании развивают свои корпоративные университеты, готовят себе кадры и прочее, но без фокуса государственной политики на этом вопросе нам тоже не обойтись, — сообщил чиновник.
Как уточнил министр, политика, связанная с преодолением дефицита труда, развивается по двум направлениям: эффективное использование труда в экономике и «народосбережение» — то есть всё, что связано со здоровьем, с увеличением продолжительности жизни и возможностью жить активно.
Также, по словам Решетникова, почти пропали безработные в классическом понимании (люди со специальностью, которые временно не востребованы из-за неподходящего цикла в экономике). Но теперь нужно помогать другим категориям людей.
— Это, как правило, сложные для вовлечения в рынок труда категории населения, которые требуют особого подхода — граждане пожилого возраста, одинокие матери и так далее, — уточнил чиновник. — То есть те, для кого действительно нужно создавать некие особые механизмы и условия труда — где-то подучивать, где-то подыскивать новые рабочие места.
Вузы без денег
Решетников также заявил, что качество образования многих региональных вузов, «мягко говоря, не соответствует ожиданиям и потребностям, которые есть». Между финансированием среднего образования и вузов — гигантская диспропорция, отметил министр.
— Притом речь о вузах не первой десятки, а именно региональных, которые по большому счету и должны создавать крепкий средний уровень профессионалов в экономике. В последние годы пытаемся развернуть ситуацию — есть программа «Профессионалитет» (образовательная программа в колледжах, ключевая особенность — привлечение работающих профессионалов в отрасли. — Прим. ред.), программа «Строительство кампусов» и так далее. Но, с моей точки зрения, если мы не вернемся к вопросам элементарного подушевого финансирования вузов и не изменим эти значения, то нам нормальное качество в вузах будет обеспечить крайне сложно.
«Мы давно, честно говоря, в вузы и не вкладывались. Последние лет пятнадцать»
Нужно вернуть мигрантов
За последние полтора года, по словам Решетникова, произошел большой отток населения, и вернулись не все. Тем не менее, заявил министр, нужно активно привлекать мигрантов в экономику.
— Рядом с нами центральная Азия — активно растущий регион, где много рабочих рук, и мы там активно инвестируем в русские школы и наращиваем число мест для иностранных студентов [в наших учреждениях]. Но это всё нужно превращать в единую политику по удержанию лучших талантов из сопредельных стран, потому что рабочие руки эффективны и нужны экономике.
«Не надо думать, что мигранты и так приедут. Мы находимся в жесткой конкуренции за рабочие руки с Китаем, Юго-Восточной Азией и другими странами»
Производство без потерь
Следующий вопрос, который отметил чиновник, — производительность труда. Министр рассказал о проекте «Бережливое производство». Его суть в том, чтобы предприятия избавлялись от «скрытых потерь» — процессов, которые не приносят пользу конечному продукту.
— Пока мы охватили 5 тысяч предприятий, как правило, производственных. Надо отдать должное, многие регионы экспериментируют с этими инструментами в социальной сфере, и это тоже дает большой вклад. Я думаю, здесь Москва является лидером, в других регионах тоже много что делается. Но это надо тиражировать, и тиражировать качественно.
Внедрим ИИ
Чиновник заявил, что важно внедрять в производство технологии, в первую очередь — искусственный интеллект. Кроме того, по мнению Решетникова, страх того, что из-за ИИ станет меньше рабочих мест, «немного преувеличен».
— Все-таки ИИ — это скорее дополнительные возможности на уже существующих рабочих местах, это просто увеличение качества работы — есть подсказки, какие-то гипотезы и так далее. Но все-таки пока мы далеки от того, чтобы какие-то отрасли исчезли и везде было сплошное телевидение, как раньше говорили, — заверил министр.
Сэкономить время в экономике
Необходимо уменьшить трудозатраты на получение всех сервисов — государственных и не только, чтобы сэкономить людям время.
— И наша контрольно-надзорная деятельность, уменьшение числа проверок и так далее, всё это направлено на одно — высвободить у бизнеса время. Здесь мы пока «сорвали низко висящие плоды» (сделали простые шаги, которые давно назревали. — Прим. ред.), теперь предстоит самое сложное — теперь нужно работать с обязательными требованиями. Мы уже много раз говорили, что да, наши обязательные требования завышены, потому что в них заложена концепция нулевого риска — как бы чего не вышло, поэтому пусть на всякий случай делают. Другая проблема в том, что если повышаешь уровень риска и снижаешь уровень безопасности, это требует от бизнеса ответственности, компетенций и договороспособности, — рассказал министр.
«Концепция нулевого риска — это, во-первых, очень дорогая штука. Во-вторых, она никогда не работает»
— Что бы мы ни делали, реальным ускорителем всех процессов является доверие. Мы всегда говорим, что инвестиции в экономике — это доверие и настроение, — закончил выступление министр.
Ранее мы рассказывали, как спасти свои сбережения и что ждет рубль этой осенью. Также из-за кризиса в России взлетят в цене многие продукты. Мы уже писали о подорожании шоколада, кетчупа и даже гречки, а также о возможном исчезновении итальянских вин: многие экономисты беспокоятся, что вместо них на прилавках появятся подделки.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».