Вечером 23 сентября после митинга в поддержку вхождения ДНР и ЛНР в состав России студент третьего курса факультета журналистки МГУ Степан Антропов пришел в здание университета в белой футболке с буквой Z на груди. Студент стоял на балюстраде и размахивал флагом ЛНР — от российского его отличает голубая, а не белая полоса сверху.
Однокурсники и студенты журфака восприняли эту акцию как политический акт и посчитали неуместным озвучивать такое в стенах факультета, где даже в уставе прописан запрет на «политическую агитацию». Фотографии из чата курса Степана попали в соцсети и провластные Telegram-каналы, а оппоненты Степана начали получать угрозы, оскорбления и звонки родителям.
MSK1.RU поговорил со Степаном и студентами журфака о том, что стоит за этим конфликтом и как сейчас живут однокурсники патриота. Оказалось, что против Степана все выступали еще в начале года — и совсем не из-за политической позиции.
«Писал всякие гадости»
Конфликт третьего курса журфака МГУ начался еще на втором — в феврале после объявления о начале специальной военной операции мнения о целесообразности этого среди студентов звучали разные. Степан Антропов был среди тех, кто выступал за. Сам он при этом находился в Европе — проходил стажировку во французском Лионе. И даже сам съездил на территорию Украины.
— Он пытался разжечь конфликт из всего. Он специально выбивал на эмоции, писал, что «вы в своей России не можете выйти на митинги». Вообще ничего не можете сказать, да по вам автозаки плачут! Это как раз была ситуация, когда он был во Франции и вышел с плакатом в поддержку Крыма. По-моему, была годовщина какая-то, — рассказывает MSK1.RU однокурсница Степана Анна (имя изменено).
«Ребята просто безобидно пошутили в беседе, мол, что ты вышел на пустую площадь. Выйди туда, где есть люди!»
Но с главными проблемами однокурсницы Степана столкнулись тогда, когда он начал писать им неприятные сообщения в личку. Как говорят сами студентки, Степан едко и «похабно» комментировал их личные отношения, а также предлагал секс с собой.
— Любые разговоры с ним о политике — даже без каких-либо грубостей — сводятся к тому, что Степа предлагает тебе купить дилдо. Причем лично я общалась с ним 2–3 раза, но это было очень весело… Он приглашал меня и мою подругу выпить с ним пива на какую-то дачу, но мы благополучно отказались, — рассказывает однокурсница Степана Саша (имя изменено).
Анна тоже столкнулась с неподобающим поведением Степана. Она рассказала, что многие парни на курсе вступились за девочек, однако Степа извинился только перед парнями, а перед девушками не посчитал нужным.
— Он мне писал всякие гадости, что у меня «недотрах», что у меня плохой секс, что у меня у парня маленький член, — рассказывает Анна. — С этим столкнулась не только я, но и многие девочки. Парни из-за этого тоже ругались, травля касалась и этого тоже. Мальчики между собой списались в личке, извинились перед друг другом, но никаких извинений в адрес ни одной девочки не поступило.
— Когда это всплыло и выяснилось, что этот случай не был единичным, сразу несколько девочек курса получили от Степана такие сообщения, большинство людей в беседе стали относиться к Степану, мягко говоря, без симпатии, — объясняет Кирилл (имя изменено) корреспонденту MSK1.RU. — Многие тогда решили вступиться за девочек.
«То, что сегодня Степан называет травлей за его политическую позицию, — изначально желание показать ему, что так общаться с девушками неприемлемо»
— Да, тогда уже никто не выбирал выражения, это была ответная реакция на те отвратительные сообщения, что он отправлял нашим подругам. Некоторые слитые скрины с сообщениями были сделаны как раз тогда, — рассказывает Кирилл.
Кирилл уточняет, что на журфаке всегда приветствовали плюрализм мнений, а у них на курсе есть разные люди: и те, кто выступает в поддержку специальной военной операции, и те, кто против. Но с другими людьми, которые поддерживают боевые действия на Украине, «таких конфликтов почему-то никогда не возникало», удивляется Кирилл.
Секс как способ решить конфликт
Степан подтвердил в разговоре с MSK1.RU, что действительно говорил не согласной с ним во взглядах студентке журфака МГУ о необходимости заняться сексом или помастурбировать, чтобы, по его словам, выпустить пар и снять напряжение из-за назревающего конфликта.
— Да, я от этого не отнекиваюсь. Как я уже сказал, у нас был с ними конфликт. Я был во Франции, поэтому каждый день выкладывал сторис, показывал свою жизнь. Снимал о том, что сегодня гуляю по Флоренции, потом отправляюсь в Венецию. Потом одна девочка, видимо, из ревности начала следить. Она оставляла какие-то недовольные комментарии. Затем ее сообщения просто переросли в негатив. Студентка мне писала: «Антропов, ты занимаешься пропагандой, кто тебе заплатил? Сколько тебе Кремль заплатил, чтобы ты дискредитировал Европу. На самом деле ты пропагандон». Это прямо цитата. После нескольких десятков оскорблений мое терпение лопнуло.
«Милочка моя, может, у тебя недотрах. Давай я приеду к тебе в Москву, помогу. Сразу станешь добрая и веселая»
После оскорблений со стороны девушки Степан не выдержал и предположил, что студентке необходимо выпустить пар иным способом.
— Я ей решил ответить: «Слушай, милочка моя. Может, у тебя, извините, недотрах. Давай я приеду к тебе в Москву, помогу. Сразу станешь добрая и веселая». Конечно, это было резко с моей стороны. Я признаю. Моя жизнь тоже была не сахар. В отличие от нее, я не занимался травлей. Я не создавал мемы, как они, с моим лицом. Да, были взаимные оскорбления. Я тоже человек. Тоже могу оскорбить. Но одно дело высказать негатив, а другое — травить, — поделился Степан Антропов.
По словам Степана, он пытался решить конфликт мирным путем.
— Как только это еще всё начиналось в феврале-марте, я написал в беседе той девушке: «Слушай, если я тебя обидел, если вдруг что-то не так, то прости меня. Да ты тоже плохо себя вела, поступила тоже неправильно. Тем не менее давай мирно расстанемся, пойдем на мировую — всё. Я тебя прощаю. Ты меня прощаешь. Опять же я шел на диалог. Видимо, нет, с кремлеботами и пропагандонами никакого диалога быть не может, — добавил Степан.
Акция на балюстраде
Степан в разговоре с MSK1.RU рассказывает: он просто хотел сделать красивую фотографию в стенах факультета и показать свою патриотичность.
— Я был на митинге в поддержку референдумов вместе со своими друзьями из МГУ. Там раздавали флаги в знак солидарности. Я решил взять себе флаг ЛНР. Когда всё уже закончилось, мы шли по Моховой улице, смеялись, шутили. Было очень хорошее настроение. Мы проходили мимо журфака МГУ, и я предложил сделать красивую фотографию. Без какой-то задней мысли. Без желания кого-то спровоцировать, — объясняет Степан.
«Просто хотелось запечатлеть момент, его патриотичность. Мы особо и не хотели его куда-то выкладывать»
Просто для себя. Поднялись на балюстраду, сделали фотографию. В этот момент на нас накинулись несколько студенток, которые в очень неприятной манере стали говорить, что мы пропагандируем убийства, разрушаем их дом на Моховой. Стали нас прогонять. Попытались вызвать охрану. Конечно, я вступил в перепалку. Я был в шоке, не знал, как реагировать. Буквально минут 10 там пробыли, потом вышли с факультета.
По мнению свидетелей этого события, всё было не совсем так. Одна из студенток, Диана (имя изменено), считает, что эти слова Степана «сильно преувеличены»:
— Он еще на улице начал размахивать этим флагом. И флагом, что важно, не РФ, а флагом ЛНР. Потому что во многих пропагандистских СМИ это подается, будто это был флаг России. Мол, бедный мальчик, просто патриот, дайте ему спокойно помахать флагом России! На самом деле это был флаг ЛНР. Очевидная политическая акция, — рассказывает Диана.
Она отметила, что Степан довольно экспрессивно вел себя на факультете во время акции: он «демонстративно расстегнул рубашку», под которой находилась футболка с буквой Z, и довольно долго стоял на лестнице, намеренно привлекая к себе внимание.
— Его никто не оскорблял за его позицию, а просто в защиту факультета выступили, потому что старшекурсники посчитали, что это неправильно. На что он начал говорить: «А вы что, против России? Сейчас за такое доносики пишут, хотите доносик напишу?» Потом кто-то сказал: «Почему он не хочет пойти на фронт?» — и он ответил: «Если я еще не здесь, это ничего не значит». Степан рассказал, что был в Мариуполе — а где были вы? — объясняет свидетельница события.
«Потом он начал говорить, что ЛНР — часть России и он поддерживает часть России»
Диана также рассказала, что охранники, которые пришли разобраться в ситуации, не смогли ничего сделать, а Степан довольно быстро выбежал с факультета после того, как сделал кадры. Вопросы, которые поступили Степану от старшекурсников, Диана не посчитала агрессивными:
— Это не принижало его позицию. Это была скорее просьба, что не стоит делать так на факультете. В конце концов, он просто свернул флаг и быстро выбежал с факультета, вслед пару раз прокричав: «Россия!» — сказала Диана.
Травля
Об акции Антропова стало широко известно 25 сентября, когда некоторые провластные телеграм-каналы опубликовали его фотографию и видео вместе со скриншотами переписок (мы не публикуем их из соображений безопасности). На них видно, как некоторые одногруппницы говорят о том, что акция Степана выглядит «как высказывание от журфака», другие действительно используют оскорбления, чтобы выразить свое возмущение.
— В беседе нашего курса крайне негативно обсуждали произошедшее. Оскорбляли меня. К сожалению, на протяжении полугода я сталкивался с травлей из-за моей гражданской позиции. Я всегда за дискуссию, за здоровое обсуждение. Тем не менее когда это переходит за грань и получаю сообщения в духе: «Степан, мы ждем, когда ты совершишь суицид» или «Степан, вот бы ты удобрял земли Донбасса». Это опять началось. Многие хотели доказать незаконность моих действий и добиться моего отчисления. Это не было политической агитацией, а просто поддержка России. Я не призывал никого свергать, — рассказал Степан корреспонденту MSK1.RU.
Однокурсница Степана Анна считает, что возмущения студентов в первую очередь связаны с тем, что он провел акцию в стенах факультета.
— Все понимают, что если ты это делаешь под эгидой факультета, то это автоматически приравнивается к мнению. Мы пытались донести ему эту мысль. Понятно, что были оскорбления в беседе в отношении Степана, но все эти оскорбления и все эти возмущения были связаны с тем, что он сделал это на журфаке. И я солидарна с этими ребятами. Это было ужасно, — говорит Анна.
«Я уверена на сто процентов, что, если бы он вышел с флагом на Красной площади и прислал фотографию в беседу, не было бы такой реакции»
Однокурсница Степана Саша рассказывает, что однажды встретила Антропова в баре и между ними случайно завязался политический спор. После этого она сделала выводы, что у Степана «явный дефицит внимания, которое он пытается привлечь к себе любыми способами»:
— Мы пересеклись в баре, начали спорить о политике. В итоге Степа подскочил, снес стул и ушел, завопив, что будущее за коммунистами. Он рассказывал нам, что лично видел Путина, а когда мы попросили пруфы (доказательства. — Прим. ред.), он показал селфи, где наш прекрасный президент был очень далеко на сцене за микрофоном, — рассказывает Саша.
«Степа пытается казаться чем-то большим, чем есть на самом деле, и не всегда понимает, где нужно остановиться»
После того как скриншоты из чата курса были слиты в Сеть и дошли даже до телеграм-канала Владимира Соловьева, все, хоть сколько-нибудь возмутившиеся акцией Степана и попавшие на скриншоты, подверглись травле. Речь о том, что данные как минимум 5 девочек с курса Степана были слиты в Сеть — в специальный телеграм-канал, звонили даже маме одной из студенток.
— Я согласна, что он не заслужил той травли, потому что кто-то занимался этим не из-за политики, не из-за личных конфликтов, а по инерции. Стадное чувство же работает. Но то, что это вынесли на весь интернет, за пределы факультета… Почему никто не сливал его данные, никто не просил никаких ботов ему писать, чтобы он «сдох», или другие угрозы, — считает Анна.
«Сейчас слили личные данные моих подруг, слили адреса, в том числе адрес моего парня, написали, что там живет подруга. Становится очень страшно»
В свою очередь Саша считает, что Степан сам слил эти переписки в провластные телеграм-каналы:
— Степа постоянно выступает в беседе чем-то вроде шута, который вбрасывает бесполезную информацию, лишь бы о нём вспомнили. только на этот раз Степа не рассчитал, что из-за его демонстраций может развернуться вот такой скандал. Он действительно подлый человек, раз посмел слить переписки. А слил их, думаю, именно он, так как потом я еще увидела скрины других сообщений из этой же беседы, только более древних. Мне искренне жаль девочек, никто не заслуживает такого ужаса, — объясняет Саша в разговоре с MSK1.RU.
Сам Степан объяснил, что отрицательно относится к ситуации с травлей своих однокурсников, и считает, что «травить людей за их недалекость — нехорошо»:
— Я не контролировал ситуацию. У нас есть ребята и очень оппозиционных взглядов, и патриотичных. Именно они начали активно обсуждать и пересылать друг другу сообщения. В конце концов моя история распространилась. Сейчас происходят очень неприятные вещи. Эти девушки, которые травили меня на протяжении полугода, сами стали объектами травли. Я ни в коем случае такого не хотел. Нужно быть выше этого и выше их, — добавил Степан Антропов.
Реакция
После того как скандал на журфаке МГУ стал достоянием общественности, декан факультета Елена Вартанова решила прокомментировать ситуацию. Возможно, после того как депутат Госдумы и выпускник журфака Александр Хинштейн ее «попросил разобраться в этой возмутительной ситуации».
— Факультет журналистики с огорчением узнал о недопустимой реакции в социальных сетях на патриотическую позицию студента 3-го курса С. Антропова. Для факультета неприемлема грубость и нетерпимость к выражению патриотизма. В данный момент проводится работа по выяснению деталей и обстоятельств этой ситуации с последующим обсуждением на заседании Ученого совета и Этической комиссии факультета, — написала Вартанова. Это же заявление было опубликовано в официальной группе журфака МГУ во «ВКонтакте».
Некоторые из журналистов выступили в поддержку Степана Антропова. Среди них Владимир Соловьев и Антон Коробков-Землянский. Они уверены, что таким, как он, необходимо помогать, а девушки-журналистки зачастую злые и мало что понимают.
— Сейчас буду выступать на пресс-брифинге в Общественной палате РФ, в том числе подниму вопрос о ситуации со студентом МГУ Степаном Антроповым, которому устроили травлю на факультете за Z и флаг, — написал в официальном Telegram-канале Антон Коробков-Землянский.
— Мои однокурсницы стали объектом массовой травли из-за непроверенной и однобоко представленной информации. В это время администрация факультета решила открыто встать на сторону Антропова и пригрозила «этической комиссией» провинившимся, при этом полностью проигнорировав тысячи угроз, которые сыплются в адрес их же студентов. По всей видимости, они решили не вставать на защиту студентов, чья политическая позиция более оппозиционная, — удивляется однокурсник Степана Кирилл.
Кирилл считает, что то, что сейчас происходит со Степаном, «вполне логично». Студент отметил, что Степан состоит в «очень теплых» отношениях с некоторыми преподавателями факультета и что преподаватели обсуждают то, что «Антропова травят за политическую позицию».
— В целом создается впечатление, что Степан изначально рассчитывал на что-то такое, и я думаю, он очень рад, что эта история всплыла в весьма удобном для него свете, — говорит Кирилл. — Получается, что так называемый «герой», которого сегодня называют смелым и честным, готовым идти против либерально настроенной толпы за патриотические ценности, получил хейт лишь за то, что не воспитан достаточно хорошо, чтобы знать, как можно и как нельзя общаться с девушками.
Ранее MSK1.RU опрашивал студентов МГУ, и они рассказали, как относятся к системе поступления в высшие учебные заведения, а также какие проблемы могут поджидать тех, кто туда поступил.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».