Профессию летчика романтизировали, пожалуй, с тех пор, как первые самолеты стали подниматься в небо. Тысячи молодых людей и девушек и сейчас хотят сесть за штурвал и сделать полеты над облаками рутиной.
Сейчас в столице путь в авиацию открывают три вуза. Однако они дают старт в «наземной» карьере. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы стать пилотом, какое учебное заведение выбрать и сколько всё это будет стоить.
Где стать летчиком в Москве
Наиболее близок к профессии пилота Московский государственный технический университет гражданской авиации. Здесь можно получить дополнительное летное образование — в Егорьевском авиационном колледже им. Чкалова, который считается филиалом МГТУ ГА.
Он находится по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Владимирская, 2, телефон приемной комиссии: (49640) 4-24-06.
Летная школа в Егорьевске появилась в 1918 году, после окончания Великой Отечественной войны здесь готовили летчиков для гражданской авиации. Сейчас колледж готовит техников, пилотов для гражданской авиации и операторов беспилотников. Современные студенты знакомятся с несколькими типами российских самолетов: Ту-154, Ан-24, Як-42, Ан-2, а также массовыми зарубежными — Airbus и Boeing.
Как поступить в Егорьевский авиационный колледж
В Егорьевский колледж принимают на базе 9 и 11 классов. Чтобы стать пилотом, нужно иметь среднее общее образование (то есть окончить 11 классов). Как такового проходного балла тоже нет. На сайте колледжа сказано о том, что прием на обучение является общедоступным и вступительные испытания не проводятся. Также нет требований к прохождению медкомиссии.
В 2024 году колледж планирует принять на очное обучение 275 абитуриентов на бюджет и 134 — на контракт. На заочное — 125 человек, всех — на платное обучение. Студентам-бюджетникам выплачивается стипендия, предоставляется питание, обмундирование, общежитие.
Плата за обучение на 2024/25 учебный год еще не установлена, а в текущем году составляет 233 700 рублей на очном отделении, 51 000 — на заочном.
Известные выпускники
Одним из самых выдающихся выпускников колледжа был летчик-испытатель Валерий Чкалов, который первым совершил беспосадочный перелет через Северный полюс и создал 15 фигур высшего пилотажа.
Также учебное заведение оканчивали министр транспорта СССР Борис Панюков и Сергей Мамичев — в прошлом замминистра гражданской авиации СССР.
Рейтинг авиаколледжа
На «Google Картах» Егорьевский авиационный колледж получил 3,7 балла из 5. В 2ГИС оценка выше — 4,6. А в «Яндексе» рейтинг — 4,3. Вот что думают об учебном заведении его выпускники и нынешние студенты:
— Окончила ЕАТК ГА в 2014 году и спустя столько времени могу сказать, что все ПХД, построения, зарядки, наряды сейчас вспоминаю с улыбкой. (По сравнению с другими проблемами во взрослой жизни — это фигня.) Учебное заведение в первую очередь тренирует дисциплину, порядка 20% отсеиваются в первый год обучения, кто не может угомонить свои гормоны и различные студенческие желания. Знания дают базовые, основу тому, что послужит хорошей начальной ступенью при работе и на вышке.
— Окончил это училище в 1980 году. Отработал в ГА уже 39 лет. Заочно закончил МИИГА. Из этого опыта могу сказать, что учеба в Егорке мне дала отличные базовые знания теории, с которыми практика давалась легко, — написал человек с ником Пользователь Гугла. — Поверьте, эти трудности потом будете вспоминать как лучшее, что было у вас в жизни, потому что в этом училище учат организовываться. Учат командному духу, жизни в большом коллективе.
— Радует лишь то, что после этого можно найти нормально оплачиваемую работу. А так... Построения, наряды. Кому это надо? Общежитие отвратное, вода горячая даже не всегда есть. Я не хочу просыпаться с подъемом. Я просто хочу, как нормальные люди, встать за час на пары, а не в 6:50, — поделился objoroff tv.
— Многим интересен вопрос об обучении девушек на технических специальностях. Девушки учатся в группе с большим количеством мальчиков. Как правило, парни оказывают помощь девушкам в учебе на технических предметах, где девушки могут быть не сильны. Есть также и минусы: курсанты порой бывают агрессивны и недружелюбны, учиться с такими людьми будет сложно. Обучение девушек и мальчиков проходит одинаково, — отметила Эрика Ральникова.
Где стать летчиком в Петербурге
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации — один из двух вузов в России, где учат пилотов. Он был основан в 1955 году и готовил летчиков и штурманов для советских самолетов. С 2005 года здесь стали обучать пилотов коммерческой авиации, а на последнем курсе студенты могут пройти переподготовку для работы на иностранных в/с Boeing и Airbus, чтобы летать в качестве второго пилота.
Вуз находится по адресу: Cанкт-Петербург, ул. Пилотов, 38, телефоны приемной комиссии: (812) 704-15-57, (812) 679-60-90.
Обучение в СПбГУ ГА длится 4 года, со второго курса у студентов начинаются учебные полеты. Программа соответствует европейским стандартам подготовки пилотов — сначала курсант получает свидетельство частного, а затем — коммерческого пилота. Это свидетельство дает право выполнять пассажирские перевозки. Первоначальное обучение проводят на тренажерах и однодвигательных самолетах Diamond и Cessna на аэродромах в Нижнекамске и Бугульме.
Как поступить в СПбГУ ГА
Принимают в вуз на конкурсной основе, средний балл ЕГЭ для поступления — 65,7 из 100 максимальных. Он устанавливается учредителем — Федеральным агентством воздушного транспорта. Есть в СПбГУ ГА и целевое обучение. В 2024/25 учебном году в вузе предусмотрено 414 бюджетных мест на очном отделении. Для поступления нужно предоставить заключение ВЛЭК.
Стоимость обучения в 2023/24 учебном году составляет на очной форме обучения от 223 820 до 414 400 рублей, на заочной — 85 320. Однако это не все расходы, которые ждут родителей. Для прохождения летной практики нужно приготовить от 976 760 до 1 916 850 рублей.
Известные выпускники
Вуз взрастил немало известных выпускников. Среди них Светлана Капанина — абсолютная чемпионка мира по самолетному спорту, Георгий Мурзин — второй пилот самолета «Уральских авиалиний», севшего на кукурузном поле в Подмосковье, Владимир Потемкин — личный пилот Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, скульптор Григорий Постников.
Рейтинг вуза
В «Яндексе» вуз получил оценку 4,3 из 5 по результатам 737 мнений, в 2ГИС — 3,8.
— В целом хороший университет, преподавательский состав преимущественно добродушный, удобное расположение, что всё в одном месте, а не как у других вузов корпуса по всему Санкт-Петербургу. Учиться можно, но хотелось бы больше интересного. Столовая постоянно в очередях, но хорошая цена и качество, — написала Соня.
— Очень милый преподавательский состав, всегда ответят на любой вопрос. Приемная грамотно всё объясняет. Отдельная благодарность ректору университета Михальчевскому Ю. Ю. за всё. Вы лучшие! — благодарит Инкогнито 8969.
— Здание старое, ремонт давно никто не делал. Оборудования в университете толком нет. Учиться скучно: преподаватели не заинтересованы в обучении студентов, — считает Павел Проданец.
Где стать летчиком в Ульяновске
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева — одно из старейших учебных заведений в России, где готовят пилотов. Он открылся в 1935 году. В советское время здесь обучали летчиков не только для «Аэрофлота», но и готовили авиационных специалистов из ГДР, Румынии, Венгрии, стран Африки.
Сейчас здесь выпускают не только пилотов, работающих в российских и зарубежных авиакомпаниях, но и специалистов поиска и спасения на воздушном транспорте. Вуз находится по адресу: Ульяновск, ул. Можайского, 8/8, телефон приемной комиссии (8422) 21-40-88.
Как поступить в УИГА
В 2024 году вуз готовится принять 559 абитуриентов — граждан России, новых регионов и иностранцев. Сюда входят места для очников, заочников и целевиков. Минимальный проходной балл для того, чтобы стать пилотом, по русскому языку, математике и физике — 45.
До поступления нужно пройти медкомиссию и получит заключение ВЛЭК. В 2023/24 учебном году плата за обучение у первокурсников составляет от 117 834 до 281 789 рублей на очном, 41 965 — на заочном отделении.
Известные выпускники
Этот вуз в свое время окончили пилот Дамир Юсупов, посадивший Airbus на кукурузном поле, советский космонавт Талгат Мусабаев и заслуженный пилот СССР Николай Кузнецов.
Рейтинг вуза
На «Яндексе» УИГА получил оценку 4,3 балла из 5 возможных по результатам 411 голосов. В 2ГИС его рейтинг чуть выше — 4,4 по сумме 38 оценок. А вот что думают про вуз сами студенты:
— Лучшее учебное заведение страны по профилю гражданской авиации. Есть свои проблемы, а где их нет? Мало самолетов для обучения, они плохого качества, т. к. были закуплены в годы лихолетья по понятным причинам. Но это общая проблема всей страны, — отметила Анна.
— Сам учился в этом вузе с 1998 по 2003 год. Впечатления остались только положительные. Преподаватели были с огромным багажом знаний. Материально-техническая база тоже на высоте, — добавил Дис Силкин.
— За период учебы в данном институте моя нервная система иссякла, пришлось пить антидепрессанты. Большинство курсантов и студентов в этом институте очень высокомерные снобы, чьи улыбки скрывают фальшь. Мне повезло, что у меня одногруппники хорошими людьми оказались, но так не всем везет. Некоторые преподаватели запугивают студентов пересдачами и экзаменами до нервных срывов. Разве так должны преподавать в хорошем вузе? Если у вас не стальные нервы, не рекомендую этот вуз, — отзывается Вася Ромашкина.
— Высокое качество образования, контроль, хороший коллектив. Как правило, воздух пинать сюда не поступают, — считает Qwerty123.
Сколько получают пилоты
Поступая в вуз, молодые люди задумываются и о перспективах. У пилотов заработки выше средних по стране — это отмечает главный редактор портала FrequentFlyers Илья Шатилин. По его словам, технические специалисты в авиации сейчас востребованы в России, а особого спроса на летчиков не наблюдается.
— Пилотов у нас достаточно в России, и в ближайшее время наращивания парков воздушных судов происходить не будет. Летный состав поддерживаются на том же уровне. Поэтому авиакомпании, естественно, отдают предпочтение опытным пилотам, а не выпускникам, — считает эксперт. — Поэтому даже когда происходят сокращения, то сокращают в первую очередь молодых, тех, кто имеет минимальный налет. Если вдруг кому-то повезет и его возьмут летать, обычно стажеры и вторые пилоты могут рассчитывать тысяч на 250–300. Это неплохо по сравнению со средней зарплатой в стране.
Чтобы стать пилотом, не обязательно поступать в вуз. Получить эту профессию можно в летных училищах и затем пройти переподготовку на тип воздушного судна, который эксплуатирует авиакомпания.
А вы хотите работать в авиации?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».