Образование Образование: что почем От инженера до диспетчера: какие вузы Москвы готовят работников авиации и сколько это стоит

От инженера до диспетчера: какие вузы Москвы готовят работников авиации и сколько это стоит

Специалистов выпускают три университета

На авиадиспетчеров в вузах всегда самый высокий проходной балл

Работать в авиации всегда было престижно, интересно и открывало возможности неплохо заработать. Спектр специальностей в этой сфере довольно широк: это и инженеры, и проектировщики, и технический персонал аэропортов, и диспетчеры. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы построить карьеру в гражданской авиации, какое учебное заведение выбрать и сколько всё это будет стоит.

Сейчас в столице путь в авиацию открывают три вуза. Это Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет имени Баумана и Московский государственный технический университет гражданской авиации.

МАИ

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) основан в 1930 году, и сейчас входит в топ-100 вузов России. Это единственный в мире университет, у которого есть собственный аэродром. Он находится в Подмосковье — рядом с поселком Алферово Волоколамского района.

Студенты МАИ испытывают беспилотники

За это время вуз подготовил свыше 180 тысяч специалистов для авиации, в том числе свыше 150 летчиков-испытателей, 24 летчика-космонавта, более 250 конструкторов. Среди известных выпускников МАИ — ученый-физик Сергей Капица, авиаконструктор Михаил Погосян, один из первых космонавтов Муса Манаров, космонавт и ныне депутат Госдумы Светлана Савицкая. Выпускники вуза создавали самолеты Ил, Ту, Як, МиГ, вертолеты Ми и Ка, ракету-носитель «Союз-У» и систему ГЛОНАСС. Студенты МАИ стали известны и в творческой стезе — это писатель Эдуард Успенский, певец Макс Покровский* из группы «Ногу свело», сатирики Михаил Задорнов и Лион Измайлов.

На территории вуза установлен сверхзвуковой истребитель Су-27

Сейчас МАИ активно привлекает будущих студентов еще со школьной скамьи. Здесь работает Детский технопарк «Траектория взлета» и предусмотрена программа целевого обучения. Также вуз активно обучает студентов-иностранцев из стран Африки, Юго-Восточной Азии, СНГ. Выпускники МАИ могут оформить и европейское приложение к диплому, разработанное Европейской комиссией совместно с ЮНЕСКО. Его стоимость составляет 6 тысяч рублей.

Плата за обучение на 2023/2024 год была установлена на очной форме от 248 170 рублей (специальности «прикладная математика», «фундаментальная информатика и информационные технологии») до 343 700 рублей (специальности «двигатели летательных аппаратов», «авиастроение», «ракетные комплексы и космонавтика». Стоимость обучения на факультете довузовской подготовки в текущем учебном году обходится от 100 640 до 226 440 рублей.

Максимальное число бюджетных мест, 343, — на специальности «самолето- и вертолетостроение», также есть 15 платных. Проходной балл — 213. Самый высокий проходной балл в МАИ — на «авиастроение»: 247 для поступления на бюджет и 180 — на платное обучение. Меньше всего студентов набирают для обучения по направлению «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» — предусмотрено 25 бюджетных и 5 коммерческих мест.

По 255 отзывам «Яндекса» вуз получил 4,4 балла из 5 возможных, в сервисе «2ГИС» — максимальные 5 баллов по 13 оценкам. А вот что думают выпускники и студенты МАИ об альма-матер.

— Вуз — «пушка», преподаватели душки. И вообще, нет плохих, несправедливых преподавателей, а есть ленящиеся студенты. Ремонт был совсем недавно сделан во всех корпусах. Аудитории всегда чистые, оснащены самым современным оборудованием. МАИ расположен очень удобно: между двумя станциями метро («Сокол» и «Войковская») и МЦК «Стрешнево». В институте царит атмосфера научной деятельности: преподаватели занимаются со студентами научно-исследовательской деятельностью, регулярно проводятся различные конференции, где все желающие могут проявить себя, — считает Mafanya63.

— Окончила обучение в МАИ в этом году! Уровнем обучения очень довольна. Все преподаватели дают знания, готовы всегда помочь и ответить на самый глупый вопрос, главное не лениться самому. Преподавательский состав 201-й кафедры очень сильный! <…> Студентам по желанию дается возможность параллельно с учебой участвовать в конференциях, заниматься наукой, писать статьи, заниматься в спортивных секциях. Также можно работать на кафедре, в приемной комиссии, в лабораториях. Сейчас я работаю в ПАО «Яковлев» и большинство моих коллег тоже обучались в МАИ, все очень любят выпускников этого института, — делится опытом Карина Котова.

— Самый старый вуз в мире, наверно, учебную программу, наверно, с советских времен не обновляли, преподаватели неадекватные — делают, что хотят, им плевать на студента. Экзамены можете сдавать месяцами — ждете очереди, деканату плевать на студента, для них препод всегда прав, нету никаких поддержек. Абитуриенты, не ведитесь на маркетинг в соцсетях, по факту лекции проходят в аудиториях которые не ремонтировали, наверно, в 70-х годах, после окончания про работу вообще говорить не стоит, максимум можете работать в КБ за 15–20 тысяч, — отмечает Зафарбек Матякубов.

— Посещение института (1 факультета) спустя 20 лет показало, что научная и материальная база осталась на том же уровне. Студенты изучают Ту-154 и тому подобное, что-то очень устаревшее. Учебные образцы подходят для музея, но для учебы это похоже на изучение технологии «плетения лаптей». Много иногородних студентов из глубинки (в некоторых группах до 50–70%), которые мечтают «покорить» Москву и «зацепиться», а там куда выведет судьба. По общему наблюдению, москвичи более прагматичные и обучаются только ради корочки-диплома, с авиационной отраслью не связывают свое будущее, имеют завязки по будущей работе через родителей, посещают платные курсы на стороне вне института. Не те, ни другие не горят желанием отправляться в Ульяновск или Комсомольск на Амуре «поднимать авиацию с колен» за низкую оплату, — делится мнением Sergey S.

МГТУ им. Баумана

Бауманский университет — один из старейших в России, в 2030 году он будет отмечать 200-летие со дня образования. Он входит в пятерку лучших в нашей стране и готовит инженеров для различных отраслей, в том числе для авиации. Также МГТУ — учредитель фонда «Сколково».

На базе вуза есть курсы для подготовки к ЕГЭ, школы будущих инженеров, для детей организуют экскурсии. В День космонавтики, 12 апреля, вуз традиционно проводит день открытых дверей. Есть квоты для льготного поступления победителей олимпиад, абитуриентов из ЛНР и ДНР, а также детей участников СВО.

Главный корпус Бауманки

В 2023/2024 году минимальная стоимость обучения составляла 270 119 рублей в год (специальность «прикладная математика и информатика», «математика и компьютерные науки»), 536 534 рубля — максимальная (специальность «дизайн»). А чтобы получить образование по направлению «ракетные комплексы и космонавтика», родителям первокурсника придется отдать 350 300 рублей за год.

По «авиационным» направлениям самый высокий проходной балл у «проектирования, производства и эксплуатации ракет и ракетно-космических комплексов» — 296 на бюджет. При этом на платное — всего 185. Из коммерческих направлений сильнее всего придется потрудиться абитуриентам, желающим освоить специальность «ракетные комплексы и космонавтика», проходной балл — 192. Больше всего бюджетных мест предлагает направление «системы управления летательными аппаратами» — 231. Меньше всего — «навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники», всего 36 мест.

Среди самых известных выпускников Бауманки — авиаконструкторы Андрей Туполев и Павел Сухой, создатель ракет Сергей Королев, соратник Сталина Георгий Маленков, космонавт Олег Скрипочка, экс-глава Башкирии Рустэм Хамитов, член Новокузнецкого городского совета народных депутатов Алексей Мишустин (сын нынешнего председателя правительства РФ), а также певец и композитор Аркадий Укупник и телеведущий Антон Комолов.

Среди пользователей «Яндекса» вуз имеет рейтинг 4,6 по 5-балльной шкале, пользователи дали 2766 оценок. На 2ГИС рейтинг чуть ниже — 4,4 по совокупности 60 отзывов. В целом выпускники довольны обучением.

— Окончил М1 в 1993 году. Сильнейший технический ВУЗ страны. Хорошая преподавательская школа. С некоторыми преподавателям в дальнейшем работал, привлекая их в производстве. За всю свою биографию в технике ни разу не пожалел об обучении и успешном окончании МВТУ им. Н. Э. Баумана, — считает пользователь «Яндекса» с ником Mixer.

— Учился здесь в 90-е. Основное здание, конечно, требует ремонта, но по уровню подготовки всё отлично. Преподаватели и свои, и приглашенные очень грамотные и способные давать тому, кто хочет взять, — добавляет Москвич.

— Окончил 10 лет назад факультет МТ. Математику, физику и свой специалитет оцениваю на 4–5 баллов — сильная школа, преемственность поколений, хорошие преподаватели. Химию, УТС, информатику, электротехнику, английский оцениваю на 1–2 балла. Знаний ноль, вместо них какая-то феерическая чушь, бред сумасшедшего. В образовательной системе много устаревшего мусора, нужна хорошая чистка как учебной программы, так и всей администрации вуза, — пишет Никита.

— Поступление сюда было огромной ошибкой. Преподаватели не считали студентов за людей, могли просто не приходить на пары, давали на лекциях презентации более чем 10-летней давности. В очереди за подписью студенческого можно было стоять больше 3 часов. Преподаватели всячески издеваются над студентами при этом не давая актуальных знаний. Здание старое, туалеты грязные, штукатурка сыпется, везде висят провода, — посетовал Антон Ростецкий.

МГТУ ГА

Московский государственный технический университет гражданской авиации — самый молодой среди вузов, готовящих специалистов в сфере воздушных перевозок. Он был основан в 1971 году, а в 1993-м стал техническим университетом.

Этот вуз стоит выбрать тем, кто хочет связать карьеру с национальным перевозчиком, так как его партнер — авиакомпания «Аэрофлот». В университете есть собственный парк воздушных судов и авиационное оборудование, на котором студенты получают практические знания. Есть здесь подготовительные курсы и программы обучения иностранных студентов.

В 2024 году прием документов для поступления начнется 20 июня, информация об этом есть на сайте вуза. Уже известны предварительные расценки на новый учебный год. Минимальная стоимость обучения на очном отделении бакалавриата в 2024–2025-м — 311 тысяч, на заочном — 80 тысяч рублей. Будущих абитуриентов в вузе ждут 20 апреля — на день открытых дверей.

Самый большой конкурс среди будущих авиадиспетчеров: проходной балл на специальность «управление воздушным движением» составил в 2023 году 51,7. Легче всего поступить на «поддержание летной годности воздушных судов» — проходной балл 38,3. На эту же специальность и самое большое число мест — 85. Меньше всего абитуриентов, по 25 человек каждый, примут на два направления — «обеспечение полетов воздушных судов авиационными и горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями» и «безопасность полетов воздушных судов».

Интересно, что МГТУ ГА окончил бывший руководитель Росавиации и экс-заместитель министра транспорта Александр Нерадько. Также среди выпускников этого вуза — гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, предприниматель Дмитрий Ловейко — именно его студия создала сверхпопулярный мультсериал «Маша и Медведь», тяжелоатлет и шоумен Владимир Турчинский и советская легкоатлетка Ольга Богословская.

Московский государственный технический университет гражданской авиации имеет 1083 оценки на «Яндексе» и суммарно 4,3 балла из 5.

— Проходил там курс повышения квалификации. Автор программы — Трифонов В. А. Огромное спасибо за полноту и актуальность материала. Программа курса понравилась, кабинет оборудован современно, есть плазма для трансляции материалов и компьютеры, на которых можно пользоваться и просматривать материалы курса. Очень понравилось!!! Интерьер университета — стиль Советского союза, двери, паркет, ручки. Туалеты ухоженные, но стиль тот же — ручкой закрытия кабинки является шпингалет, — Александр Богер.

— Да, здание нового корпуса нуждается в ремонте, но если ты хочешь учиться и получить знания, ты сможешь научиться. Нынешние студенты бесплатно питаются, МФ обеспечен бесплатной формой очень хорошего качества. Там работают, прежде всего, люди, которые являются хорошими преподавателями. Да, ремонта не было, видимо, со времен СССР, но для получения специальности стены — не самое главное, — добавляет Marypravdina.

— По состоянию на 2023 год учебное заведение больше похоже на авиационное училище из 80-х, институтом можно назвать с большой натяжкой. Состоит из двух основных территорий. На старой территории несколько корпусов, соединенных переходами. На новой территории — главное здание — плод архитектора-авангардиста (пострадали и внешняя и внутренняя компоновка здания). Третья территория — Учебный аэродром, представлен Учебной АТБ (авиационно-технической базой), расположенной на территории аэропорта Шереметьево. Кроме здания УАТБ имеются самолеты советской постройки: Ил-76, Ил-86, Ту-154М. Современных самолетов нет, — недоволен пользователь «Яндекса» Александр.

— Находится далеко, добираться неудобно — лес, промзона какая-то. В столовой шлак и очереди. Преподы много нагружают лишним, пустая трата времени. Где потом работать, вообще непонятно, — написала Анна Братышева.

*признан иноагентом на территории РФ

А вы хотите работать в авиации?

Да
Нет
Уже работаю, интересно посмотреть ответы

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
Деньги дороже качества? За что критикуют новый фильм Marvel «Дэдпул и Росомаха» — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Отключить электричество и запереть дом — этого мало. Как подготовить дачу к зиме: практические советы от эксперта
Анонимное мнение
Мнение
«Вывозить людей только автобусами — это безумие». Как решить транспортный коллапс в Балашихе — три совета аналитика
Анонимное мнение
Мнение
Леса, поля и голубая гладь канала. Колонка журналистки MSK1.RU о самом популярном подмосковном веломаршруте
Серафима Путиева
Рекомендуем