Сегодня, 2 сентября, практически все школьники нашей страны отправились на торжественные линейки. Исключение — дети, которые находятся на семейном обучении. Их родители в силу разных причин выбрали получение образования дистанционно. Одна из них — москвичка Мария Кючюкэрдал, дети которой постигают общеобразовательную программу, находясь за границей. Она откровенно рассказала о плюсах и минусах альтернативной формы школьного обучения.
Семейное образование — не новая форма обучения. Закон об этом был принят еще 29 декабря 2012 года. К тому же семейное обучение существовало в России и до революции 1917 года. Современные школьники могут получать знания по общеобразовательным предметам экстерном и сдавать аттестацию.
Как перевести ребенка на семейное образование
— Это абсолютно не сложно: приписываешь ребенка к школе по месту жительства либо по месту регистрации. У меня на семейном уже учится сын, сейчас оформила дочку. Через «Госуслуги» подали заявление — хочу ребенка зачислить в первый класс. Потом пришла в школу и написала заявление, что я перевожу ребенка на семейное образование. И всё.
Школа потом сама отправляет это заявление в комитет образования. Получается, что для семейного образования ребенка фактически отчисляют из школы, но он к ней остается прикрепленным. Школа обязана выдать учебники, программу обучения, прикрепить конкретного учителя, которому ты будешь сдавать аттестацию. По крайней мере, в начальной школе, но я думаю, что и в средней школе будет точно так же, то есть будут классные руководители и предметники.
Дети на семейном образовании не входят в статистику для успеваемости школы. Хотя ребенок проходит аттестацию в этой школе. Можно сдавать экзамены раз в полгода, можно отчитываться раз в год. Но рекомендую сдавать чаще, потому что ребенку проще отчитываться частями — объем материала меньше.
Как построено обучение
На семейном обучении родитель определяет, как ребенок учит уроки и в какой форме. По закону он принимает всю ответственность на себя вместо школы. Ты можешь нанимать репетиторов, ты можешь преподавать всё дома сам, школу это не касается. Но если учителя при аттестации видят, что ребенок не тянет или в семье ничему не учат, то образовательное учреждение может заставить родителей перевести школьника на очное обучение.
В первом классе мы справлялись со всеми предметами сами, кроме русского языка, и занимались почти каждый день или минимум 2-3 раза в неделю. Плюс в том, что ребенок программу осваивает не каждый день, как в школе, а индивидуально и быстрее. Например, сын занимается математикой с репетитором с третьего класса. У него занятие 1 раз в неделю, 1 час онлайн плюс домашнее задание, максимум 5-6 примеров. За это время он успевает освоить программу всего курса. У него нет каждый день математики, зато есть вторая школа — в стране проживания. В ней есть математика, но программы немного отличаются.
Из-за того, что мы живем за границей, российское образование дети могут получить только двумя способами — онлайн или по форме семейного обучения. Моему сыну проще заниматься на семейном, так как программа адаптирована под единственного человека, а не как в школе — под всех. Если учитель ориентируется на среднюю успеваемость по классу, то мы занимаемся индивидуально, и количество часов занятий подстраивается под моего ребенка.
Минусы семейного обучения
Если ребенок находится чисто на семейном образовании, то это сложно родителям, потому что нужно уделять ему больше времени. Для самого ребенка единственный минус семейного образования — это социализация. Он не ходит в школу и сидит дома, то есть у него получается ограниченная социальная среда. Если ребенок кроме школы нигде не занимается, я бы не советовала на семейное обучение уходить.
Если жить в России, семейное обучение нужно только в том случае, если ребенок занимается чем-то профессионально — например, музыкой или спортом. Тогда есть логика, потому что можно подстроить занятия под график концертов или выступлений. К тому же это недешево.
Расходы на семейное обучение у меня сейчас немаленькие. Потому что, начиная уже с третьего-четвертого класса, а русский язык — с первого класса, ты не потянешь обучать ребенка самостоятельно, если ты не профессиональный преподаватель. Потому что знать предмет — это одно, а объяснить его — совсем другое. До третьего класса математику, окружающий мир и некоторые другие предметы, особенно творческие, мы как родители давали сами.
Некоторые предметы идут легко благодаря занятиям на курсах для русскоговорящих детей. В провинции Коджаэли, где мы проживаем, есть Ассоциация любителей русского языка. У детей есть возможность заниматься в группах не только по русскому языку, но и по таким предметам, как литературное чтение, окружающий мир, творчество, технология. Для меня и других родителей, чьи дети учатся на семейной форме обучения, это шанс брать уроки у профессиональных преподавателей.
Здесь еще и вопрос дисциплины. Пункт один — дисциплина родителей, пункт два — дисциплина детей. Это сложно. Это реально сложно. Но сын сейчас знает, что у нас занятие в понедельник, к этому занятию должно быть сделано домашнее задание. Поэтому постоянно откладывать уроки на завтра на семейном обучении тоже не получится.
Еще минус в том, что поскольку ребенок фактически отчислен из школы во время обучения и зачисляется только на период аттестации, то ему не положены льготы как детям на очной форме обучения — например льготы на проезд.
Как проходит аттестация
Мы прилетаем в Россию на аттестацию раз в полгода. Нам назначают день, сын пишет контрольные очно. Обычно это занимает два-три дня, потому что предметов много: русский и математика, окружающий мир, английский, литературное чтение, рисование, творчество. Мы приносим поделки и показываем, что ребенок не бездельничает.
Физкультуру мы сдаем тестами. Но я знаю примеры, когда дети на семейной форме сдавали нормативы так же, как и на очной.
Конечно, к аттестации приходится готовиться. Приходится заставлять, хотя учиться в школе ведь всех мама заставляет. Единицы детей, которые рвутся в школу и хотят учиться. Но заниматься по программе русской школы сыну нравится больше, чем в турецкой. С другой стороны, сын понимает, что два раза в год ему нужно сдаваться, и готовится к аттестации. У ребенка, который занимается с мыслями о том, что ему придется сдавать экзамены, есть стимул учить.
Кстати, родителям, которые хотят поддерживать хороший уровень русского языка у детей за границей, я бы рекомендовала форму семейного образования, по крайней мере, начальную школу.
ЕГЭ после семейного образования
По окончании обучения на семейной форме у ребенка есть такая же возможность поступить в институт, как и у детей на очной форме. Ребенок получает аттестат государственного образования из школы. Там не прописано, семейное образование или нет, потому что в любом случае он сдает ЕГЭ. Мой сын и дочь получат такие же аттестаты ЕГЭ и такой же аттестат об образовании, что и дети после очной школы.
В случае возвращения на родину достаточно будет подать заявление в комитет образования на замену формы обучения. Я перевела детей на очку, и они продолжают учиться без потери года и дополнительных аттестаций.
С другой стороны, мне директор школы рассказывал про девочку, которая занималась профессионально музыкой и ушла на семейное обучение. Но в итоге последний класс перед ЕГЭ они всё равно пришли на обучение в школе. По закону можно в любой день написать заявление, перевести ребенка на очное обучение, и тебе не могут отказать.
Тем, кто живет за границей и хочет дать своему ребенку более широкое образование, я бы очень посоветовала семейное обучение. Но здесь есть нюанс: нужно смотреть по ребенку, тянет он две школы или нет. Если способностей не хватает, то лучше не надо, так как можно вообще отбить у него желание учиться.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.