В 2024 году около 1 млн 800 тысяч первоклассников сели за парты. Больше всего в Центральном федеральном округе — 403 тысячи мальчишек и девчонок. Педагоги обратили внимание, что в последнее время родители всё чаще стали отдавать детей в школу не в 7 лет: кто-то отправился в первый класс в 6 лет, а кто-то в 8.
Вместе с экспертами разбираемся, как к такому относятся учителя и надо ли это самим детям.
Как продлевать детство?
Иногда родителям кажется, что в 7 лет ребенок еще не готов к школе, и отправляют «на второй год» в старшую группу детского сада. Для этого достаточно одного заявления. Но специалисты все-таки рекомендуют пройти комиссию ЦПМПК (Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию).
— Иногда у детей к семи годам еще не созревает функция образовательной деятельности, как должна, — рассказала детский коррекционный педагог Надежда Мурманцева. — Часто это происходит из-за того, что многие родители спешат в эту образовательную деятельность — рано начинают обучать ребенка, и чадо «недоигрывает».
Прохождение комиссии полностью добровольно. Родители могут даже не предоставлять ее результаты в школу или детский сад.
Родителям важно понимать, что им дается дополнительное время не для отдыха, а для подготовки.
Кто может пойти в школу раньше?
Детей в школу могут принимать в общем порядке с 6,5 и до 8 лет. В качестве доказательств готовности ребенка к школе родители могут предоставить заключение ЦПМПК.
— Ребенок может начать пробиваться при большом желании родителей в школу и в 6 лет. Но зачем? — добавила Надежда Мурманцева. — Это может оказаться слишком рано. Нужно не забывать про периоды развития ребенка: до 7 лет должна преобладать игровая деятельность, до 3 лет — манипулятивная. Если их подменять, то ребенок не сможет правильно воспринимать информацию в будущем.
А что будет через пять лет?
По мнению детского психолога Ольги Архиповой, ранние и поздние дети не должны в школе сталкиваться с дополнительными трудностями в классе.
— Если никто со стороны взрослых не будет демонстрировать какое-то особое отношение к детям, то сами по себе одноклассники быстро найдут общий язык и начнут между собой нормально взаимодействовать, — уточнила она. — У многих детей есть братья или сестры, есть друзья со двора — кто старше, кто помладше, в детском саду на лето часто объединяют разновозрастные группы, поэтому все должны достаточно быстро адаптироваться.
Если учитель начнет акцентировать внимание на возрасте, потакая младшим, или предъявлять завышенные требования к страшим, то начнутся конфликты.
Психолог предупреждает, что в первом классе разновозрастные дети находятся на одном уровне развития, но к пятому классу из-за начала полового созревания разница между ними может стать больше.
— Если всё хорошо сложится с первого класса, то и в средней школе проблем каких-то специфических появится не должно, — поделилась опытом Архипова. — Понятно, что если девочка пошла в школу почти в 8 лет, то уже в 4–5-м классе она начнет внешне выделяться среди сверстниц, потому что быстрее начнет физиологически меняться. Но такое может быть и у других детей. Точно так же и самый младший мальчик может стать хулиганом, потому что это зависит от воспитания, а не от возраста.
Для учителей средней школы разница в возрасте между учениками очевидна, но, как правило, проблемой они это не считают.
— Дети по-разному выглядят и усваивают информацию, — объяснил MSK1.RU учитель информатики одной из московских школ. — У одного уже могут начать пробиваться усы, а другой еще в машинки играет и в девочках вообще не заинтересован. Случаются конфликты, но не всегда они зациклены на возрасте — дети всегда найдут, за что зацепиться, если захотят.
К старшей школе психологический возраст среди одноклассников выравнивается полностью — всем на всех решительно всё равно вне зависимости от возраста.
Но есть учителя, которые всё же советуют отправлять детей в школу в 7 лет, чтобы все были равны, так как «тандемы» разновозрастных детей в одном классе не любят.
— Одно дело, когда у тебя все, условно, семилетки, и то приходится подстраиваться под каждого, чтобы эти 25–30 человек на стену не полезли, — рассказала MSK1.RU учитель младших классов с 30-летним стажем. — Но совсем другое дело, когда помимо них у тебя есть ребенок младше и ребенок старше, потому что они все разные и требуют разного подхода.
Учитель объясняет, что дети помладше обычно более ранимые, на них нельзя давить. А те самые ученики из продления детства становятся неуправляемыми хулиганами.
Ранее мы публиковали рейтинг московских школ и рассказывали, выпускники которых чаще поступают в престижные вузы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».