Образование «Привязанности к отцу нет, а льгота есть». Дети участников СВО ответили на агрессию абитуриентов

«Привязанности к отцу нет, а льгота есть». Дети участников СВО ответили на агрессию абитуриентов

Льготников обвиняют в нехватке бюджетных мест для простых школьников

Козлами отпущения стали льготники и олимпиадники — именно их винят в том, что поступить в этом году стало еще сложнее

Поступление на программы бакалавриата в 2024 году прошло не совсем гладко. Тут и там абитуриенты жаловались на нехватку бюджетных мест — настолько, что некоторые стали обвинять детей военных в том, что поступающим по ЕГЭ не досталось бюджетного места в вузе мечты. Дело в том, что для членов семей военных с 2022 года существует отдельная квота.

Перед началом учебного года в социальных сетях стали появляться видео, в которых молодые люди рассказывают свои истории о том, как боятся не поступить и что ситуация будет со временем только ухудшаться.

Большинство отмечает, что детям, живущим без отца всю жизнь, тоже тяжело, но льгот для них нет

Некоторые задаются вопросом, что будет происходить в будущем, когда абитуриентов станет больше
1 из 4

Большинство отмечает, что детям, живущим без отца всю жизнь, тоже тяжело, но льгот для них нет

Школьники в TikTok шутят, что поступление всё больше похоже на борьбу между олимпиадниками и льготниками, а у обычных абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ, шанса на победу нет.

Главный аргумент поступающих по «военной» квоте в том, что они переживают за отцов и что они не выбирали такое положение.

Всего есть два вида квот — отдельная и особая. Особая квота выделяется для инвалидов, детей сирот и ветеранов боевых действий. Отдельная квота — для награжденных Героев РФ, детей мобилизованных военных, военных-контрактников и детей военных из ДНР и ЛНР. Особая и отдельная квоты занимают 10% от бюджетных мест по одному направлению.

Мы поговорили с тремя девушками: каждая из них — ребенок военного. Одна только собирается поступать, вторая поступила в этом году, а третья уже год проучилась в одном из топовых университетов страны. Рассказываем, как они относятся к своему «привилегированному» положению и что они думают об отношении к ним в интернете.

«Квота как план Б»

Сейчас Саша учится в 11-м классе одного из лицеев Забайкалья, но после выпуска оставаться в Чите не планирует. Ее мечта — поступить в театральный вуз.

Попасть на бюджет творческой специальности непросто, даже с льготой. Готовиться к ЕГЭ — по литературе и обществознанию — и поступать на актера драматического театра и кино в первую очередь Саша планирует как обычный абитуриент.

— Насколько я знаю, квота не работает, если есть вступительные испытания. Думая о других специальностях, я хотела бы попасть в Петербург на какого-нибудь организатора массовых мероприятий.

Воспользоваться квотой девушка планирует только в случае неудачи.

— Если пролечу с туров, то, конечно, буду уже над этим думать. В любом случае я вижу себя только в творческой специальности, где хочешь не хочешь, а вступительные сдавать надо. Так что к квоте я отношусь скорее как к плану Б, если мои мечты разрушатся, — рассуждает будущая абитуриентка.

Как отец попал на СВО, Саша точно не знает. Родители развелись, когда ей было три года. После начала операции ее отец, живший на тот момент во Владивостоке, подписал контракт с Минобороны.

— С отцом я не общаюсь, поэтому, когда узнала, толком никаких чувств не было. Был испуг, но больше похожий на страх неизвестности, так как он ушел по контракту чуть ли не в первую волну, — поделилась старшеклассница.

По словам Саши, ей повезло — привязанности к отцу у нее нет, а квота есть.

— Очень плохо так говорить, но никакой эмоциональной привязанности у меня к отцу нет. Сейчас он вернулся и находится у себя дома во Владивостоке, так что могу сказать, что и ему повезло быть невредимым, — делится девушка.

Негодование в сторону детей военных она понимает, но не поддерживает.

— Мне кажется, что те, кто бесится, не совсем осознают риски, на которые идут члены семей. Когда я это говорю, я не беру в расчет себя. Всё не может быть всегда на сто процентов честно. У кого-то, может, член семьи умер, а у кого-то вернулся, и всё сейчас у него хорошо, но оба были в одних условиях. Но если бы квота выдавалась только членам семей, кто лишился родственника, то, думаю, это бы выглядело как поощрение смерти. Я думаю, что абитуриентам без льгот стоит просто смириться и отнестись с пониманием к ситуации, — отметила Саша.

Девушка подчеркивает, что не выбирала оказаться ребенком военного.

— Если же говорить обо мне — я понимаю, что могу поступить «просто так», но я же не выбирала свою судьбу. Если бы я не была квотником, я бы, наверное, тоже негодовала, но в конечном итоге отнеслась бы к этому как к обычной жизненной преграде. Всем сейчас тяжело, но, думаю, это более-менее справедливо, — пояснила Саша.

«Даже если нас поливать грязью, система не изменится»

В этом году Алина поступила на юридический факультет Высшей школы экономики. Если бы не отдельная квота для ребенка военного, попасть на бюджетное место девушка бы не смогла. В 2024-м на юриспруденции в ВШЭ выделили 9 таких мест.

За три экзамена — английский язык, русский и обществознание — старшеклассница получила 262 балла. Чтобы учиться в Вышке бесплатно, обычному абитуриенту нужно было набрать 280 баллов и больше.

Лично с агрессией из-за своей льготы девушка не сталкивалась, зато постоянно наблюдает ее в интернете. По ее словам, в основном не любят тех, кто плохо сдал ЕГЭ, но всё равно попал на бюджет, заняв «чье-то место».

— Мне правда жаль ребят, которые усердно готовились к ЕГЭ и хорошо сдали экзамены, но не смогли поступить на бюджет. Их агрессию можно понять, — рассказывает Алина.

Отец Алины работал военным по контракту еще до февраля 2022 года и сам получал образование юриста.

— Мой папа на СВО с самого ее начала — он сам по себе военный, поэтому у него не было выбора, идти или не идти. Если говорить про меня, то я старалась так же, как и другие, и я постараюсь оправдать возможность поступить в хороший вуз. Я хочу стать хорошим специалистом, поэтому буду стараться, — делится Алина.

Тем не менее свое право на льготу девушка с радостью бы променяла на отца дома — в спокойствии и безопасности.

— Мои родители давно в разводе. Из-за этого я не видела отца два года. Я была бы намного счастливее, если бы могла видеть его чаще, а не поступив на бюджет. Да, его зовет долг, но это всё равно очень удручает, — делится девушка.

Дети не виноваты, считает абитуриентка.

— Если говорить про тех, кто плохо сдал ЕГЭ и попал на бюджет, почти не стараясь, я думаю, что нужно совершенствовать систему, а не винить детей, — подытожила девушка.

Тем не менее встречаться с одногруппниками Алина побаивается — страшно, если кто-то будет относиться предвзято.

«Врала о количестве баллов, чтобы не считали глупой»

Лера перешла на второй курс «мехатроники и робототехники» санкт-петербургского политеха. В прошлом году она поступила на бюджет по отдельной квоте из Амурской области. Всего в группе таких людей три человека, включая ее.

— Я подавала документы в питерские вузы, не особо зная, как работает отдельная квота, поэтому старалась выбирать места по баллам прошлых лет. Некоторые специальности выбирала по названию, на основе своих интересов, — рассказывает Лера.

Девушка признаётся, что в итоге выбирала свой вуз «по обложке».

— Меня взяли почти везде, куда подавалась. Политех я выбрала, потому что «звучит престижно». Оказалось, что проходной у моей специальности — 250 баллов, а у меня было 223. Я узнала об этом только при общении с ребятами, — поделилась студентка.

Но после поступления девушка быстро начала чувствовать себя не в своей тарелке.

— Мне было очень неловко перед однокурсниками, и я врала о своем количестве баллов, чтобы меня не считали глупой. Они до сих пор не знают мой реальный результат, — призналась Лера.

В любом случае от чувства одиночества и трудностей в учебе Леру это не спасло.

— Мне очень тяжело, разница в баллах иногда чувствуется — полгруппы натуральные заучки, которые, кроме учебы, ничего не знают. Я так и не смогла найти себе друзей. Остальные ребята неплохие, но мы с ними слишком разные. Раньше у меня не было таких проблем с общением, — считает студентка.

По словам девушки, она взяла на себя слишком много.

— Если бы я могла перемотать время назад, я бы выбрала другую специальность, с меньшим количеством баллов, и не прыгала бы выше головы, — признаётся Лера.

В последнее время Лера общается с отцом чаще, чем обычно. Поболтать по телефону или получить СМС удается около двух раз в неделю. Он же, наоборот, рад, что дочь учится в таком вузе. Говорит, что не хочет, чтобы она уходила.

— Мой папа всю жизнь рискует собой, пока мама одна нас растит. Я должна соответствовать и хоть немного оправдывать их ожидания. Из-за этого гораздо сложнее решиться на перевод в другое место, — рассказывает студентка.

Про агрессию обычных абитуриентов к квотникам Лера узнала от нас.

— Я в TikTok не сижу, поэтому впервые вижу подобное. В жизни с таким не сталкивалась…Но такое отношение ужасно. Я понимаю обиду и злость людей — сама за год до поступления очень боялась, что не поступлю, — у многих родители не потянут платное обучение, а бюджетных мест всё меньше.

Девушка отмечает, что жизнь ребенка военного — далеко не сахар, как описывают ее в TikTok.

— Но со стороны ребенка военного могу сказать, что у меня всю жизнь тоже не было отца — он всё время не рядом. Я его видела, наверное, буквально год из всей своей жизни. У него самого точно немного съехала крыша после всего, что он пережил. И каждый раз, когда он уезжает, ты не знаешь, вернется он или нет, — рассказывает Лера.

Ненависть в сторону детей военных студентка не понимает.

— Если человек старался, хорошо сдал ЕГЭ, а квота ему немного помогла — разве он заслужил ненависть, учитывая, как эта квота ему досталась? У меня красный аттестат, экзамены я сдала неплохо, но какой ценой досталась мне эта квота — я бы выбрала, чтобы у меня был папа, — подытожила девушка.

Один из самых громких конфликтов с поступлением в этом году произошел с абитуриентами Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова. Вуз, по их словам, отказал им в зачислении по льготе БВИ. Однако после скандала университет заявил, что примет всех олимпиадников, несмотря на ограниченное количество мест.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
27
ТОП 5
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем