В современных реалиях работа занимает достаточно важное место в жизни человека, поэтому темп жизни горожан стал очень высоким. Отвлекается от суеты каждый по-своему: кто-то любит сидеть дома и смотреть сериалы, кто-то расслабляется за чтением книг. Не секрет, что экстремальные виды спорта для некоторых людей тоже стали своеобразным видом отдыха.
Героиня нашего сегодняшнего материала Римма Яковлева предпочитает уходить на несколько километров под землю, чтобы почувствовать себя спелеологом. Мы поговорили с девушкой о ее увлечении и о том, как живется туристам в пещерном мире.
Начало начал
В роду Риммы не было ни ученых-геологов, ни походников, а интерес к пещерам возник у нее только во взрослом возрасте. В детстве же она была очень болезненным, «книжным» ребенком, не занималась спортом, но очень любила читать и делала это все время.
— Книга, из которой вырос мой интерес к пещерам — это «Семь подземных королей» Волкова. Еще мне очень нравился эпизод из повести Марка Твена «Том Сойер», где Том заблудился с Бекки в Мамонтовой пещере. Там описана реальная локация, которая находится в США. Меня это все очень захватило, — поделилась девушка.
Когда Римма стала постарше, она начала увлекаться диггерством. Ее не смущал даже полулегальный статус необычного хобби.
— В России нет такой культуры диггерства, как, например, во Франции. Там у них катакомбы под Парижем — крепкие, легкодоступные, считающиеся арт-объектами, — рассказала собеседница, — Туда достаточно безопасно спускаться людям.
«Грубо говоря, есть улица, где люди сидят и пьют себе пиво, и есть такая же точно улица, но уже под землей»
В нашей стране, по словам героини, ситуация с подземными путешествиями обстоит похуже: таких легкодоступных подземелий нет, потому что отличается почва и попросту нет культуры таких исследований. Из-за этого отечественным диггерам приходится искать проходы, интересные кабельные каналы, которые ведут к заброшенным станциям.
— Это не совсем хорошо, так как, во-первых, незаконно. Во-вторых, опасно и все должно быть изолировано. А вот если человек просто ходит в пещеры, он ничем криминальным не занимается, — добавила Римма.
В отличие от диггерства, спелеология — в первую очередь наука. Она находится на стыке гидрогеологии, минералогии, геологии и биологии.
— Мы изучаем насекомых, другие небольшие организмы. И нет, не всяких там хищных чуваков, про которых часто спрашивают: «А как же вы не боитесь? Ну вот же «Спуск» фильм». Про себя я всегда думаю, что это абсурд. Не сидят же высшие хищники столетиями без еды, в ожидании спелеолога, — шутливо рассказала девушка. — Поэтому пещерная фауна — это всякие там прозрачные креветки, бокоплавы.
«Спуск» — британский фильм 2005 года режиссера Нила Маршалла. Картина рассказывает о компании девушек, спустившихся в пещеру. В темноте на них охотятся жуткие плотоядные существа.
Увлечение Риммы зародилось после того, как еще в юности она с друзьями обнаружила подземную речку и решила в нее спуститься. Это приключение им очень понравилось.
— Потом я познакомилась с другими единомышленниками. То как раз была эпоха активного развития интернета, ну и пошло-поехало. Мы искали какие-то заброшенные объекты, которых очень много было на тот момент. Они находились внизу, собственно, никому были не нужны. Поэтому туда можно было вполне спокойно приходить и уходить, — рассказала девушка.
На подобное занятие Римму в дальнейшем вдохновил форум, где однажды собрались все любители исследовать подземные миры. Героиня, естественно, не смогла пройти мимо. Она услышала интереснейший факт: в мире существует настолько огромная пещера, что там может взлететь самый настоящий вертолет, без лишних препятствий полетать по этому пространству и сесть в другом месте.
— Это меня так поразило! Сижу, думаю: «Ничего себе, бывают такие огромные пещеры?». Со временем я узнала, что можно прийти и попроситься в спелеошколу. В какой-то момент я просто пришла, сказала: «Возьмите меня», вот и взяли, — поделилась Римма.
Близкие героини не очень положительно восприняли эту новость. По словам девушки, она их прекрасно понимала: никому не хочется, чтобы его родной человек предпочитал нормальному отпуску подземный туризм. Однако Римме на тот момент было 29 лет, и в своем решении она была твердо уверена. К тому же, в спелеошколу поступить можно без проблем. Вероятность отказа, конечно, есть. Но все сугубо индивидуально: к примеру, человека могут не взять по причине проблем со здоровьем. Но Римма прошла отбор.
— Мы все же считаем, что это очень достойно, когда у человека есть интерес к пещерам. В принципе, нам всегда нужны рабочие руки, потому что задач очень много, — объяснила Римма. — Если человек непередаваемо боится чего-то, ему всегда можно найти задачи какие-то на поверхности. Он может искать новые пещеры, в карте местности привязывать какие-нибудь места, писать отчеты. И он будет очень полезным, пусть и не спускался с другими.
Стоит сразу предупредить, что обучение в спелеошколе — дело непростое. Как рассказала наша собеседница, учиться тяжело и морально, и физически.
— Почему физически тяжело, понятно: на тебе куча железа и ты должен в нем по веревке залезть на дерево или опору. Даже для того, чтобы подняться на высоту второго этажа, ты на этой несчастной одной веревке болтаешься, — поделилась Римма. — Это очень страшно для меня, крайне некомфортно. И морально тяжело, потому что ты приходишь и тебе нужно разобраться с этой огромной кучей железа.
Сейчас каждое такое учебное заведение функционирует по-разному. Например, наша героиня работает в спелеошколе при физико-техническом институте. Там ученикам предоставляют комфортный спортзал, а тренировки длятся 2–3 часа. Но изначально Римма училась в условиях, которые отбивали у нее все желание работать.
«Ты там стоишь на улице, под деревом, на холоде. Время — осень. Пытаешься понять, с какой стороны вообще это вот все надевается»
О подземелье во всех красках
Первый опыт — всегда нечто интригующее и волнительное. Исследовательская деятельность героини началась с пещеры «Снежная».
Пещера Снежная — это комплекс из трех пещер, расположенный в горах Западного Кавказа в Абхазии. Она занимает третье место в рейтинге глубочайших пещер мира и является одной из самых сложных по прохождению. Путь от нижнего входа до дна пещеры можно преодолеть за 10–14 дней.
Прохождение этого сложного подземелья произвело на Римму двоякое впечатление. Новичкам пришлось спускаться на 700 метров вниз, под землю. На пути их ждало приличное количество спелеологических «аттракционов»: нисходящая спираль — огромный коридор, засыпанный снегом, который по спирали уходит вниз; снежный конус невероятных размеров — огромная гора снега, по габаритам своей самой короткой стороны достигающая высоты 13-этажного дома.
— Потом там есть большой колодец, глубиной 160 метров. Это высота 53 этажей, половина башни Евразия, — объяснила наша героиня. — И ты висишь на веревочке в этом отвесном колодце, стараешься не смотреть вниз и не считать, сколько раз ударишься об стену, прежде чем упадешь на дно. Самое неприятное в том, что внизу, когда ты смотришь на эту отвесную стенку, ты видишь фонарики своих товарищей.
«И ты хочешь или не хочешь, понимаешь, какая под тобой огромная пропасть»
Сейчас в Сети можно наткнуться на людей, которые лазают по невероятно узким пещерам и получают от этого действия удовольствие. Правильнее будет сказать, что этот вид спорта — одно из ответвлений спелеологии. Как от альпинизма, например, откололся боулдеринг — вид скалолазания, серия коротких, предельно сложных трасс.
На самом деле, единственный случай, когда человек пролез в узость и застрял там, произошел в Штатах, с Джоном Джонсом. В тот роковой день мужчина хотел разнообразить отдых походом в пещеру. Джонс неправильно выбрал путь и по итогу намертво застрял вниз головой в узости шириной 45 см и высотой 25 см. Он продержался целых 27 часов, но все старания спасателей не дали результата. Мертвое тело спелеолога до сих пор не вытащили из пещеры.
Еще одну интересную историю рассказала читательница MSK1.RU. У нее есть знакомый, также любящий исследовать пещеры. Как-то раз в процессе такого изучения пещеры «Веревка» в Ленинградской области парень прошел через проход, который потом засыпало. Единственное, что было в арсенале пещерного туриста — ложка. Ей он и стал откапывать себе путь к свободе. К счастью, у него получилось, потому что стены были очень мягкими, по сути, песчаными.
По словам Риммы, такие истории случаются в ее практике нечасто. Обычно любители подземного мира получают травмы просто из-за того, что случайно облили себя кипятком.
— Ты готовил себе еду, уставший. Одно неловкое движение — и кипяток случайным образом оказался на тебе. Это самые частые травмы, — в подробностях объяснила Римма, — Да и засада еще в том, что на нас всегда специальные комбинезоны, которые максимально отводят воду и греют тебя, когда ты мокрый. Ты облился, вода схлынула, а температура сохраняется. Получаются сильные ожоги.
Во избежание несчастных случаев подготовка к спуску всегда проходит основательно. Яковлева объяснила, что в простые пещеры можно собраться за неделю. А вот в глубокие начинают готовиться с февраля, если спуск намечен на август. Самое главное в этом деле — составить план, так как все сборы зависят сугубо от задач. Неизменным арсеналом остаются только еда, газ и личные вещи. Далее — долгожданный спуск в пещеру. Хотя вопрос заключается в том, действительно ли он такой долгожданный. Ведь ты в буквальном смысле уходишь все дальше и дальше от света.
— Как-то раз я после долгого перерыва собралась в пещеру. Всех своих десять раз предупредила, что уйду надолго и буду без связи. На 11-ый день поднимаюсь и там такая истерика в мессенджере: «Ты где? Выйди на связь! Тебе сложно?», — рассказала наша собеседница. — «Ну что ты, десять дней под землей что ли была?», — спросили тогда они у меня. То есть люди искренне верят, что мы живем на поверхности и просто ходим работать в пещеру. Такое тоже бывает, так тоже люди исследуют пещеры. Но не я.
Десять дней вдали от солнца, где-то под землей, под несколькими слоями почвы. Звучит как нечто фантастическое. Но все же интересно узнать, как себя там чувствует человек? По словам Риммы, вполне комфортабельно.
— Мне лично там очень хорошо спится, — поделилась девушка. — Вообще это прекрасно: все фонари выключены, темнота абсолютная, никакого намека нет на свет. Там тихо. Вода, конечно, шумит, но это естественный такой шум.
Под толщами почвы нет никаких страшных чудищ. И насекомые глубоко внизу, к счастью, тоже не обитают. Поэтому спать можно с абсолютной уверенностью в том, что в ухо среди ночи никто не заползет. Правда, сны периодически снятся странные.
— Мне в первый раз не то, что сон приснился, это было такое реальное ощущение. Всю ночь казалось, что я лежу не в палатке, а на такой узкой-узкой полке, подо мной вот этот огромной колодец, который вполовину башни Евразия. И мне нельзя было поворачиваться, потому что как только я это сделаю, я рухну туда. А сейчас я ложусь и засыпаю. Но это чисто у меня. Есть такие, которым под землей всегда дичь какая-то снится, — рассказала героиня.
Затем вылазка подходит к концу и «пещерные люди» выходят, наконец-то, на свет. А это, по словам Риммы, еще более яркие и незабываемые моменты. У подземных ночевок есть прекрасная функция: они учат людей ценить мир на поверхности.
— Под землей все время темно, и практически нет ни посторонних звуков, ни запахов. К этому привыкаешь. В итоге, когда я вылезла из своей первой пещеры в ночное время, я поняла, что звезды — это настолько ярко, что они слепят, — рассказала героиня — Когда я потом вылезала зимой из пещеры, я поняла, что зимой в Абхазии всегда пахнет цветами. Земля имеет запах, снег имеет запах и ветер имеет запах. У меня каждый раз состояние некой эйфории, не побоюсь этого слова. Заново для себя мир открываешь.
Отдохнув и нагулявшись в пещерах, спелеологи возвращаются домой. Причем, как оказалось, у семейных людей из окружения Риммы на почве такого длительного отсутствия конфликтов не возникает. Так что люди ради своего хобби не останавливаются ни перед чем. Не редкость встретить даже пенсионеров.
— Я знаю людей, которые по 60 лет в этом, и они все равно либо ходят в пещеры, либо ведут лекции. То есть непосредственно находятся в этой области. Иногда занимаются научными делами, иногда в экспедиции выезжают. Я считаю, что это очень здорово. Я бы тоже так хотела. Хочу заниматься этим до конца жизни. Прежде всего из-за восхищения этим чудом природы. Гора — это чудо, а огромная нора внутри нее — это двойное чудо. И я бы хотела этими «норами» до самой смерти любоваться.
Еще одна интересная героиня, с которой не так давно общался наш корреспондент, создает украшения из эпоксидной смолы. Однако в ее случае все не так гладко: девушка постепенно теряет зрение и может совсем ослепнуть.
Также ранее мы писали о том, как изменилась жизнь бурятки после переезда в Москву. На новом месте ей пришлось столкнуться с национализмом со стороны окружающих и терпеть глупые вопросы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».