ЙОРШ — команда из подмосковного Подольска, входит в число самых известных панк-групп СНГ. Кроме того, это один из немногих панк-коллективов, которые всё еще выступают в России. Один из их альбомов — #Нетпутиназад — стал «платиновым», то есть он разошелся тиражом в более чем 10 тысяч экземпляров.
Сейчас у группы тур по стране. Перед масштабным концертом в Москве, который пройдет 28 октября, солист группы Дима Сокол дал MSK1.RU большое интервью, где рассказал про свою целевую аудиторию, планы и внутреннюю кухню.
— Почему именно ЙОРШ, мы уже знаем. Вы никогда не думали о смене названия?
По признаниям участников группы, изначально они хотели назваться чем-то максимально маргинальным и противным — вспомнили про напиток «Ёрш», на этом и остановились. Позже оказалось, что группа с подобным названием уже есть в Санкт-Петербурге. Тогда просто поменяли букву и были таковы.
— У нас в какой-то момент серьезно вставал вопрос о том, чтобы сменить название группы и, так сказать, начать всё с чистого лица. Но в итоге сошлись на том, что будем нести свой крест до конца. Решили, что будет честно показать слушателю все этапы развития.
«Да, когда-то мы пели о мертвых шлюхах, но теперь у нас серьезная гражданская лирика — мы выросли, развились до серьезного социального рока»
Весь скрытый потенциал названия мы поняли только спустя время. Нашу группу очень легко найти в строке поиска, потому что очень мало слов начинаются на Й. Я сейчас работаю на музыкальном лейбле и по долгу службы помогаю начинающим артистам. Некоторым я прямо рекомендую сразу менять название, потому что с тем, что есть у них, не попрет: при них я вбиваю название в поиск и выпадает еще десять таких же групп или артистов.
— Как вы с группой видите своего зрителя?
— Если говорить о каком-то собирательном образе, мне кажется, слушатель группы ЙОРШ сейчас — это 30-летний менеджер среднего звена или дочерний руководитель с ипотекой и двумя детьми.
«Мы играем панк-рок для среднего класса»
Наша аудитория, слушая нас, должна брать свою жизнь в собственные руки. Будет круто, если мой слушатель станет мэром каких-нибудь Химок, и когда ему положат на стол законопроект о вырубке очередного Химкинского леса, он вспомнит меня и не подпишет этот документ. Я чувствую себя как учитель у доски, закладывая определенные мысли. Это медленный путь, но потом эти люди вырастут и изменят мир к лучшему.
— Когда группа только создалась, была ли мечта собирать большие концерты?
— Любой мальчишка или девчонка, которые увлекаются рок-музыкой, бывает, стоят перед зеркалом и поют в расческу, представляя, что они перед стадионом. Но мечты эти, скорее, как о полете в космос. И когда мы начали играть, это было примерно так же. Мы — это абсолютный антагонизм миру поп-музыки, когда есть просто красивые мальчик или девочка, которые хорошо поют, а за ними стоит целая команда.
«У панков есть течение Do it yourself, когда человек всё, что можно, делает сам»
Вот и мы были сами себе концертные директоры, сами себе SMMщики и рекламщики. Диски тоже сами записывали и распространяли — и жнец, и жрец, и на дуде игрец, на первых порах. Сейчас у нас 7 человек в команде — 4 музыканта, звукорежиссер, пресс-атташе и концертный директор. В том числе у нас есть отдельный человек, который следит за чистотой наших помыслов (смеясь, добавил Дима).
— Были ли какие-то выступления, которые ты, откровенно говоря, считаешь плохими?
— Я считаю косячным наше появление на фестивале «Будущее» — могли бы сыграть намного лучше. Я много лет борюсь с алкоголем, но враг опасен, хитер и коварен. Если ребята из группы могут немного выпить перед выступлением и отыграть нормально — проблем не будет, то если я выпью бутылку пива, то через две недели меня будут из запоя прокапывать.
«Раз в год я дров наломаю, всё переосмыслю, и у меня начинается период активного творческого роста»
Мне кажется, это какой-то подсознательный выход из зоны комфорта. Поэтому фестиваль «Будущее» — это моя головная боль, я был там просто никакой. Но этот плохой опыт заставил меня задуматься и позволил мне всё последующее фестивальное лето сыграть на ура.
— Как вы вообще переживаете такие длинные туры и переезды? Все-таки вам уже не 20 лет, когда можно не спать двое суток и организм на это никак не отреагирует.
— Просто ко всему привыкаешь со временем, тем более, если это любишь. Мы в первом сегменте отыграли 20 концертов. И 20 дней подряд у нас были концерты нон-стопом. В два единственных выходных мы решили сделать фанатам подарок и анонсировали два дополнительных концерта в Омске и Новосибирске, потому что билеты там быстро раскупили. Мы тогда доехали до Барнаула и завернули в эти города на обратном пути.
Со стороны это выглядит классно и романтично, а на самом деле 8 часов в сутки находишься в дороге. Приезжаешь весь разбитый и уставший, нужно выгрузиться, выступить, как будто ничего этого не было, дай бог, поспать часа 2–3, и снова в дорогу. Расстояния в Сибири огромные, бывает — отвыступали, а следующий город у тебя в 900 км, и нужно вставать в 3 утра, а в 4 уже садиться и ехать.
«Но когда выходишь на сцену, видишь, что тебя ждут — забываешь про все свои радикулиты и весь концерт выдаешь серотонин, эндорфин и адреналин»
Думаю, лет через 10 будет уже сложновато так путешествовать, и мы станем старыми ворчливыми дедами, у нас будет всё болеть, будет хотеться комфорта, спать и лекарства принимать. Пока держимся. Иногда я смотрю на более молодых ребят и думаю, как было бы классно, если бы движуха, которая у нас сейчас, была бы, когда мне было лет 25.
— Заметил ли ты резкий набор популярности жанра в последние годы?
— И в музыке, и в моде на музыку наблюдается определенная цикличность: аудитория вырастает, а за ними идет следующее поколение, которое считает, что всё, что было до них — это отстой. Витки в рок-музыке попадали на определенное время — 1987 год, потом «мой 2007-й».
«Мы уже давно говорили, что в 2027-м будет новый "мой 2007-й"»
Тогда будет пик. В 1987 год и до этого было так называемое поколение бэби-бумеров — огромное количество детей родилось именно в этот период, на улицах было много молодежи. Но в 2007 году это было гиперутрированно — улицы были полны неформалов, движения расцветали, классно было.
«Для нас уличное насилие в лайтовом ключе не было чем-то из ряда вон выходящим. А сейчас это страшное дело — кого-то пальцем тронуть»
С одной стороны, хорошо — общество стало менее радикальным, с другой стороны, мне лично тогда было интереснее жить.
— Как ты относишься к тому, что некоторые говорят, что ЙОРШ — это попсовый панк?
— Для многих группа ЙОРШ становится точкой входа в рок-музыку. Я считаю, что это очень круто, и благодаря нам широко расширился ореол влияния панк-музыки на сознание гражданина.
«Мы можем немного выходить за рамки жанра, чтобы подцепить новую аудиторию, как рыбаки — рыбок на крючок»
Я в шутку иногда привожу пример: представь девочку лет 14, которая захотела узнать, что такое рок, и сходить на концерт. Она обратилась к старшему брату, и он решил ей сразу показать, что такое настоящий рок-н-ролл. Вот они пришли на концерт, а там группа поет про сатану и трупы животных. Эта девочка смотрит на это всё и думает: «Да ну на фиг этот ваш рок-н-ролл, я лучше пойду кальянный рэп послушаю». А если бы у нее первый опыт был полегче, типа нас, то она бы могла войти в течение. И уже через год сама с этими мужиками на сцене могла бы петь про трупы животных. Шучу.
— Из-за набора популярности группы и в целом массовой истерии по жанру у вас наверняка появилось много совсем молодых фанатов, которым может быть лет меньше, чем группе. Как вы с ребятами к этому относитесь? Чувствуете ли себя старыми?
— Да, действительно, первое упоминание в летописи у нас — это 2003 год, но вообще-то у нас три рождения: 2003 год, 2006-й и 2015-й.
«У нас на концерте как-то раз был случай. Я говорю: "Это песня 2007 года". И парень из зала кричит: "О, и я в 2007 году родился"»
Конечно, всегда хочется думать, что ты молодой, вечно пьяный и красивый. Но нам нужно уважать свой возраст и любить себя такими, кто мы есть. Нет ничего противнее 40-летнего дядьки, косящего под подростка.
У нас сейчас самый прекрасный возраст, когда мы уже чего-то добились и у нас еще есть силы идти дальше. У меня у самого дети, я стараюсь с ним больше общаться и идти в ногу со временем. Но я отдаю себе отчет, что мне через пару месяцев 37, и совсем со школьниками тусоваться уже кринжовенько.
— Были ли какие-то из ряда вон выходящие запоминающиеся ситуации в прошедшем сегменте тура?
— Самый яркий и запоминающийся тур — это всегда первый, тогда думаешь: «Ого, я рок-звезда вообще, я тут всё разнесу». Что бы ни случись, всё круто и взрыв башки. А когда это уже десятый тур, то ты видел всё.
«Как-то раз у нас ночью посреди трассы где-то под Череповцом загорелся автобус, казалось бы — ничего себе. Но мы только плечами пожали»
В Самаре был неприятный случай, на одной из песен сделали «стену смерти», и кто-то из слушателей, видимо, понял это слишком буквально и начал просто бить человека с противоположной стороны. А это не круто, мы не любим, когда драки происходят на наших концертах, хотя, бывает, сами в них участвуем, чтобы народ успокоить.
«К сожалению, рок-концерт — это не детский утренник. Кто-то нет-нет да накосячит»
В целом тур проходит штатненько и гладенько. Мне больше всего запомнилось, когда в туре ко мне жена прилетела в Екатеринбург. Я потом еще дня три довольный ходил и говорил, какой же классный тур.
— Как вы сохраняете хорошие отношения в коллективе, учитывая такие длинные туры?
— У нас есть фишка, что после тура мы с ребятами из группы берем паузу, занимаемся своими делами и вообще в это время друг с другом не общаемся. Такая вот у нас модель сохранения психического и ментального здоровья, чтобы просто друг друга не поубивать.
Сначала думаешь, что тур — это рок, девчонки, веселье. На самом деле нужно три недели провести в автобусе с пятью мужиками, у которых разные привычки и одинаково тупые заезженные шутки. Это совсем не тот рок-н-ролл, который ожидаешь.
— Каждый концерт начинается с фразы: «Это группа из города Подольск». Почему?
— Мы очень гордимся, что мы такой подмосковный региональный коллектив. Когда мы только начали заниматься музыкой, то откуда ты, играло большую роль. Есть у меня такой местечковый патриотизм к Подольску. Где-то году в 2014 даже какие-то ультраправые пацаны-земляки относились с уважением: «Это наши пацаны, они молодцы, они наш город представляют». На фоне местечкового патриотизма все остальные различия стираются. Сначала Подольск, а потом всё остальное. Такая модель социального клея.
— Ты патриот? Что для тебя вообще значит это понятие?
— Я патриот с той точки зрения, с какой я вижу патриотизм в стихах Сергея Есенина, в частности, в поэме «Анна Снегина», в первой главе. Для меня патриотизм — это оставаться со своей родиной, со своими близкими людьми в сложное время, это моя малая родина — город, в который я люблю возвращаться. За последние 100 лет в России сменилось 3 политических строя — и что из этого считать Россией? Царя, коммунистов или демократов?
«Я прихожу к мнению, что Россия — это мы с вами, люди, которые здесь жили, живут, рожают детей»
Я далек от любой политики, в том числе от оппозиционной, стараюсь держаться как можно дальше. И быть против всех. Никому не верить и жить своей жизнью. А лучше заниматься благотворительностью, помогать другим.
— Я правильно понимаю, что группа занимается благотворительностью?
— Рок-музыканты — это на самом деле одни из самых сочувствующих и понимающих людей, имеющих относительную медийность и возможности влияния. К нам обращаются, и мы можем что-то делать не только исходя из своей собственной выгоды. Мы стали участвовать в благотворительных инициативах и втянулись.
«Иногда просто хочется сделать доброе дело, и мы это можем себе позволить»
Мы с Фондом Хабенского сделали благотворительный проект — люди перечисляли деньги, и от этого получали лоты и вознаграждения от нас. А весь плюс мы перечислили Фонду Хабенского. Это было интересно, и наши слушатели втянулись, хотя мы сами с этого проекта ничего, кроме геморроя, себе не заработали (смеется). Недавно человек, который помогал организовывать концерт в Набережных Челнах, весь плюс с концерта отправил в Фонд по борьбе с лейкемией. Он посмотрел, что его любимая группа такими вещами занимается, что-то у него щелкнуло в голове, и включился.
— Концерт в Москве — это самый большой концерт, который когда-либо был у группы. Чем вы планируете удивить зрителей?
— Не знаю, насколько это всё дело получится, но мы не хотим делать рядовой панк-концерт. Мы подготовили фишки с взаимодействием с аудиторией и уникальный видеоряд, не тот череп, который у нас крутится на каждом концерте, который мы любим, и он никуда не денется, но и кое-что, чтобы было интересно не только слушать, но и смотреть. Плюс ко всему мы хотим сделать антураж сцены и очень заморачиваемся по этому поводу.
«Со зрителями мы будем снимать концертный клип на одну из песен»
— Планирует ли группа туры за границей?
— Да, почему нет. Мы были раз на Украине, с туром, где-то в 2017-м. Много раз мы были в Беларуси, там давать концерты не так просто, как в России, но мы стараемся традиционно раз в год ездить в Минск. На следующий год у нас запланированы концерты в Казахстане. Еще мы периодически ведем переговоры и с Италией, Испанией и с Израилем. У нас есть такой пунктик в тетрадке карандашом на полях, что мы хотим выйти на Восточную Европу и страны ближнего СНГ, но для начала нужно дойти до уровня группы категории «А», чтобы дома себе ни в чём не отказывать и уже пробовать давать концерты за границей. Дома, понятно, что если мы прилетим в условный Новосибирск, то соберем полный зал, а там…
— Сейчас многие музыканты, твои коллеги по цеху, перестают давать концерты и уезжают из России. Как ты к этому относишься? Думал и ты когда-нибудь уехать?
— Я не вправе осуждать тех, кто уехал, они не вправе осуждать тех, кто остался. Мне, чтобы уехать, нужно увезти жену, троих детей, бывшую жену, потому что она троих детей не оставит, маму... Я мог бы себе позволить с супругой улететь в Таиланд, и даже не занимаясь музыкой, чувствовать себя прекрасно где-то под пальмой уже два года, не думая возвращаться.
«Но у меня здесь есть близкие люди и моя аудитория, которая мне доверяет и слушает мои песни многие годы, а тут я их просто оставлю»
Что будет через пару лет? Одни патриотические фестивали: Шаман, «Любэ» и т. д., и т. п. А тут есть Дима Сокол и группа ЙОРШ, которые выходят на фестивали и поют «Боже, царя хорони».
— Многие музыканты открыто высказываются о каких-то событиях в мире. А у тебя есть что сказать?
— Я стал музыкантом, чтобы менять мир через музыку и через творчество — я лучше буду высказываться в песнях, чем делать какие-то заявления, которые потенциально могут навредить мне, моей семье и моим слушателям. Не все это одобряют — некоторые ждут от меня чего-то.
«Есть такая фраза интересная: "Извините, что мы не сидим в тюрьме за те высказывания, которых вы от нас ждете"»
Я считаю, что артист должен заниматься музыкой, а если бы я хотел высказываться, я бы стал политиком. Можно что-то сказать, а потом твои песни запретят, твои слушатели обломаются, то, что ты развивал долгое время, разрушится, а высказывание твое через пару дней никто не вспомнит. А вот музыка живет много дольше и люди могут слушать и делать какие-то выводы сами.
У нас в новом альбоме всё достаточно метафорично, к примеру, о том, как дети в песочнице в солдатиков играют, но понятно, что это не о детях в песочнице. В этом великая сила искусства и творчества мысли и заключается.
Ранее MSK1.RU уже проводили репортаж из толпы фанатов «Короля и Шута», после концерта памяти Горшка. А также проводили интервью с другой популярной артисткой Алёной Швец.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».