Глава комитета по защите семьи Нина Останина пожаловалась в СКР и Роскомнадзор, попросив запретить показ сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». По ее мнению, несмотря на возрастной ценз 18+, его смотрят и дети, после чего копируют жаргон и поведение героев сериала.
Сам сериал рассказывает о подростковых группировках советской Казани. В основе сюжета лежат реальные события, когда в 1980-х школьники в столице Татарстана делились на банды по районам, участвовали в боях «стенка на стенку», занимались грабежом и разбоем. В сериале показаны жестокие кровавые сцены, убийства подростков.
Свердловский депутат Максим Иванов в своем телеграм-канале вступил в дискуссию с коллегой по Госдуме. Политик считает, что запрещать сериал бессмысленно. Публикуем его аргументы.
Первое. Складывается впечатление, что моя коллега сериал не смотрела. Иначе она бы увидела, что он абсолютная антиреклама опасного образа жизни: кровь, смерть, бессмысленное насилие, сломанные судьбы, нищета. Где там романтизация? Я своему сыну показал сериал. Он сказал: «Снято классно, но повторять — ни за что».
Второе. Если следовать логике: «Юноша посмотрел на ТВ драку и сам пошел драться», то у нас в онлайн-кинотеатрах запрещать надо половину контента. Особенно фильмы про маньяков. А то ведь дети посмотрят и последуют примеру. Бред же.
Третье. В подростковой среде всегда был процент тех, кто склонен решать вопросы насилием. Когда-то этот процент выше, когда-то ниже. Сериалы здесь ни при чём.
«Как человек, выросший в суровые годы на Уралмаше, я сам был участником примерно того же, что происходит в этом сериале»
Конечно, не в таком кровожадном виде, но драки «стенка на стенку» были, кровь на асфальте была, без особой надобности в другие районы поодиночке не ходили. И сейчас это есть. Правда, не в таком объеме. Это жизнь.
Но при этом посмотрите на меня: пройдя через это в школьные годы, разве я вырос отморозком? Большая часть моих знакомых, которые всё это тоже видели вживую, стали нормальными, адекватными людьми, реализовались в жизни. Более того, многие хулиганы потом пошли защищать страну в первую и вторую чеченскую. На СВО среди добровольцев и мобилизованных есть много тех, кто прошел через «улицу», и за Родину они сражаются самоотверженно.
Четвертое. Нет более эффективной пропаганды среди подростков опасного образа жизни, чем равнодушное и безответственное отношение родителей к своим детям, отсутствие привлекательного спортивного и культурного досуга, отсутствие новых крутых телегероев, на которых могла бы равняться молодежь. Положительных героев, а не каких-нибудь «котов» из «Бумера» или очередных Саш Белых.
Справедливости ради [надо отметить], с детским досугом в России сейчас хорошо. Масса возможностей в спорте, науке, волонтерской деятельности. Было бы желание становиться умнее, сильнее и лучше. Где это желание воспитывается? Правильно, в семье. С самого рождения. А не сериалами.
Пятое. В 80-е Нина Останина заведовала политпросвещением (кабинетом политпросвещения. — Прим. ред.), была в КПСС. То самое время, когда подростковая преступность расцветала. Хотелось бы у нее спросить: «Интересно, а почему? Интернета не было, онлайн-кинотеатров тоже».
Резюме. Запрещая, мы делаем это еще более популярным среди подростков. Как победить? Создать новое, доброе и светлое, но такое же зрелищное. Не отвлекая при этом Следственный комитет от действительно важных дел.
А как вы считаете, стоит ли запретить трансляцию «Слова пацана»?
Прочитайте мнение главреда казанского портала 116.RU о «Слове пацана». Посмотрите также разбор сериала от криминального авторитета.