Оксимирон* — один из самых громких российских артистов. Несколько его треков признаны экстремистскими, сам артист в России считается иностранным агентом, но на его концерты до сих пор ходят сотни людей по всему миру. Корреспондент MSK1.RU Никита Куликов попал на одно из заключительных шоу тура, в котором Оксимирон* провел последний год. В своей колонке Никита рассказал о концерте Мирона* в южнокорейском Сеуле.
Еще в 2021 году я купил билет на концерт Оксимирона* в Москве. Он должен был выступать в «Адреналине», который теперь VK Stadium, торжественно вернуться спустя шесть лет молчания и петь песни с «Красоты и Уродства» — его последнего альбома. Концерт планировался на март 2022 года. По понятным причинам, он в итоге не состоялся. В итоге получились «23к билетов чисто ради жеста», как пел Мирон* в своем треке «23 февраля».
В марте 2022 года, читая новости об отмене выступления, я и представить не мог, что в январе 2024 года все-таки попаду на Оксимирона*. Причем в самом неожиданном месте — в Сеуле, столице Южной Кореи. Что это за абсурд вообще: российский хип-хоп-артист выступает на родном языке в совершенно неожиданной стране. А он не просто выступил, весь 2023 год он был в мировом туре, который завершает в Токио 28 января.
И предпоследний — сеульский — концерт тура прошел очень круто.
«Где нас нет»
Конечно, одним из последних на концерте звучал хит с «Горгорода» — концептуального и суперуспешного лонгплея Мирона*, который я с одноклассниками зачитывал на переменах еще в школе. «Где нас нет» — трек, который после 24 февраля, кажется, еще сильнее актуализировался. Лирический герой Мирона* Марк размышляет об идеальном мире, в котором не может оказаться. Кажется, для всех пятисот человек, которые были на сеульском концерте, этот идеальный мир — родной дом.
«Где нас нет» заставил меня задуматься еще и о том, какими иногда неожиданными местами оказываются те, где мы есть. Например, я попал в Сеул просто потому, что решил, что это прикольное путешествие на несколько дней. Из Пекина, где я сейчас живу и учусь (и иногда рассказываю про это читателям) долететь до Сеула несложно, стоит это не очень дорого, а россиянам в Корею не нужна виза — достаточно электронного разрешения на въезд, которое оформляется онлайн. Короче, приключение!
Такие концерты еще и по-человечески важны тем, кто сейчас находится в эмиграции. Вы можете по-разному относиться к этим людям, но, скорее всего, им одиноко. А мне, например, кажется, что никто не заслуживает одиночества: все-таки человек — существо социальное. После полугода жизни в Китае, где я практически всё время слушал непонятный для себя язык (и ощущал его как китайский шум), услышать столько родной речи очень приятно. Все-таки никто так круто не матерится, как русскоязычные ребята.
Поэтому я и все они — эти пятьсот человек — пришли на концерт в Сеул (а многие, как и я, приехали из других стран). Они пришли не только послушать про «Вечного жида» и «Горгород», увидеть Мирона* и прослезиться на панчах про батл-рэп. Они пришли увидеть друг друга. Для меня и для них этот концерт — попытка добраться туда, «где милосердие правит и где свет над берегами».
«Позитивная мотивация — явно не мой конек»
Что такое концерт Оксимирона*? В Сеуле это небольшое шоу в зале на пять сотен человек, с классно выставленным светом, с перебивками в виде странного Мирона* на экране, который пытался превратить шоу в театр. Шел он почти два часа, а Окси* всё это время на сцене мощно читал и качал публику. Простите мне мой эйджизм, но для человека, которому почти сорок, — это очень круто.
Концерт начался с экстремистского трека про Санкт-Петербург, который слышали даже те, кто слышать его никогда не собирался. А все, кто был в зале, — знали его наизусть. Дальше — в основном хиты. Главные треки со всех трех альбомов, несколько отдельных синглов, и даже трек «В говне», исполненный а капелла, — его помнят, как говорится, только олды (в этом году песне 16 лет).
Местами было очень лирично, местами было откровенно жарко, а на «Девочке-***» [пипец] зрители даже слэмились. Больше всего меня удивило, как круто вживую звучат очень батловые и не очень хитовые треки вроде «Грязи» и «Эминема» — видно, что Мирона* они по-хорошему вставляют.
Конечно, были и косяки (впрочем, совсем незначительные). Мирон* со сцены рассказал, что с трудом слышал сам себя, потому что на площадке не удалось нормально отстроить звук. Постоянному звукорежиссеру Окси* почему-то не выдали визу в Корею. На зрителей это вообще не повлияло: если проблемы какие-то и были, зал их перекрикивал.
Кстати, один из самых популярных треков с альбома «Красота и Уродство» — «Мы все умрем» — всё же прозвучал. Мирон* поделился, что сначала не хотел играть его в туре. В итоге оказалось, что смерти лучше смотреть в лицо — и хором орать:
Позитивная мотивация — явно не мой конек,
И мы все умрем,
Всё уже было до нас, можно выдохнуть страх
И уставить глаза в небосклон,
Если окружающему *** [непотребству] и сопротивляться,
То не с печальным лицом,
Всё повторится не раз, но мы живы сейчас,
Нами рано удобрять чернозем.
«Не снимай с меня хитиновый покров»
«Хитиновый покров» — если не первый трек Мирона*, который я услышал, то точно один из. Я полюбил его еще школьником, выучил прикольное определение из биологии и сразу понял все метафоры про то, как люди носят маски на публике.
Одна из причин, по которой я обожаю концерты, — это возможность проорать весь свой стресс, позволить себе быть собой среди таких же фанатов, забить на мнение окружающих (потому что в толпе точно всем пофиг). Короче, снять с себя этот чертов хитиновый покров… А потом нанести на себя немного увлажняющего крема — я же сейчас в Корее, тут все за собой ухаживают.
Концерты — крутейшая терапия, и здорово, когда лирика и творчество артиста совпадают с тем, что ты чувствуешь. В моем случае — это про Мирона*. Он давно на сцене, но каким-то образом умудряется попадать в точку и свежим треком про Екатерину Мизулину, и тем же самым треком про «Хитиновый покров».
Концерты в целом и концерт Мирона* в частности — это припев «Хитинового покрова». Сначала ты приходишь весь такой ранимый и неловкий, просишь не трогать тебя, буквально — не снимать с тебя хитиновый покров. А потом всё меняется (и это магия) — и ты уже говоришь: «Не щади меня, сними с меня хитиновый покров».
Кажется, на этом концерте с меня его сорвали. И спасибо за это большое.
* Внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».