В марте 2022 года свою работу на территории России приостановила социальная сеть Instagram*, а вслед за ней и китайский сервис TikTok прекратил распространение нового контента среди жителей нашей страны. На платформе сейчас отображаются только старые видео, обновление контента отечественным пользователям недоступны. Спустя 2 года блогосфера кардинально изменилась, а у некоторых создателей контента доходы даже возросли. MSK1.RU выяснил, на чем сейчас зарабатывают инфлюэнсеры.
Два года назад ограничения массово сказались на финансовом положении блогеров — многие из них жаловались, что зарубежные соцсети были их единственным источником дохода. Превосходящее количество аудитории и высокие охваты были именно на китайской платформе. Такая популярность делала блогеров привлекательными для рекламодателей, что позволяло наиболее распиаренным видеомейкерам получать сотни тысяч. И это только за один рекламный проект.
До блокировки в «ТикТоке» также была возможность проводить прямые эфиры, которые приносили доход блогерам. Зрители могли поддержать автора контента донатами, так называемыми TikTok Coins. Виртуальную валюту выводили на платежную систему PayPal, что позволяло получать реальные деньги за общение с поклонниками.
Тиктокерша Настя Федько рассказала, что сейчас в России появились новые возможности монетизации контента. Это и сотрудничество с крупными российскими брендами, и даже участие в оплачиваемых шоу.
— Из-за того что к нам пришли санкции, стали появляться новые варианты заработка, новые рабочие места. Поэтому блогеры отвечают на спрос и зарабатывают даже больше, чем до всех событий. Но креаторы с небольшой аудиторией сейчас действительно страдают, им вряд ли предлагают крупные контракты. Это, конечно, ударило по индустрии, — поделилась Настя Федько.
В качестве новой площадки для продвижения девушка выделила YouTube Shorts. Из-за низкой конкуренции и нечетких алгоритмов контент там просматривается гораздо лучше, чем на других платформах. Она, например, набрала более миллиона фанатов на этой платформе.
О переменах в индустрии корреспонденту MSK1.RU рассказал и Рауль Эстевас — блогер, суммарная аудитория которого составляет 2 миллиона человек. Закрытие «ТикТока» сильно повлияло на него в творческом аспекте:
— Это огромная площадка, где у меня сохраняется основная аудитория из стран СНГ и всего мира. Фактически у меня отняли возможность транслировать свой контент, юмор и творчество на такое большое количество людей. А у этих людей отняли возможность смотреть мои ролики.
По словам Рауля, коммуникация с подписчиками у него, как и у большинства блогеров, тоже значительно уменьшилась.
— Площадка с наибольшей аудиторией закрылась, поэтому реже стали узнавать на улицах, меньше стало сообщений. Конечно, я меньше вижу комментариев и откликов в самих соцсетях, — объяснил Рауль. — Это грустно, в первое время даже были депрессивные эпизоды у меня и у моих знакомых из медийной тусовки.
Настроение в тиктокерском сообществе было совсем не радостным
При этом возможностей для самореализации, по мнению блогера, меньше не стало. Перемены в индустрии многим помогли масштабироваться.
— На этом опыте закрытия соцсетей мы все поняли, что такие моменты заставляют нас включать мозг, двигаться дальше и находить новые способы, чтобы компенсировать потери. Мы поняли, что нужно максимально задействовать остальные работающие соцсети, включая отечественные.
Рауль признаётся, что ему удалось полностью восстановиться и возобновить карьерный путь, несмотря на трудности:
— Моя карьера за 2 года пошла в гору благодаря моей же силе воли. Я понял, что мои навыки по созданию контента никуда не делись, и начал создавать ролики для разных брендов, специалистов и других блогеров. Благодаря этому у меня вырос доход, стали поступать крупные рекламные предложения.
По словам тиктокеров, рекламный рынок массово перестроился после ограничения некоторых социальных сетей. Контракты блогерам предлагают «Тинькофф», «Яндекс», «ВКонтакте» и другие крупные компании.
— В целом индустрия блогинга изменилась. К нам стали относиться лучше. Если раньше создание контента называли баловством, то сейчас это полноценная работа. Даже вышел закон о маркировке рекламы во всех соцсетях, что не может не говорить о том, что инфлюэнсеров теперь воспринимают серьезно, это радует, — поделился Рауль Эстевас.
Основной платформой для распространения контента в России, несмотря на ограничения, остается Instagram*. С помощью reels (короткие вертикальные видео) российские блогеры активно продвигаются и привлекают новую аудиторию.
— Сейчас Instagram* — главная платформа для меня и блогеров из моего окружения, «ТикТок» стоит на втором месте. Даже притом что он заблокирован и официально не работает, многие не перестают проводить время именно в «ТикТоке», в том числе и я. Мне просто комфортно листать ленту, я обожаю алгоритмы и юмор там, — объяснил Рауль.
Блогеры стали активно сотрудничать с отечественными стриминговыми платформами, многие продают и снимают эксклюзивный контент в «ВК Видео». При этом сервис YAPPY, пришедший на замену «ТикТока», так и не стал пользоваться успехом среди авторов.
* Деятельность запрещена в РФ.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».