Премьера «Субстанции» (18+) состоялась весной этого года в Каннах — там картина взяла приз за лучший сценарий. В своей второй полнометражной ленте Корали Фаржа размышляет о месте женщины в современном мире, чрезмерной сексуализации, эйджизме и лукизме. А еще о том, что общество до сих пор хочет хлеба и зрелищ, но не знает, каких усилий это стоит тем, кто находится по ту сторону экрана. Помочь проникнуть за кулисы спешат постановщица и актерский дуэт.
Эйджизм — дискриминация человека на основании его возраста. Лукизм — предвзятое отношение к людям, основанное на оценке их внешности.
Элизабет Спаркл (Sparkle (англ.) — «сиять, искриться») — некогда популярная актриса, обладательница «Оскара» и звезды на голливудской Аллее Славы. Но то было в прошлом: теперь артистке под 60, она ведет утреннее фитнес-шоу для домохозяек и часто вглядывается в свои морщины. После очередных съемок продюсер Харви (Деннис Куэйд) сообщает Элизабет, что зрителям она надоела и студия уже ищет ей замену в лице молодой подтянутой девушки.
По дороге домой ошарашенная новостью Спаркл отвлекается и попадает в автомобильную аварию. Осмотревший после инцидента доктор говорит, что всё в порядке, и незаметно кладет в карман актрисы флешку. Оказалось, что на флешке хранится проморолик неназванной медицинской компании, которая разработала препарат «Субстанция». Инъекция позволяет человеку создать молодую копию себя.
Но всё не так просто: чтобы двум телам функционировать, необходимо соблюдать несколько правил. Во-первых, созданная из «матрицы» молодая версия должна меняться с оригиналом каждую вторую неделю. Во-вторых, пока одно из тел живет жизнь, второе прозябает в овощном состоянии и подкармливается специальным препаратом. Если задержаться в молодом теле дольше, чем на семь дней, то второе начнет разлагаться.
Элизабет соглашается принять участие в эксперименте и после ввода Субстанции порождает юную красотку Сью (Маргарет Куолли). Молодая версия проходит кастинг на роль ведущей фитнес-шоу и моментально становится звездой телеэкранов. Но идиллия прекращается уже через пару месяцев, когда Сью начинает пренебрегать правилами.
Корали Фаржа уже снимала кино, в котором девушки сталкивались с мужским миром и давали ему отпор — это был фильм 2017 года «Выжившая» (18+). Только если дебют поднимал важные вопросы через перестрелки и погони, то вторая картина делает это через телесные трансформации. Вообще, если в прошлом веке королями боди-хорроров были мужчины (безоговорочным — Дэвид Кроненберг), то в XXI всё поменялось: Жюлия Дюкурно и Фаржа снимают гораздо более смелые работы, чем коллеги противоположного пола.
Вектор сменился не только в режиссуре, но и в касте. Раньше на экране трансформировался условный Джефф Голдблюм («Муха» (18+)), а теперь — Деми Мур и Маргарет Куолли. Девушки, как показывает практика, играют со своей физиологией на экране гораздо убедительнее мужчин, а спектр тем, поднимаемых авторами, значительно больше.
Маргарет Куолли превозмогая себя выполняла всё, что от нее требовали сценарий и постановщица: она оголялась, безумно танцевала, превращалась в монстра, ковырялась в пупке — жуткая сцена, когда Сью достает из себя куриную ножку. Актриса признавалась, что ей было безумно тяжело. Часто хотелось закончить со съемками, но всякий раз пересиливала себя, полностью отдаваясь роли — получилось завораживающе.
Сью — бунтарка-максималистка. Девушка озабочена исключительно собой: своим телом и карьерой. Ей нет дела до «матрицы» — оригинального тела Элизабет Спаркл. Если поначалу она к ней привязана, то затем начинает увеличивать дистанцию, уничтожая старшую копию. Сью ни разу за свою непродолжительную жизнь не задумывается о том, что индустрия использует ее молодость и красоту, но выкинет на помойку, как только та достигнет возраста Спаркл. Девушке комфортно в этом бизнесе, но она не замечает, что продюсеры ей пользуются и разрушают то немногое человеческое, что в ней было при «рождении».
Деми Мур совершает не меньший подвиг. Актрисе уже 61 год, но она не отстает от Куолли ни на шаг: тоже раздевается и трансформируется, а вдобавок часто стоит перед зеркалом и разглядывает несовершенства старого тела — морщины, складки, целлюлит и прочие «радости» женщин ее возраста. Героиня Мур ненавидит себя такую, поэтому часто срывается и прибегает к аутоагрессии: бьет себя, дергает за волосы и покрывает лицо тонной косметики.
Элизабет Спаркл, несмотря на возраст и опыт в индустрии, тоже думает только о себе: о теле и карьере. Только ее перспектива чуть иная: она не прочь поделиться славой со Сью, отдать то хорошее, что в ней есть или когда-то было. Но Сью собственница, которая ничем и ни с кем не делится. Спаркл соблюдает правила и каждую вторую неделю отключается от мира, а ее факсимиле — нет. А всё потому, что изначальный замысел Спаркл был в том, чтобы повторить свой успех тридцатилетней давности. Именно с мыслью о покорении той же вершины родилась Сью. Как мы знаем: что посеешь, то и пожнешь.
Превосходную актерскую игру обрамляет эклектичная режиссура Корали Фаржи: местами нежная, но в то же время до ужаса жестокая. Иной кадр лоснится от красоты убранств и тел, но уже через несколько минут может произойти шокирующая сцена с физиологическими подробностями. Описывать каждую не имеет смысла — такое нужно видеть воочию.
Часто после экстремальных эпизодов могут начаться гипнотически-тревожные: с бесконечными коридорами (с кубриковскими коврами), объемными, но пустыми пространствами и крупными планами, в которых либо кто-то сильно переживает (часто Спаркл), либо мерзко жует и плюется (часто Харви, продюсер), либо просто смотрит, не отрывая взгляда, как Сью. Фаржа будто боится отойти от своих героев: камера преследует всюду, и нередко утыкается прямо в них, как бы сливаясь с телами актеров. Более того, в паре эпизодов мы наблюдаем за происходящим от первого лица, и тогда слияние ощущается даже сильнее.
«Субстанцию» можно назвать современной версией «Портрета Дориана Грея» (16+) — только вместо портрета в скрытой от людских глаз комнатушке лежит тело — другой ты. Пока один наслаждается всеми радостями жизни и творит всё, что ему вздумается, другой постепенно чахнет.
Это история не только о губительном патриархате — еще это притча о любви к себе, принятии тела и души. Изменения не сделают лучше, как бы говорит фильм, они поменяют до неузнаваемости, превратят тебя в подобие тебя же. Исчезнет уникальность, пропадет искренность — останется лишь оболочка, которая тупо продолжит следовать изначальной цели, но уже без того запала и восторженности.
Хотели бы посмотреть «Субстанцию»?
Ранее мы рассказывали, почему стоит посмотреть фильм «Виды доброты» (18+) с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».