Если прошлым летом главными цветами были серый и розовый («Барбигеймер»), то лето 24-го окрасилось в красный и желтый. Миллиардные сборы, высокие оценки от зрителей и песня NSYNC «Bye Bye» из каждого утюга — триквел про болтливого наемника определенно стал хитом. Правда, критики отмечают, что лента «Дэдпул и Росомаха» (18+) хоть и обладает яркой оболочкой, но скрывает под ней клишированную историю, которая, в отрыве от камео и отсылок, не предлагает ничего нового. Так кто же здесь прав?
После событий второй части Уэйд Уилсон (Райан Рейнольдс) живет обычной жизнью и больше не супергеройствует. Он вернул Ванессу (Морена Баккарин) к жизни с помощью машины времени, но возлюбленная с ним вскоре рассталась. А еще Дэдпула не взяли в команду Мстителей. Вот опустошенный Уэйд и решил уйти на покой, повесив красно-черный костюм на гвоздь.
Размеренную жизнь прерывают агенты временного управления TVA, которые силой отправляют Уилсона в хаб их организации. Там Дэдпул знакомится с местным менеджером, мистером Парадоксом (Мэттью Макфэдиен). Парадокс вводит Уэйда в курс дела: ключевой для его вселенной супергерой погиб — им был Росомаха (Хью Джекман), — а это значит, что ветка скоро схлопнется.
Дэдпул, не желая терять свой мир и близких людей, начинает скакать по мультиверсу и искать нового Логана, чтобы заменить им почившего. Отхватив от нескольких вариаций, Уэйд наконец находит идеальную кандидатуру. Только вот оказывается, что священный таймлайн не работает по принципу «Ctrl C + Ctrl V», и исправить уже ничего нельзя.
Уилсон сделал себе только хуже, поскольку за несанкционированные перемещения Парадокс «стирает» его и найденного им Росомаху. Так парочка попадает в мир-небытие, где правит сестра профессора Ксавье, Кассандра Нова (Эмма Коррин).
После того как Disney купил студию 20th Century Studios вместе с правами на всех их супергероев — Люди Икс, Фантастическая четверка и другие, — сразу встал вопрос о триквеле Дэдпула. Было непонятно, что family-friendly Marvel собирается делать с персонажем, который матерится и рубит всех подряд катанами. С одной стороны, Кевин Файги, генеральный продюсер, осознавал, что можно дать Дэдпулу как следует «побарагозить» и неплохо на этом заработать. Но с другой, студия еще ни разу не выпускала фильм со взрослым рейтингом.
Благо выход предложили Райан Рейнольдс и Хью Джекман, что загорелись идеей создать совместный фильм. Файги препятствовать дуэту не стал и предоставил ребятам творческую свободу. Актеры настояли на том, чтобы режиссером ленты выступил их старый друг Шон Леви. Джекман снимался у постановщика в «Живой стали» (18+), а Рейнольдс в «Главном герое» (18+) и «Проекте „Адам“» (16+). Файги утвердил Леви без особых, как кажется, опасений: было понятно, что ожидать шедевра не стоит, но и к катастрофе это сотрудничество не приведет.
Никто из авторов не прогадал, но фильм всё равно получился спорным. Это прекрасный аттракцион, который буквально кланяется своим фанатам и мило прощается с наследием «Фоксов». И вместе с тем, это до ужаса скучная история, в которой нет развития персонажей, слабый злодей и невероятно предсказуемый финал.
Дуэт Рейнольдса и Джекмана прекрасен — другого никто и не ожидал. Райан всё еще тонко чувствует своего персонажа, понимает, как сделать из него трагическую и одновременно комическую фигуру. Дэдпул продолжает пытаться понравиться всем вокруг и найти признание у близких, а еще грубо шутить, высмеивать современные тренды и аккуратно хихикать как над зрителями, так и над создателями. Словом, антигерой не потерял свою харизму и обаяние. Но и нового не приобрел — это до сих пор тот самый наемник из первых двух частей.
Не разучился морщить лоб и Хью Джекман. Это при том, что прошло уже семь лет с выхода «Логана» (18+), в котором актер попрощался с персонажем. Но не тут-то было: Marvel громко потрясли мешочком с деньгами. К тому же мультивселенная позволяет авторам сколько угодно убивать и возрождать одних и тех же персонажей — даже не обязательно, чтобы артист оставался прежним. Хью заметно постарел, но его запал никуда не делся. Сначала были несколько месяцев тренировок, а затем — съемки в каноническом желто-синем костюме. Заметно, что Джекман не халтурил и полностью отдался персонажу. Играет австралиец лучше остальных, передавая эмоции просто через отсутствующий взгляд или едва заметную ухмылку. Да и физической форме 55-летнего актера позавидуют многие молодые спортсмены.
Еще из хорошего: местами удачный юмор, неожиданные камео и десятки отсылок к позабытым фильмам (постараемся без спойлеров). Здорово, что Marvel не побоялись дать Дэдпулу возможность пошутить над их внутренней кухней и плачевным положением киновселенной. Уэйд знает почти всех супергероев и не делает вид, что до этого существовал в неведении.
Многие появления старых персонажей бьют по ностальгии: одних увидеть не ожидаешь, а о других давно позабыл. Вариации Росомахи и нарезка с путешествиями Дэдпула принесли особое удовольствие. Любителям комиксов будет на что посмотреть. В картину приятно вглядываться: если иногда отрываться от коготков Логана, то можно заметить транспорт героев из разных вселенных, голос любителя фразы «Alright, alright, alright» и даже Тейлор Свифт под маской одного из Дэдпулов (ладно, это лишь глупый слух, который не оправдался). Ну и вишенка на торте — финальные титры, которые выполнены в виде трибьюта супергероям «Фокс» нулевых. Это, без шуток, лучшие титры среди всех фильмов Marvel.
Теперь о плохом. Сценарий, режиссура, постановка экшен-сцен и графика весьма посредственны. Чувствуется, что историю писали впопыхах, изо всех сил пытаясь заткнуть сюжетные дыры удобными марвеловскими макгаффинами, вроде организации TVA, их технических приблуд и чудо-мира с какими угодно персонажами.
Макгаффин — это средство повествования, используемое в литературе, кино, видеоиграх и других видах искусства. Это нечто такое, что на протяжении сюжета преследуют персонажи, но конкретная природа этого нечто неясна и расплывчата. Так, макгаффином может быть предмет (например, портфель с чем-то важным, ключ или драгоценность) или человек (похищенный ребенок или шпион).
Мотивация у Дэдпула простенькая, а Росомаха и вовсе шатается вместе с ним только из-за пустых обещаний. Неясно, почему Логан, проживший уже несколько веков, верит на слово какому-то чудику из другой вселенной. Если у Росомахи из фильма 2017 года случилась трагедия, которая напрямую влияла на эмоциональное состояние героя, то здесь мрачная история нужна только для парочки пафосных фраз и одного разговора у костра. Никакой глубокой рефлексии и искупления — в конце ленты Логан будет уплетать шаурму и сидеть за праздничным столом, улыбаясь во весь рот.
Кассандра Нова тоже занимается не пойми чем. Она могла убить Дэдпула и Росомаху бесчисленное количество раз, но почему-то этого так и не сделала. Нова много болтает и мало действует, а ее злодейский план высосан из пальца. Остальные второстепенные персонажи тоже существуют исключительно для «обслуживания» протагонистов. Нужно устроить зрелищный поединок? — Поможем! Необходимо помочь произнести вслух экспозицию? — Ни слова больше!
При этом экшен-сцены просты, как три копейки, и сразу же выпадают из памяти. Забавной получилась стычка Логана и Дэдпула в машине, но на этом креатив авторов закончился. Была попытка сделать масштабную битву одним планом, но момент испортила графика: герои двигаются так неестественно, что кажется, будто вот-вот на экране выскочит надпись «press X to win». И так происходит в каждой второй сцене потасовок.
Что касается спецэффектов, то создается впечатление, что фильм снимали лет 10-15 назад. Но к этому фанаты Marvel давно привыкли. Когда-то, в 2008 году, мы с пеной у рта смотрели, как экипируется Тони Старк в детализированную футуристичную броню, а теперь вот, в 2024-м, смотрим за тем, как Росомаха достает маску из воздуха.
Создается ощущение, что у Шона Леви была лишь одна задача — не мешать Джекману и Рейнольдсу развлекаться. Никаких изысков в этой картине ждать не стоит. Режиссер неплохо снимает разговорные сцены, но сыпется, когда дело доходит до драк, погонь и перестрелок. И это при том, что снимать зрелищные бои Леви умеет — взять ту же «Живую сталь». Эксперименты допускались на уровне актерской импровизации, камео и отсылок, но довести до ума внешний вид всего этого, видимо, было нельзя. Или не было смысла, поскольку вглядываться в мизансцены не будет ни один фанат, когда на экране оживает его детство.
«Дэдпул и Росомаха» — противоречивая картина, которая могла бы быть гораздо лучше, пригласи студия кого-то посерьезнее, чем просто друга актеров. А может дело в том, что творческая свобода не распространялась только на постановщика. Возможно, Файги, насмотрелся на хоррор-эпизоды Рейми во втором «Докторе Стрэндже» (16+) и решил, что больше креатива не нужно. Доподлинно мы не узнаем.
С другой стороны, кинокомикс всё равно работает и выполняет свою главную функцию — развлекает. Заскучать не дают шутки Дэдпула, утрированный алкоголизм Росомахи и многочисленные камео. Правда, это развлечение для посвященных. Тем, кто не знаком с франшизой «Люди Икс» (12+, 16+), старыми фильмами, вроде «Блейда» (18+), «Фантастической четверки» (16+) и «Сорвиголовы» (18+), будет скучновато. Еще нельзя забывать о современных проектах: не посмотрев сериал «Локи» (18+), вы не будете знакомы ни с TVA, ни со священным таймлайном, ни со странным миром-свалкой. Так что Marvel опять заигрывает с фанатами.
Но как долго ностальгические трипы еще будут набирать миллиарды долларов в прокате?
А вы бы посмотрели фильм «Дэдпул и Росомаха»?
Ранее мы рассказывали, почему стоит посмотреть фильм «Субстанция» с Деми Мур. Почитайте также, что не так с тру-крайм сериалом «Монстры: история братьев Мендес».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU.