Во время первой волны пандемии на Netflix состоялась премьера «Платформы» (18+). Тогда лента о таинственном бункере и его обитателях стала самой просматриваемой картиной стриминг-сервиса. Поэтому сиквел был лишь вопросом времени. И вот, когда вторая часть вышла, оказалось, что шаг вперед режиссер Гальдер Гастелу-Уррутия не сделал. Продолжение ругают за то, что идеи оригинала остались неизменными и ничего нового постановщик предложить не сумел. Но так ли всё на самом деле плохо?
Художница Перемпуан (Милена Смит) добровольно приходит в Дыру — это такая многоэтажная тюрьма, в середине камер которой расположена шахта для платформы с едой. Раз в день платформа спускается с верхних этажей, чтобы все смогли поесть то блюдо, которое они заказали перед тем, как отправиться под стражу. Уровней всего 333, а главная проблема Дыры в том, что люди с верхних этажей часто съедают пищу тех, кто живет внизу. Нарушителей порядка даже не волнует тот факт, что каждый месяц людей переселяют на другой уровень в случайном порядке. За соблюдением местных законов следит секта под предводительством некоего Пророка (Оскар Хаэнада).
Перемпуан отправляется в Дыру неспроста: женщина винит себя за смерть человека и хочет так искупить вину. Соседом по камере становится грузный мужчина по имени Замятин (Ховик Кеучкерян). Пара с трудом привыкает к порядкам тюрьмы. Чем дольше Перемпуан и Замятин находятся в загадочном бункере, тем очевиднее для них, что система несовершенна, а Пророк чинит самосуд.
Те, кто смотрел первую часть, уже по синопсису могут понять, насколько идентичны сюжеты двух фильмов. По сути авторы заменили только главного героя: в оригинальной ленте протагонистом был Горенг, молодой человек, который хотел бросить курить. С одной стороны, хорошо, что создатели осознали глупость мотивации Горенга (из-за вредной привычки отправляться в тюрьму, серьезно?) и заменили его девушкой с более весомой. С другой стороны, конфликты, метафоры, декорации и даже финалы картин идентичны — больше менять ничего не стали.
Вместо того, чтобы подробнее рассказать об устройстве Дыры и ее создателях, добавить что-то кроме аллюзий на социальное неравенство и миллиона отсылок на всевозможные антиутопии — здесь и калька с картины «Куб», и очевидный референс к Евгению Замятину, — испанские кинематографисты просто воспользовались нехитрым приемом Ctrl C + Ctrl V.
Чуть очевиднее стал только тот факт, что создатели в первую очередь опирались на русскоязычные антиутопии. Если к роману «Мы» и ее автору создатели ссылаются разве что на уровне имен и названий, то у произведения братьев Стругацких «Град обреченный» позаимствовали, как кажется, место действия. Библиофилы возмутятся: у советских писателей герои существовали в аду, а не в тюрьме! Это верно, — ответит автор, — но кто вам сказал, что Дыра — не замаскированный ад?
Посудите сами: мира за пределами стен мы не видим. Каждый из героев совершил нечто ужасное. Обитатели многоэтажной тюрьмы промышляют убийствами и каннибализмом, а Пророк, несмотря на якобы благородную цель, отрубает провинившимся руки, а иногда и просто лишает жизни. Еще персонажам известно, что выбраться из Дыры невозможно — подписанный ими контракт не подразумевает, что рано или поздно их выпустят на свободу.
По мере просмотра становится ясно, что создатели картины подсматривали не только у советских авторов XX века, но и у итальянских мыслителей XIV. Ближе к финальной трети происходящее напоминает не просто попытку выжить в аду, а очиститься и отправиться к свету — Данте Алигьери и его «Божественная комедия». Перемпуан, пытаясь восстановить справедливость и расквитаться с Пророком, незаметно для себя попадает в чистилище, а оттуда — в рай. Концовка ленты намекает на то, что мучения девушки закончены, и теперь, искупив вину, она достойна покоя.
Все вышеперечисленные идеи, заложенные в фильм, прекрасны. Только ровно это же (может чуть под другим углом) мы видели в ленте 2020 года. «Платформа» — это всё еще увлекательный триллер с интересной концепцией, но смотреть второй раз на одно и то же действо просто неинтересно. Вторая картина удивит разве что тех зрителей, кто не знаком с оригинальной лентой. Если же вы хорошо помните первую картину, то сиквел лучше пропустить, ничего не потеряете.
Ранее мы рассказывали, почему стоит посмотреть фильм «Субстанция» с Деми Мур. Почитайте также, что не так с тру-крайм сериалом «Монстры: история братьев Мендес».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс.Станций Мини среди подписчиков.