На днях альпинистка Алина Пекова вернулась в Москву после заключительного восхождения. 31-летняя спортсменка покорила 14 самых высоких гор мира. Девушка также стала первой россиянкой, забравшейся на все восьмитысячники. На всё это у Алины ушло всего полтора года.
Однако в профессиональном альпинистском сообществе не все оценили достижение Пековой. Некоторые посчитали, что ее восхождение было недостаточно сложным и «спортивным». Алина совершала восхождение вместе с премиальной компанией Seven Summits Treks. Благодаря этому альпинистка во время восхождения пользовалась всеми благами цивилизации: 5-звездочный отель с завтраком, трансфер, комфортабельный тент, шерпа, баллоны с кислородом и даже интернет в перевалочных лагерях. Обычные скалолазы не всегда могут позволить себе пользоваться такими услугами — за них придется отдать круглую сумму.
Мы узнали у профессиональных альпинистов, сколько стоит покорить гору-восьмитысячник, чем отличается спортивный альпинизм от коммерческого и как на самом деле профессиональное сообщество относится к достижениям Алины Пековой.
Сколько стоит покорить Эверест?
Цены на покорение восьмитысячника сильно разнятся: всё зависит от компании, которая предоставляет услуги. По мнению профессиональных альпинистов, одна из самых дорогих гор — Эверест, которую также покорила Алина Пекова.
Константин Сергеев стал первым карелом, совершившим восхождение на Эверест. Также в послужном списке альпиниста Эльбрус и самая высокая точка Африки — Килиманджаро.
По словам Константина, Эверест обходится дороже всего из-за пермита — разрешения на восхождение, которое дает правительство Непала:
— Вот вы приехали и говорите: «Хочу на Эверест». Этого недостаточно. Надо получить специальную бумагу от правительства Непала. На сегодняшний день она стоит 15 000 долларов. Причем если вдруг в год, когда вы приобрели пермит, вам не удалось взойти, то вам опять придется платить 15 000 в следующем году.
Средняя стоимость за восхождение на Эверест начинается с 35 000 долларов и может достигать 200 000. Альпинисты должны сами приобрести билеты на международный перелет, визу и снаряжение с экипировкой.
— Я пришел в магазин за ботинками для восхождения. Вижу, есть обычные, а есть в два раза дороже. Спрашиваю: какие лучше взять и почему. Взрослые, опытные люди говорят: «Ты сколько хочешь, чтобы у тебя пальцев на ноге осталось?» — «Хотелось бы, чтобы все». — «Ну тогда бери эти». Экономить на экипировке нельзя, это опасно для здоровья, — уверен Константин.
Хорошая куртка для покорения восьмитысячника обойдется вам от 40 000 до 80 000 рублей, альпинистские ботинки — около 80 000 рублей. Также большинству скалолазов необходимы кислородные баллоны:
— Кислород — это самое дорогое. Один баллон стоит порядка 500 долларов. Но если вам нужен баллон уже на горе, то это будет уже 1000 долларов, — рассказал альпинист.
Что такое «коммерческий альпинизм»?
Константин совершал восхождение за 43 000 долларов. Но есть и гораздо более дорогие, эксклюзивные туры:
— Я знаю Нирмала Пурджа — одного из тех, кто также покорил 14 вершин-восьмитысячников. Он в свое время сделал это за 6 месяцев. Сейчас он в том числе водит туристов на горы. У него цены за тур — 150 000–200 000 долларов. Но вы везде летаете на вертолете, у вас в базовом лагере бар, дискотека, кофемашина. Вообще при наличии денег можно создать самые комфортные условия на горе, это легко, — рассказал Константин.
Совершать восхождение, когда у тебя есть большое количество денег, гораздо легче. Такой альпинизм в профессиональном сообществе называют коммерческим. Появляются возможности, которые позволяют максимально облегчить путь: снегоходы, ратраки, вертолеты.
Также альпинисты часто пользуются услугами шерпов — народа, проживающего у южного подножия Эвереста. Шерпы давно адаптировались к разреженному горному воздуху. Поэтому основной вид заработка этого народа — помощь альпинистам при покорении горных вершин. Шерпы тащат на себе кислородные баллоны, палатки и личные вещи туристов. По данным альпинистской компании «Клуб 7 вершин», услуги дополнительного высотного шерпа обойдутся в 15 000 $ (1 441 531 р). Шерпы — очень выносливый народ, поэтому иногда они могут донести на себе на вершину даже самого клиента, если у человека кончились силы идти самостоятельно:
— За всё время на Эвересте побывало 12 тысяч человек. Из них порядка 7 тысяч — это шерпы. Они, как правило, забираются сами, провешивают перила, спускаются, потом тащат какого-нибудь клиента. Некоторых буквально тащат, тянут за веревки, поднимают. Поэтому, да, шерпы пользуются популярностью, — рассказал альпинист Константин Сергеев.
Подняться на 14 восьмитысячников за полтора года: как это возможно?
Один из основных принципов альпинистов при восхождении на гору называется «пила». Чтобы не заработать горную болезнь, скалолазы после подъема не задерживаются на определенной высоте, а спускаются, отдыхают и только на следующий день поднимаются на более высокую точку. Из-за этого путь альпиниста напоминает зигзагообразную форму пилы.
Экспедиция Константина на Эверест заняла 50 дней. Быстрее бы не получилось: акклиматизация занимает много времени.
В одном из своих интервью Алина Пекова утверждала: «После восхождения на Эверест я в тот же день поднялась на другой восьмитысячник — Лхоцзе». Это возможно, так как вершины находятся недалеко друг от друга. Однако сделать это, не пользуясь благами цивилизации, вряд ли возможно, считает президент Федерации альпинизма Тюменской области Тимур Гайнуллин:
— Если она действительно смогла это сделать и у нее есть какие-то доказательства, то это очень круто. Давайте будем думать, что это возможно. Она молодая девушка, у нее кислорода дофига, шерпов дофига. Если посильнее шерпов взять — можно дойти до конца.
Также Алина Пекова взошла всего за 6 месяцев на 11 восьмитысячников. Это считается рекордом для России. Однако, по мнению альпинистов, настоящее спортивное восхождение без использования дополнительных благ в такие сроки невозможно.
— Если ты участвуешь в коммерчески организованных экспедициях, то ты можешь взойти, допустим, за 20–30 дней. Даже бывало и быстрее. Но если ты участвуешь в спортивных экспедициях, где ты сам полностью с шерпами прокладываешь перила, ставишь лагеря, сам готовишь, то это может занять до двух-трех месяцев, — рассказал Тимур.
Что не так с достижением Алины Пековой?
Рекорд Алины Пековой — безусловная гордость для России. Однако в профессиональном сообществе понимают, что такие коммерческие восхождения гораздо проще, нежели спортивные экспедиции, где люди лишены способов облегчить себе путь.
Тимур Гайнуллин выступает против осуждения альпинистов, которые вкладывают большие деньги и совершают восхождения в более комфортных условиях:
— Некоторые боятся, что если такой человек по щелчку лишится какого-то пунктика из своего комфорта, то он потеряет равновесие и умрет. Но опять же: это же он сам решил на это пойти.
По словам альпиниста Константина, в современном мире почти не осталось скалолазов, которые совершают восхождения по старым канонам спортивного альпинизма:
— Все используют гостеприимные благоустроенные домики с душем, с газом — ставить палатки не надо. Понятно, что есть и те, которые ставят палатки, но их немного. Не знаю, как этим не воспользоваться. Сейчас появился кислород. Ну не будем же мы ходить, как первые люди на Эвересте, в шерстяных носках. Понятно, что и Алине Пековой помогали, но сейчас время такое, почему нет, почему бы этим не воспользоваться.
К тому же использовать блага цивилизации — значит избежать возможных рисков для жизни. Тем более они необходимы для людей, у которых не так много опыта в альпинизме:
— Вот вы поднялись, и вас спрашивают: вы на ратраке поедете или пешком пойдете? При этом в обоих случаях вы, скорее всего, доберетесь. Просто в случае, если идти пешком, вы потратите больше сил. Цена вопроса, например ратрака, будет 5–10 тысяч. По моему мнению, это недорогое удовольствие, — считает Константин.
Ранее мы писали о погибших в Непале российских альпинистах. Родные до сих пор собирают деньги, чтобы эвакуировать тела. Почитайте, что известно о спортсменах.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс Станций Мини среди подписчиков.