Развлечения Рецензии на MSK1 Синтез покадровой анимации и классической игры. Почему стоит смотреть хоррор «Вуду. Шёпот тьмы»

Синтез покадровой анимации и классической игры. Почему стоит смотреть хоррор «Вуду. Шёпот тьмы»

Разбираем спорный фильм малоизвестного stop motion-аниматора

«Вуду. Шёпот тьмы» (18+) стал первым полным метром американца Роберта Морга

«Вуду. Шёпот тьмы» (18+) — первая полнометражная работа американца Роберта Моргана. До этого режиссёр порядка 30 лет снимал короткометражные проекты («Кот с человеческими руками» (18+)) в формате stop motion (покадровая анимация. — Прим. ред.). Теперь же постановщик пошел дальше — создал полуторачасовой фильм с вкраплениями покадровой анимации. В «Шёпоте тьмы» девушка под влиянием собственного воспаленного сознания создает мультфильм, который постепенно начинает жить своей жизнью. Получилось местами жутко, но в то же время утомительно.

Последние несколько лет молодая девушка Элла (Эшлинг Франчози) помогает матери Сюзанне Блэк (Стелла Гонет), культовой в узких кругах режиссерке покадровой анимации, с ее фильмами — поскольку пожилую женщину замучил артрит, передвигает фигурки именно Элла. У дочери постановщицы нет права голоса — она должна беспрекословно двигать персонажей, но не может ничего менять по своему усмотрению. Продолжается эксплуатация дочери до тех пор, пока у Сюзанны не случается инсульт, отправивший ее в затяжную кому.

Как только Элла обретает творческую и физическую свободу, она сначала решает закончить картину матери, но вскоре переключается на собственный метр. Для его создания девушка снимает квартиру в полузаброшенном доме и превращает ее в мастерскую. На новом месте Элла знакомится с безымянной маленькой девочкой (Кэолинн Спринголл) — соседкой, сующей свой нос куда не надо. У девочки есть идея для сюжета — в ее истории ребенок убегает от монстра Пепельника по лесу. Главная героиня фильма забегает в заброшенную хижину, где пережидает три ночи. Не придумав истории оригинальнее, Элла решает экранизировать задумку девочки. Но вот чего она точно не ожидала, так это того, что Пепельник сможет материализоваться и прийти по ее душу.

Пятидесятилетний Роберт Морган над игровым кино работал только раз, — когда принимал участие в создании киноальманаха «Азбука смерти 2» (18+); все остальные его работы — анимационные фильмы. Идея совместить покадровую анимацию и игровую картину не оригинальна, но принести успех американцу могла бы. Ведь совсем недавно, в 2021 году, Фил Типпетт пошел на похожий эксперимент и выпустил «Безумного бога» (18+) — правда проект был в первую очередь стоп-моушеном, и уж только во вторую — классическим кино с реальными актерами. Хоррор Типпетта вышел пугающим, тревожным и отвратительным (в хорошем для ужасов плане), а вот «Шёпот тьмы» Моргана оказался весьма удручающим.

Буквально с первых минут становится очевидно, что бюджет у фильма был сильно ограничен: актеров мало, локаций будто еще меньше, а компьютерной графики нет и в помине — вся жуть создана с помощью практических эффектов. Это, конечно, не плохо, и могло бы сыграть картине только в плюс — вспомните, какими дешевыми, но в то же время аутентичными были первые «Зловещие мертвецы» (18+) Сэма Рэйми.

Правда, Морган не сумел обратить недостатки в преимущества: актерская игра расстраивает, серые «задники» вызывают зевоту, а тех самых практических эффектов, — которые, к слову, получились всё же отменными, — преступно мало. Из 93-х минут хронометража от силы только 10-15 — это покадровая анимация с действительно жуткими куклами. Всё остальное время мы вынуждены любоваться безэмоциональным лицом Эллы и наблюдать за чересчур медленно развивающимся повествованием. Это не слоубернер, — это АСМР-подкаст на ночь, серьезно!

Эшлинг Франчози по поводу исполнения роли претензий не предъявишь — очевидно, что именно сценарий губит ее героиню. Элла показана глубоко травмированной личностью, которая борется с внутренними демонами; ну а девочка — лишь плод ее воображения. Звучит здорово, с заявкой на психологический хоррор, однако внутренний конфликт протагониста никак не развивается. Авторы — вместе с Морганом над сценарием работал Робин Кинг, — так увлеклись формализмом, что напрочь позабыли о смысловом наполнении.

Элле не хочется сопереживать, поскольку драма персонажа существует только на бумаге — в кадре девушка страдает слишком неправдоподобно. Она не может толком поговорить с матерью, объясниться с бойфрендом и послать куда подальше воображаемую девочку. Выученная беспомощность героини зашкаливает настолько, что становится даже смешно — ну сделай ты хоть что-нибудь сама!

Невозможно сопереживать персонажу, который с первых и до последних минут фильма бродит с каменным лицом и выполняет абсолютно всё, что ему говорят окружающие. Или это такой символизм? Мол, Элла — такая же марионетка, как и куклы в ее фильме. Здорово, конечно, но к чему всё это? Свести посыл полуторачасового фильма к одной простой мысли — уровень начинающих кинематографистов, но никак не человека, стаж которого исчисляется десятилетиями.

По итогу конфликт героини, как и очевидный конфликт творца и творчества, попросту спущены в унитаз. Не нужен такой хронометраж картине, идеи которой исчерпывают себя уже в первой трети — нужно было опять делать короткометражку, Морган.

Справедливости ради стоит отметить, что та часть фильма, которая разыграна куклами, — отличная. Фигурки из плоти действительно отвратительные и жуткие, а оживший Пепельник пугает одним только силуэтом. Видно, с какой любовью Морган через уста своих героев рассказывает о тонкостях создания покадровой анимации — сколько времени и сил требуется, чтобы смастерить персонажей и декорации, придумать сюжет, а затем разыграть его, по миллиметрам двигая куклы на протяжении многих недель. В «Шёпоте тьмы» Роберт Морган буквально воспевает свою профессию и наглядно показывает, как здорово не только смотреть готовый мультфильм, но и наблюдать за кропотливыми съемками.

Кажется, что режиссеру нужно было пойти по стопам своего коллеги, Фила Типпетта, и создать либо полностью, либо в большей мере анимированный проект — тогда бы получилось одновременно увлекательно, цепляюще и жутко. Ну а так вышел, что иронично, монстр Франкенштейна, который сшит буквально и фигурально белыми нитками. Если Морган не откажется от идеи снимать игровое кино, то ему определенно нужно сходить на пару мастер-классов по сценарному искусству.

Ранее мы публиковали рецензию на второй сезон сериала «Терапия» (16+). Мы также писали, что не так с сериалом «Все совпадения случайны» (18+) с Кейт Бланштетт.

Согласны с автором?
Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мать имеет больше прав и шансов — это миф». Адвокат разложил по полочкам, как определить, с кем должен жить ребенок
Анонимное мнение
Мнение
«Мечта жены о Мальдивах останется мечтой». Семья живет на 130 тысяч рублей — хватает ли этого
Анонимное мнение
Мнение
«Сложно объяснить, почему не пью даже бокальчик». Россиянка рассказала, почему стала трезвенницей и есть ли в этом минусы
Анонимное мнение
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
«Дочь лежала как тряпочка. Я готовилась к плохому»: мама восьмимесячной малышки назвала симптомы заразного вируса
Анонимное мнение
Рекомендуем