В российский прокат вышел «Еретик» (18+) — напряженный триллер с Хью Грантом в неожиданном амплуа: он играет человека, который запирает в своем доме двух миссионерок, чтобы доказать им, что все религии похожи, а значит — ни одна из них не верна. Картину сняли и написали Скотт Бек и Брайан Вудс — дуэт, работавший над сценарием к «Тихому месту» (18+) с Джоном Красински.
В этот раз авторы решили обойтись без обилия скримеров, сделав ставку на саспенс и психологизм. Зловещий Хью Грант, сравнение христианства с настольной игрой «Монополия», размышления о вторичности в мире и искусстве — вот лишь несколько причин, по которым «Еретик» цепляет зрителя.
В один из дождливых вечеров две молодые девушки-мормонки, сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист), пришли к крыльцу старого, но очень уютного дома, в котором живет обходительный англичанин мистер Рид (Хью Грант). Мужчина, как оказалось, знаком с тонкостями теологии, а потому с неподдельным интересом выслушал рассказ девушек о своей вере. Желая продолжить беседу в более комфортной обстановке, мистер Рид пригласил сестер к себе в гостиную.
Поначалу Барнс и Пакстон, скованные строгими правилами, запрещающими им находиться наедине с мужчиной под одной крышей, не решались принять приглашение. Однако радушный хозяин поспешил заверить их, что он не один — якобы его супруга, миссис Рид, как раз занята выпечкой аппетитного черничного пирога.
Поддавшись чарам обаятельного незнакомца, Барнс и Пакстон переступили порог дома, даже не подозревая, какую роковую ошибку они совершают, доверившись словам мужчины.
Вскоре правда раскрылась: никакой жены у мистера Рида нет, а обещание черничного пирога оказалось всего лишь уловкой, чтобы заманить девушек в ловушку. Невинный на первый взгляд разговор на религиозные темы обернулся изощренной пыткой, которую мистер Рид уготовил своим испуганным гостьям.
Образ мистера Рида — это хрестоматийный портрет научного атеиста: рационального, эрудированного, мыслящего критически. Он легко оперирует цитатами из священных текстов, демонстрируя познания настоящего ученого, но за этой ученостью скрывается неприятие и даже презрение к религиозным догмам и манипуляциям. Превращение сдержанного британского джентльмена в пугающего своей иррациональностью безумца — актерская задача невероятной сложности, требующая не только высокого профессионализма, но и глубокого погружения в образ.
Не менее интересны и женские персонажи фильма. Хлоя Ист, знакомая зрителям по спилберговским «Фабельманам» (16+), воплощает на экране образ Пакстон — неуверенной в себе нервной блондинки. Ее практически полная противоположность — спокойная и немногословная брюнетка Барнс в исполнении Софи Тэтчер, известной по сериалу «Шершни» (18+). Однако за внешней невозмутимостью Барнс скрываются глубокие душевные травмы.
Примечательно, что сам Рид далек от образа пламенного еретика. Скорее, он циничный прагматик, заинтересованный в религиозных феноменах исключительно с точки зрения возможности разоблачения их тайн. Перед нами редкий пример идеологической конструкции, где симпатии зрителя оказываются на стороне верующих, которые, к тому же, представляют религиозную организацию с неоднозначной репутацией.
С первых минут мистер Рид, не тратя времени на прелюдии, забрасывает своих студенток провокационными вопросами. Он без обиняков спрашивает, почему, например, многоженство считалось приемлемым для пророка Джозефа Смита, но запрещено современным мормонам.
Мужчина проводит параллели между авраамическими религиями — христианством, иудаизмом, исламом — и более древними языческими культами. Он утверждает, что все они основаны на одном и том же архетипическом сюжете, включающем перерождение, чудеса, подобные хождению по воде, и свод абсурдных правил. Религии, с точки зрения мистера Рида, представляют собой вариации одной и той же настольной игры — своеобразной «Монополии», идею которой позаимствовали у Элизабет Мэги, создательницы игры The Landlord's Game.
В пылу полемики Рид приводит примеры заимствований в искусстве, упоминая Лану Дель Рей, якобы укравшую песню «Creep» у Radiohead (которые, в свою очередь, позаимствовали ее у группы The Hollies), и даже Джорджа Лукаса, который в «Звездных войнах» сознательно использовал мифологические архетипы, описанные Джозефом Кэмпбеллом.
Интересен подход режиссерского дуэта к классической трехактной структуре, где каждый акт превращается в отдельный уровень. Первый акт, относительно спокойный и наиболее атмосферный, разворачивается в жилых комнатах дома. Здесь нет явного ужаса, но присутствует гнетущее чувство страха перед неизвестностью. Второй акт, более типичный для жанра хоррор, переносит нас в подвал дома, где появляются даже элементы боди-хоррора. Наконец, третий, заключительный акт, начинается этажом ниже — в подвале подвала, — а затем выводит нас вместе с героями наверх, к катарсису.
С каждым новым актом режиссеры наглядно и метафорически погружают героев и зрителей всё глубже, заставляя испытать полную палитру эмоций. Подобно Данте, ведущему нас по кругам ада, чистилища и рая в «Божественной комедии», Скотт Бек и Брайан Вудс проводят нас по всем уровням мрачного мира мистера Рида.
Однако стоит признать, что анализировать структуру фильма порой увлекательнее, чем просто смотреть на сам хоррор. Сцены пыток, призванные держать зрителя в напряжении, и пара-тройка избитых приемов вкупе с несколькими предсказуемыми скримерами особо не удивляют. В «Еретике» нет шокирующей жестокости, равно как и пробирающего до костей саспенса.
Вторая половина фильма обнажает его главный недостаток: для интеллектуального хоррора «Еретику» не хватает глубины, поскольку аргументы Мистера Рида зачастую звучат банально и старомодно. Тем не менее фильм оставляет пищу для размышлений, да и наблюдать за харизматичным злодеем Хью Гранта интересно абсолютно в каждой сцене.
Ранее мы рассказывали, чем зрителей порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» (18+).
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш iPhone 16 и трех «Яндекс Станций» среди подписчиков.