
Рассказываем, стоит ли смотреть «Под огнем» (18+) — новый фильм о войне в Ираке
В апреле в российских кинотеатрах состоялась премьера военной драмы «Под огнем» (18+). Картину снял режиссер Алекс Гарленд вместе с соавтором — бывшим военным из США Рэем Мендосой. Действие происходит в 2006 году в Ираке. Группа опытных солдат оказывается в ловушке на чужой земле, и это заканчивается кровавой резней. В этой статье мы разбираем, как создателям фильма удалось в идеально поставленных сценах передать самую суть войны — жестокую, беспощадную и бессмысленную.

Сюжет
Алекс Гарленд и Рэй Мендоса хотели сделать военную драму без лишних деталей, которые обычно добавляют героям человечности. Оригинальное название — «Warfare» — сразу дает понять: здесь показывают войну в ее самом жестком виде.
Хотя в главных ролях — куча талантливых молодых актеров (Уилл Поултер, Космо Джарвис, Кит Коннор, Джозеф Куинн, Чарльз Мелтон; все, кроме Мелтона, из Британии), мы вообще ничего не узнаем об их персонажах — американских спецназовцах, застрявших под обстрелом в иракском Рамади. И раз уж мы даже имен их не знаем, то кровавая бойня, через которую им придется пройти, кажется еще более бессмысленной.
Сюжет вроде бы простой. Отряд солдат захватывает дом в Ираке, где, как назло, живут обычные люди — здание идеально подходит для слежки за боевиками. Операция начинается, но быстро превращается в ад — во дворе валяются оторванные руки-ноги, внутри дома кричат раненые.

Режиссерская работа — на уровне
Лента Гарленда и Мендоса снята по реальным рассказам бойцов спецназа, которые участвовали в провальной операции. Она настолько правдива, что иногда становится по-настоящему страшно. Почти весь фильм, кроме одной короткой сцены в начале, идет в режиме реального времени. Сначала время словно замедляется: снайпер Эллиотт (Космо Джарвис) через прицел рассматривает рынок напротив — люди сидят за столиками, торгуют овощами, из чайника поднимается пар. Но потом начинается обстрел, переводчика разрывает на части, и время будто перестает существовать. Звуки пропадают, остается только глухой, давящий гул. Когда морпехи по рации запрашивают эвакуацию для раненых, время вдруг ускоряется до бешеной скорости.
С режиссерской точки зрения это безупречная работа. Гарленд и Мендоса точно понимают, зачем используют каждый прием — будь то звон гильз, падающих на землю, или красноватый дым после взрыва гранаты, который окутывает все вокруг. Но, погружая зрителя в этот хаос, авторы не делают четких выводов и не навязывают свою точку зрения.

Чем картина не удалась
Перед нами герои? Наверное. Была ли их жертва напрасной? Возможно. Важнее ли подвиг, чем эта бессмысленность? Фильм не просто не отвечает на эти вопросы — он даже не всегда четко их задает. Точно так же, как в прошлогодней ленте Гарленда «Падение империи» (18+), вышедшей всего год назад, оставшейся без наград и незамеченной большинством. Там военные корреспонденты путешествовали по Америке, истерзанной, опустошенной, словно после конца света. И здесь постановщик снова остается скупым в деталях. Такой подход может разозлить одних и восхитить других.

Будучи англичанином, Алекс Гарленд смотрит на ключевые события американской истории — будь то война в Ираке или нынешний политический раскол — со стороны. Он нарочно игнорирует мелкие подробности. Чтобы лучше разглядеть суть, Гарленд будто отступает на шаг, но результат — не примитивное упрощение. Скорее, это очищение до самой сути. Как если бы он попытался разогнать туман войны рукой.
Кинокритик
Будете смотреть?
Ранее мы публиковали обзор на фильм от создателя «Паразитов» (18+) с Робертом Паттинсоном в главной роли: узнайте, стоит ли смотреть фильм «Микки 17» (18+).
Все рецензии кинокритика Кирилла Титова мы собираем в специальном разделе.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там «Яндекс Станции» и сертификаты на Ozon среди подписчиков.