У подростков появился новый тренд — «Уходем» (орфография сохранена): они воруют еду из магазинов, снимают это на камеру, а затем выкладывают в соцсети. В роликах появляются самые разные товары — от чипсов и энергетиков до наклеек и аксессуаров.
На опубликованных видео дети заходят в супермаркеты, кладут продукты в рюкзак, а затем уходят из магазина. Встречаются в Сети и обзоры «сворованных вещей».
У такой кражи вещей из магазина даже есть специальный термин — шоплифтинг. Модное слово обсуждают в соцсетях, в Telegram множатся каналы, обучающие тех, кто только собирается в первый раз вынести из магазина банку газировки или брендовую сумочку.
MSK1.RU узнал у психолога, почему дети решаются на воровство (за которое, между прочим, грозит административная, а иногда и уголовная ответственность) и что делать родителям, если их ребенок стал участником нового тренда.
«Пробуют этот мир на зуб»
Тенденция красить еду из магазина среди подростков может быть вызвана двумя основными причинами, считает доцент кафедры социальной психологии СПБГУ Татьяна Яничева. В первую очередь так дети пытаются привлечь к себе внимание.
— За этим стоят такие потребности подростка, как получить внимание любым способом, если не получается конструктивно: «Я победила на олимпиаде, выступила на конкурсе, самая красивая и сильная». Для подростков получение негативного внимания — это одна из первых причин, — объяснила MSK1.RU Татьяна Яничева.
Чаще всего на воровство решаются дети, у которых пока не сформированы представления о хорошем и плохом. Рискованными действиями они пытаются привлечь внимание «своей тусовки», говорит психолог.
Есть и другая причина — так называемое «социальное экспериментирование». Подростки хотят проверить свои способности и получить заряд адреналина.
— Это «А смогу ли я?», только на очень детском уровне. «Что мне за это будет?» Особенностью подростков является так называемое социальное экспериментирование — они пробуют этот мир на зуб, проверяют, что будет, если нарушить какие-то нормы, куда я могу сходить, куда не могу, — рассказала MSK1.RU эксперт.
Почему бы и не попробовать такое? Заодно и проверить себя, и кураж некий схватить.
— Еще для подростков характерно отсутствие страха. Им почему-то кажется, что с ними никогда ничего не случится, они не прогнозируют последствия своих поступков, — добавила психолог.
По мнению Яничевой, публикация роликов в Сети — это повсеместный тренд. Сегодня дети выкладывают в интернет всё, что с ними происходит.
Что делать родителям?
Татьяна Яничева советует родителям строго реагировать на подобное поведение и предупреждать детей о последствиях таких поступков.
— Это не та ситуация, когда «оступился — пройдет». Это не значит, что надо розгами сразу пороть. Но нужно очень четко давать понять, что это совершенно недопустимая вещь, — рекомендует психолог.
Если подростки выкладывают видео в открытый доступ, то родители, скорее всего, на него наткнутся. А вот расспрашивать ребенка о том, не попал ли он под влияние тренда, не стоит: дети вряд ли будут делиться «бравадой» с семьей.
— Нужно быть бдительнее, смотреть внимательно. Это симптом общей неготовности принимать ответственность, инфантилизма, псевдосамостоятельности. Можно это поймать как частное проявление психологического неблагополучия: плохо учатся, замкнутые, компания не нравится родителям, они понимают, что это не самые лучшие ребята, — заключила Яничева.
Не так давно подростки скупали на маркетплейсах декоративные брекеты — школьники крепили фальшивые системы на зубы, чтобы выглядеть модно. А теперь у детей появилась новая забава: они заказывают наборы для пирсинга и сами прокалывают себе носы, губы, языки и уздечки во рту.
При этом некоторые жалуются, что пирсинг в итоге получается кривой, а у кого-то даже порвалась уздечка. MSK1.RU узнал у врача и мастера-пирсера, насколько опасно такое детское увлечение и к каким последствиям оно может привести.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс Станций Мини среди подписчиков.