В небольшую московскую квартиру в серой панельке гурьбой вваливаются сразу несколько человек в фуражках и парадной форме с погонами. У одного из них — начальника — в руках наперевес большой букет роз. Все теснятся, смеются и пытаются скорее снять с себя куртки, припорошенные ноябрьским снегом.
Вся эта суматоха из-за того, что в многодетной семье старшего участкового Алексеевского района Александра Бурденюка и медсестры из Склифа Елены в конце октября появились двойняшки — Иван и Мария.
Уже на пороге становится понятно: в доме живет много детей. Отовсюду раздается визг и топот, игрушки на полках, на шкафах, на полу.
В честь Дня сотрудника органов внутренних дел MSK1.RU побывал дома у многодетной семьи полицейского, который рассказал, как он с женой справляется с толпой детей.
«Познакомились мы на участке»
Увидев новые лица, старшие дети разбежались кто куда. Одна лишь полуторагодовалая Есения с хитрым прищуром сидела на кровати в углу, укутавшись с головой в розовое одеяло. Поздравлять многодетную семью пришел начальник УВД по СВАО Рамиль Гафуров.
Усевшись вместе с родителями младенцев, Гафуров вспомнил о делах прошлых лет и как познакомился с многодетным отцом. В ход пошли и рассказы о раскрытии преступлений, когда орудовала нападавшая на офисных сотрудников банда. На службе и у Александра Бурденюка бывает разное: и буйные бездомные, и маргиналы на скамейках, и обманутые мошенниками бабули.
— На 3–4-й день моей службы, когда меня перевели в этот район, я узнал, что есть такой полицейский, который при отработке жилого сектора проявил себя, — вспоминал начальник. — Была там ситуация такая. И мы решили его поощрить за хорошую работу. А потом мы увиделись с Александром Ивановичем еще на мероприятии в честь Дня семьи. Считаю, что это всё какие-то знаки свыше.
Когда все разошлись, родители цветы поставили в вазу, а дети разбрелись по комнатам. Вместе с Александром и Еленой Бурденюк мы засели на кухне. В углу в клетке не смолкали ярко-желтые попугайчики.
— Познакомились мы на участке, где я служу, у метро «ВДНХ», — улыбаясь, говорит Александр. — В 2018-м пришел опрашивать очевидицу, которая потом стала моей тещей. Зашел в квартиру, взял объяснение. А моя будущая жена обратила, видимо, внимание. Потом уже визитку матери Лены дал, мол, если что случится, звоните. Так мы и начали общаться.
Лена приходила в участок. Три месяца она ходила ко мне, я — к ним домой. Общались, влюблялись.
Не прошло и года, как пара поженилась. Выбрали красивую дату — 08.08.2018, поэтому на обручальных кольцах — знак бесконечности. А через год появился Арсений. До рождения «первенца» и у Александра, и у Елены были дети от предыдущих браков — у обоих дочери.
— После Арсения в 2021 году родился Федор — мы хотели девочку, а получился Федя. На скринингах была девочка-девочка. Но всё иначе оказалось. В том году всё же появилась дочь — Есения. Когда ей было 9 месяцев, жена забеременела двойней, — продолжил Александр.
«Чисто случайно узнали, что беременны»
Елена держала на руках маленькую Машу, которая посапывала и не замечала ни нас, ни родителей. Рядом не могла усесться на месте Есения — всё ерзала и дергала маму за руку. Жена участкового говорит, что о большой семье никогда не задумывалась. Но после рождения Арсения захотела еще и дочь.
— А потом мы как-то сидим, и я говорю, что уже не представляю, чтобы их было два-три, — делится Елена. — И говорю: «Может, Ваню маленького потом?» Муж отвечал: «Ну да, потом, давай года через три. Съездим отдохнуть». Мы чисто случайно узнали, что беременны.
18 февраля пришли к гинекологу и нам сказали: «У вас уже два сердечка бьются».
По словам Елены, впервые два года совместной жизни они с мужем притирались друг к другу.
— Сейчас уже привыкли друг к другу. У меня бывает, что накатывает и говорю, что всё, уйду. А Саша говорит: «Ну куда… Я без тебя уже не могу». Я ни одного другого человека рядом с собой представить не могу — он мой родной человек. У меня и мама с папой были вместе до последнего, — рассказывает Елена. — Вот он уходит на усиление, а я плачу и звоню ему: «Саш, я без тебя спать не могу».
По словам Александра Бурденюка, один сын хочет стать трактористом — постоянно играет с маленькими копиями сельхозтехники, а старший мечтает, как папа, — в полицию, ему нравятся форма, фуражки, пистолеты. Уже знает, как самому к отцу в участок дойти.
Семья участкового — идеальный пример борьбы за демографию. На двоих у Александра и Елены семеро детей. Но далеко не всегда их воспринимают с радостью на улице, говорит многодетная мама. Елена рассказывает, что когда они всей гурьбой идут гулять, то нет-нет да и кто-нибудь скажет: «Ты за пособия рожаешь. Квартиру хочешь получить». Но жена участкового отмахивается на все эти придирки.
— У меня профессия такая — я мама. Я уже не смогу выйти на работу, но и муж не хочет. Он говорит: «Твое дело — готовить, заниматься детьми, если у тебя это хорошо получается». Как он говорит, так и должно быть, считаю. Раньше была в институте Склифосовского операционной медсестрой, сейчас перевели на перевязочную. Ждут, конечно, и мое отделение, и мой заведующий. Но говорят: «Лена, видимо, погрязла в материнстве».
Иногда спрашивают, нанимаю ли я няню. Да какая няня? Я и няня, и повар, и врач. Муж говорит всегда: «Ты здесь главная. Я на работе главный».
«Мама, это мой жених будет»
Елена вспоминает, что, когда случился крупный теракт в «Крокус Сити Холле», ее мужа подняли по тревоге.
— Он уходил в ночь, а я сидела, плакала. Ни есть, ни спать — ничего не могу. Говорят, что участковый — это не опасно, — делится Елена. — Ты не знаешь, он пойдет, а его кто-то в подъезде ударит. Никогда не думала, что у меня будет муж полицейский. Я вообще полицию не любила. Помню, что, когда дочь от первого брака бегала по квартире, увидела Сашу и сказала: «Мама, это мой жених будет».
Дочь сказала, чтобы Саша был ее папой. Никто в школе даже не знает, что он ей не родной папа. Даже когда я на нее ругаюсь, она к нему бежит. Папина дочка просто.
Пара говорит, что с шестью детьми прожить довольно сложно: если одному что-то купил, то и другому всегда надо такое же. Никто супругам не помогает. Бабушка иногда присматривает за старшими, но с совсем маленькими оставаться боится — возраст уже не позволяет.
По словам Александра, повышение рождаемости зависит от государства, прежде всего от финансовой поддержки. Если за рождение 2–3-го ребенка квартиру будут давать или как-то увеличат маткапитал, то люди, может, и начнут думать о большой семье. Сейчас начальство участкового решает вопрос о том, чтобы семье Бурденюка дали квартиру побольше:
— А так жизнь очень быстро летит. Был Новый год, удивляюсь, что снова скоро Новый год. Когда ты с любимыми, то время очень быстро летит.
Что еще почитать
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».