Что происходит
На днях несколько сотен москвичей заявили о своем протесте против сноса гаражей у Битцевского леса. Жители ЮАО высказали свое недовольство о том, что власти путем запугивания и силовых операций уничтожают машино-места, которых в столице около пяти тысяч. Москвичи пользовались этими гаражами на протяжении 30–40 лет.
Рассерженные владельцы гаражей также заявили, что Департамент капитального ремонта города Москвы обещал не трогать лесные территории до 2024 года. Тем не менее жители неоднократно замечали проведение строительных работ на территории парка. Москвичи требуют отменить снос автостоянок вокруг Битцевского леса и увеличить размер компенсаций за разрушение гаражей до среднерыночной стоимости машино-мест в городе.
В районах Ясенево, Коньково и Чертаново уже сносят гаражи, которые расположены рядом с Битцевским лесом. Владельцы боксов пытаются отстоять их любой ценой. Жители юга Москвы создали несколько чатов, в которых оперативно сообщают о новых местах сноса и просят друг друга о помощи.
Сейчас сумма выплат, которую назначили власти города, составляет 175 тысяч рублей за уничтожение металлических боксов и 350 тысяч рублей — за кирпичные. Стоимость покупки машино-места на юге Москвы, по данным ЦИАН, составляет от 95 тысяч рублей (это единичное предложение) до 516 миллионов рублей — в подземном паркинге элитного ЖК. Теоретически москвичи могут позволить себе купить участок в паркинге для размещения автомобиля, но, скорее всего, им придется еще заплатить поверх компенсации. Им также придется придумывать новые места для хранения вещей и после парковки машин добираться до дома пешком или на общественном транспорте.
Что построят вместо гаражей
На месте, где стоят гаражи, власти планируют обустроить лыжную базу, спортивные площадки и открыть кафе. Некоторые жители ЮАО считают, что эти территории непригодны для строительства семейных зон отдыха. Другие переживают, что часть освободившегося места власти используют для строительства жилых домов.
Корреспондент MSK1.RU пообщалась с Владимиром, владельцем гаража у метро «Ясенево», попавшего под снос. Владимир — ветеран Афганской войны, в свое время он не смог купить участок в Подмосковье и приобрел дом за 200 километров от столицы в Переславле-Залесском. Добираться до деревни он может только на машине. За городом он проводит всё свое время с апреля по октябрь, а потом возвращается в Москву и ставит машину на зиму в гараж. Владимир считает, что если его лишат собственной стоянки, то отнимут возможность отдыхать.
— Гаражи являются защитой от всей этой гадости, что летит с МКАДа, и заглушают звуки от дороги, помимо шумозащитных панелей, которые стоят. С одной стороны стоянки у нас находится помоечный овраг, куда с МКАДа сбрасывают всю нечисть. Там всё сдохло уже, ни растительности, ничего нет. О каком благоустройстве Битцевского леса идет речь, совершенно непонятно, — рассказал москвич. — Выгонят нас, но рядом находится автобусная станция, где стоит полсотни автобусов с вечно включенными двигателями. Что здесь можно сделать? Детскую площадку, на которой дети будут дышать выхлопами, кафе?
Владимир отметил, что узнал о планах по сносу его гаража месяц назад. Вразумительного ответа о причинах такого решения он не получил. Машино-место по адресу Карамзина, 17а он получил еще в сентябре 1987 года, паркинг организовал Московский городской союз автомобилистов (МГСА). Владимир отметил, что при советской власти эта территория была заявлена как открытая стоянка, и никто не возражал, чтобы жители там оборудовали боксы. Теперь же это становится главным аргументом в пользу сноса строений: гаражи считаются самостроем и должны быть уничтожены.
— Мой договор аренды действует до 21 апреля 2022 года. В документе указано, что он пролонгируется, если никаких претензий сторон нет. Но расторгнуть его можно в одностороннем порядке, мы же его не расторгали, — рассказал корреспонденту MSK1.RU Владимир.
Жители южного округа планируют нанять адвоката, который поможет им отстоять свои права, и хотят получить ответы от мэра Москвы Сергея Собянина.
«Гонят на улицы»
В приемной МГСА, организации, которая управляет частью стоянок в Москве, корреспонденту MSK1.RU рассказали, что землю они брали в краткосрочную аренду.
— Нам как юридическому лицу департамент имущества (тогда он назывался Московский земельный комитет. — Прим. ред.) выделял участки специально для размещения стоянок. Аренда была краткосрочной, максимум 5 лет, в среднем от года до трех, — объяснили сотрудница приемной, которая пожелала остаться анонимной.
Она также отметила, что договоры перестали переоформлять на новый срок еще при Юрии Лужкове. Если договор с организацией бессрочный, то он продлевается на неопределенный срок. На таких территориях не сносят стоянки. В случае если договор расторгнут, владельцам гаражей нужно освобождать занятые земельные участки.
— Имущество приобреталось на деньги жителей, оно принадлежит в некоторой степени и нашей организации, потому что мы провели инвентаризацию. Как юридическое лицо мы несем частичную ответственность по закону за сохранность их имущества. Эта ситуация, по-моему, никому не может нравиться. Мы бы тоже хотели, чтобы наши стоянки стояли века. Ими пользовались жители, а теперь во дворы гонят, на улицы, — рассказала сотрудница МГСА.
Некоторые жители юга Москвы хотят воспользоваться своими правами по закону о «гаражной амнистии». Но претендовать на амнистию могут только владельцы капитальных боксов, которые купили их у других хозяев до 31 декабря 2004 года. Собственникам гаражей-ракушек отстоять их практически невозможно.
MSK1.RU будет следить за развитием событий.