![Иван Савушкин](https://n1s1.hsmedia.ru/66/3a/c1/663ac1d25e67729b7df4d8c1277ff3ea/3000x2000_0xuTqeiiRQ_6814049548153780347.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/08/77/e3/0877e31a2330df43ff5d865416ead9ed/656x438_1:5553_5bf179e5d3d5ff55867f7016ebefaeb8@1200x800_0xAmXp8R4a_7205796873729020546.jpg.webp)
Все помнят привычку Леонида Ильича целоваться в губы с лидерами других стран? В русский язык этот поцелуй даже вошел под названием «брежневский» — два раза в щеки и последний в губы. А может, это старинная русская традиция? Может, так здоровались Гоголь и Белинский, а Толстой был не только вегетарианцем, но и адептом тайного культа «братского поцелуя»? Наверное, все-таки нет, но один дом на Арбате может похвастаться уникальными барельефами «братской любви» русских писателей.
Арбат — удивительный район Москвы. Благодаря Окуджаве слово «Арбат» звучит как что-то московское, настоящее, как декорации к фильму «Место встречи изменить нельзя». Такая атмосфера и правда есть в бесконечных улочках и переулках, которые растянулись между станциями метро «Арбатская» и «Смоленская». Москвичи ходят сюда увидеть «другой» центр, что-то одновременно далекое от огромных сталинских домов с трехметровыми потолками, как на Тверской, и от одинаковых, «сетчатых» хрущевок Беляево. На небольшом куске карты перемешались особняки модерна и деревянные избы, 12-этажные «брежневки» и доходные дома начала XX века.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/46/dd/f046dd6058662de4d7ecc9271a2cb1dd/960x1280_1:5553_d07c6ac9c60f036e3329629fdd03dd15@960x1280_0xysboL1KA_8492830138832959770.jpg.webp)
Об одном из таких домов хотелось бы рассказать подробнее. В Плотниковом переулке приютился пятиэтажный доходный дом Германа Бройдо 1907 года постройки. Самый обыкновенный дом, если бы не его фасад с гипсовыми барельефами целующихся в губы классиков русской литературы. Благодаря этим барельефам он и получил свое название — «Дом с писателями», а также целый ворох различных легенд и историй.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/89/67/b58967fcd0ab5f6d74e28de8dc6e4ed0/960x1280_1:5553_2b148a10d0794e2cd7abd015493cdf12@960x1280_0xgHzdOjib_9380669255415318340.jpg.webp)
Доходный дом Германа Бройдо был построен в этом месте с одной-единственной целью: побольше заработать на сдаче квартир в аренду. Доходные дома — это самый простой и самый популярный бизнес в дореволюционной Москве. В те времена денег в России стало довольно много, а банки работали скверно и постоянно прогорали, надо было куда-то вкладывать капиталы. И вот «домики старой Москвы» начинают сноситься, а на их месте вырастают многоквартирные дома в 4–5 этажей, и все квартиры сдаются.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/e8/f3/d9e8f30400029604a5083568dbf1054a/656x492_1:5553_3a7644b930cef646baaf6fbced4b0519@1280x960_0xgpB5PICS_0641971342618068889.jpg.webp)
Дом Бройдо украшают барельефы писателям, которые обнимают друг друга и целуются. Сцена такая: Пушкин, нежно приобняв какого-то мужчину за талию, целует его в губы, а их носы соприкасаются. Сзади к мужчине подкрался Николай Васильевич Гоголь и опустил голову к нему на плечо. На другой стене на Пушкина напирает уже Толстой, он поднес свои губы совсем близко и вот-вот поцелует Александра Сергеевича. Тот в свою очередь, слегка отпрянув, пытается спрятаться от толстовских губ, но делает это не очень охотно. Параллельно с писателями в танце обнимают друг друга Аполлон с музами. Интересно, что фигуры выполнены в человеческий рост, и многие считают, что Толстой на доме Бройдо — это единственная дошедшая до нас пожизненная скульптура писателя.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f9/2f/94/f92f949862debda31d715c95b137a911/960x1280_1:5553_982f25559998071239d5dc53509a1913@960x1280_0xSMkLR0mc_7487519685832635395.jpg.webp)
Историки не знают, почему сюжетом для барельефов послужили писатели и именно в таких нелепых позах, зато городской фольклор предлагает несколько довольно занимательных легенд. Первая из них: писатели выстроились в очередь за венками славы для коллекции Ивана Цветаева, который собирал копии разных скульптур и памятников для того, чтобы создать из них музей изящных искусств (Пушкинский музей).
Композиция с русскими классиками в римских тогах не удалась (слишком близко и слишком фривольно стояли друг к другу гении русской словесности), и Цветаев отказался ее выкупать. Позже она попала в руки к архитектору Жерихову, архитектору Германа Бройдо, который решил украсить ими новый доходный дом в Плотниковом переулке, над которым как раз работал.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/e5/50/2ae5500dc8662721fdba57386d04f540/960x1280_1:5553_6a4b9d7eb2b9b38c459a5432d59fd683@960x1280_0xlAWrQicX_2884441978586354402.jpg.webp)
По другой легенде, сам Жерихов был гомосексуалом и решил совершить такой вот странный и неочевидный каминг-аут.
Правда, как обычно бывает, — где-то посередине. Рассуждая над вопросами, что и почему было построено в Москве, надо всегда учитывать, когда это было построено. Дом Бройдо был возведен в начале XX века, в столице в это время пышным цветом цвел модерн. Главным топливом этой эпохи было общественное мнение: от того, как про тебя напишут в журнале, зависело, снимут ли у тебя квартиру достойные граждане или нет.
Известны случаи, когда журнальная критика была способна заставить владельцев домов переделывать свои фасады или проводить экстренные косметические работы. Вполне возможно, что Бройдо и Жерихов намеренно украсили фасад такими барельефами, о которых модные журналы просто не смогли не написать и тем самым обеспечили бесплатную рекламу новому многоквартирному дому в хорошем районе Москвы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».