Цены на европейских заправках начали расти еще в прошлом году вслед за нефтяными котировками. Но после начала событий на Украине совершили еще один скачок, для многих — решающий, пишет Фонтанка.
Самое значительное подорожание произошло в Румынии, где к 1 марта стоимость литра АИ-95 на АЗС поднялась на 14,2%, до 1,41 евро. Отметку в 2 евро цены на бензин преодолели в Нидерландах, Германии, Греции, Португалии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии. В апреле цены всё так же держатся на непривычных для Европы уровнях.
Олег из немецкого Бранденбурга нечасто использует автомобиль по личным делам, а рабочие поездки оплачивает руководство. Но эффект он видит.
«Дизель стоит 1,95 евро за литр, бензин — чуть дороже, — говорит он. — Отвез детей в аэропорт Франкфурта — похудел на 130 евро. Немцы, которые ездят на работу далеко (более 25 км в одну сторону), надеются списать расходы на горючее с налоговой декларацией. Панику никто не устраивает. Единственная действительно серьезная проблема — дальнобойщики, которые страдают от повышения цен на топливо больше других. Они уже начали жечь покрышки и блокировать магистрали в Испании и Португалии. В Германии пока такого вроде не было. Но и все, разумеется, ожидают повышения цен на полках супермаркетов, так как перевозки внутри ЕС будут дорожать соразмерно с повышением стоимости топлива».
За год в Германии литр 95-го бензина подорожал на 0,513 евро (33%), литр 98-го — на 0,845 евро (52%). Водители, по словам Олега, если есть такая возможность, предпочитают ездить на заправки в Польшу и Чехию, где топливо стоит 1,4 евро и 1,7 евро соответственно. В этих государствах ввели ограничения по объему заправки.
Во Франции цена за литр 95-го бензина после начала боевых действий на Украине подскочила с 1,5 до 2 евро. После возмущения граждан стоимость субсидировали, сейчас она составляет около 1,7 евро.
«Мы живем в Ренне, у нас компактная городская машина, пользуемся ею каждый день для поездок на работу и выездов за город в выходные, — рассказала Маргарита. — При нашем расходе 50–60 литров в месяц повышение цен сказалось на семейном бюджете минимально. Меньше ездить не стали».
«Вопрос цены на бензин более чувствителен для бизнеса (например, доставки) и тех, кто живет в сельской местности и ездит на работу в другие города»
Владимир живет в финском городе Вантаа. В его семье — четыре автомобиля.
«Сейчас мне трудно посчитать, сколько мы тратим на бензин, потому что очень сильно изменились цены. Наши затраты — примерно 100–120 евро в неделю. Это сейчас, с учетом того что цены на бензин выросли где-то на 40% за последние четыре месяца, — говорит он. — У меня нет возможности сократить количество поездок, так как с этим связана моя работа. Но дети стали редко пользоваться автомобилями, у них доход нестабильный. И у нас в семье политика: если они купили автомобили, то сами по возможности справляются. Если раньше сын вечерами с друзьями катался по городу, то сейчас эти поездки стали гораздо реже».
От высоких цен на бензин в Финляндии страдают обычные рабочие. Как пишет gazeta.fi, полный бак стоит около 200 евро. Его хватает на неделю. Большинство строителей не может добраться на работу, не используя личный автомобиль. Дорога до объекта может составлять до 100 км. С учетом того, что на месте нужно быть в 7, а иногда и в 6 часов утра, вариант с общественным транспортом чаще всего отпадает. Многие строители договариваются между собой и добираются до стройплощадок в складчину. Однако и в этом случае подорожание топлива сказывается на их доходах.
В Финляндии, как и в других европейских странах, проходили протестные акции против повышения цен на топливо. Но сейчас уже всё стихло.
«Я предполагаю, что в ближайшее время что-то такое начнет происходить, потому для семьи со средним доходом достаточно большие изменения произошли. Бензин подорожал на 40%, а дизельное топливо — на 80% за последние пять месяцев», — отмечает Владимир.
Яна Граф живет в швейцарском Винтертуре. Часто ездит на автомобиле в Германию, а также по горным маршрутам в Швейцарии. На бензин в месяц уходит 500 франков (489 евро). При этом средняя зарплата в Швейцарии — 4000 франков (3918 евро).
За год 95-й бензин в Швейцарии подорожал на 35% (2,042 евро за литр), 98-й — на 50% (2,268 евро за литр).
В семье Нины из Лондона машиной пользуются пару раз в неделю и рост цен заметили не сразу. «До декабря 2021-го литр бензина стоил около 1,20–1,30 фунта, сейчас — около 1,70 (1,950 евро), то есть подорожал на 25–30%. Мы особо не придавали этому значения, пока муж не обнаружил, что раньше на 30 фунтов можно было залить половину бака, теперь — треть. Мы используем машину 1–2 раза в неделю, и нас повышение цен особо не затрагивает. Думаю, это будет заметно в период отпусков, когда многие выезжают на машинах в кемпинги и просто попутешествовать по стране, — рассказала она. — Среди моих знакомых нет никого, кто стал меньше ездить из-за возросшей стоимости бензина. Скорей причиной отказа от машины будет ограниченный проезд по району: на многих улицах — одностороннее движение или проезд вообще закрыт, также возросла стоимость парковки. Эти меры введены для улучшения качества воздуха».
В семье автора блога о жизни в Эстонии, жительницы Таллина Яны Итер — две машины.
«Зимой моя в основном стоит, а ездим на мужниной. Ездим ежедневно по делам, и в магазин, и на отдых. Зимой минимум 200 евро в месяц уходит на бензин, летом — чуть больше, и летом уже задействованы две машины», — рассказала она.
Месяц назад литр бензина в Эстонии стоил больше 2 евро, сейчас цена опустилась до 1,80 евро. «Мы не экономим, — признается Яна. — Обсуждаем, конечно, дома предстоящее лето, когда за руль своей машины сяду еще я, а летом езжу много. Но экономить на бензине не буду. Другие семьи сильно урезали свои поездки из-за цен на топливо».