В московском метро сейчас работает 29 модульных туалетных комплексов. Мы подробно рассказывали о том, где находится каждый из них и как их найти. Их обслуживанием занимается частная компания, а стоимость одного посещения — 69 рублей. Это дороже, чем сам проезд в метро, и выглядит неожиданно на фоне того, что туалеты в МЦК бесплатны: как на станциях, так и в вагонах.
Корреспондент MSK1.RU постарался разобраться в том, кто стоит за туалетным бизнесом в метро и почему естественные потребности так дорого стоят.
Первый туалет
Первый туалетный комплекс в метро появился еще в 2015 году — на станции «Проспект Мира». Он располагался прямо на платформе и позиционировался как «пилотный проект». Вход был бесплатным, попасть внутрь можно было по карте «Тройка». Он открылся 18 сентября 2015 года, через 2 месяца — 12 ноября — его демонтировали.
СМИ сообщали, что первый платный туалет в московском метро открыли в мае 2017 года на станции «Библиотека им. Ленина». Однако тендер на право размещения этих туалетных комплексов должен был состояться позже — заявки можно было подавать в июне 2017 года. Участвовали два претендента: ООО «Развитие города» и ООО «ГалоКом». Аукцион признали несостоявшимся.
Тем не менее «Развитие города» всё равно начало размещать туалетные комплексы в метро. Гендиректором компании до 2020 года был Дмитрий Цеханович, в 2013–2014 годах он управлял компанией «Комхоз-сервис», которая принадлежит офшору, зарегистрированному на Сейшельских островах. Эта компания, согласно расследованию «Медузы» (в РФ признана иноагентом), занималась размещением на улицах Москвы «золотых туалетов». Деятельность «Комхоз-сервиса» связана с бизнесменом Сергеем Гляделкиным. Текущий портфель его девелоперской компании оценивается, согласно сайту, в 3,7 миллиарда долларов. «Медуза» (признана иноагентом) также пишет, что у Гляделкина были совместные проекты с младшим сыном бывшего генерального прокурора РФ Игорем Чайкой.
Юристы и их туалеты
«Развитие города» принадлежит двум людям: Борису Фомину и Марату Эртуеву. Эртуев занимается юридическими консультациями, ему принадлежит довольно успешная компания «Тройка-консалт». Марат Эртуев отказался комментировать MSK1.RU то, зачем юристу нужен бизнес, связанный с туалетами в метро.
Другой (тоже правовой) проект Эртуева — «ТАС-Групп» — создавался вместе с Дмитрием Сидоренко. Он умер в 2019 году, однако тоже важен в этой истории. Раньше ему принадлежала компания «Метроторг», которая арендовала 10% всех торговых площадей в метро и переходах. Его партнерами выступали бывший гендиректор журнала «Медведь» Александр Воробьев и некая Ирина Фомина, возможно, родственница сооснователя «Развития города» Бориса Фомина. Кроме «Метроторга», Сидоренко, Фомина и Воробьев были совладельцами газеты «Завтра».
Сейчас «Завтра» полностью принадлежит сыну главного редактора и основателя газеты Александра Проханова — Андрею. «Метроторг», в свою очередь, принадлежит компании, зарегистрированной на Сейшельских островах.
Туалет из сферы «Развлечения и хобби»
Стоимость посещения одного туалетного комплекса составляет 69 рублей. Это дороже, чем стоит проезд в метро: 61 рубль по тарифу «Единый» и 46 рублей по карте «Тройка». Судя по всему, эти деньги уходят ООО «Развитие города», однако в электронных чеках мы не смогли обнаружить точной информации, в них указано лишь местоположение конкретного туалета.
Зато интересно, в какую категорию банк записывает этот платеж по карте: так, например, у нашего корреспондента платеж по карте Сбера автоматически определился в категорию «Развлечения и хобби», а по карте «Тинькофф» — в «Частные услуги».
В службе поддержки посетителей туалетных комплексов в метро нам заявили, что посещение туалета стоит так дорого, потому что в эти деньги закладывается стоимость всех затрат. В том числе затраты на ремонт, которые, например, не включаются в стоимость проезда на метро. При этом в поддержке отметили, что проезд на метро в том числе спонсируется за счет бюджета, а услуга по посещению туалета — нет.
Еще в компании заявили, что график работы туалетных комплексов устанавливают не они, а сам метрополитен. Напомним, что метро в Москве работает ежедневно с 05:30 утра до 1 часа ночи, а туалетные комплексы — с 7 утра до 23 часов. В поддержке допустили, что в дальнейшем могут происходить изменения графика работы.
Эксплуатация туалетов
С внешней стороны туалеты выглядят непримечательно и их легко не заметить: комплексы выделяет небольшая подсвечивающая табличка, фасад встроен в интерьер и сливается со стеной (такова была задумка). У входа есть табличка с данными организации, которая занимается обслуживанием туалетов, и терминал бесконтактной оплаты. Если туалет свободен, вокруг двери горят зеленые светодиоды, занят — красные.
Согласно проекту договора, который мы обнаружили, метрополитен может расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если туалеты не работают более 30 минут без веской причины. Договор могут расторгнуть и за «нарушение санитарно-гигиенических норм». Однако после того, как в 2018 году в туалетах проходила внеплановая проверка и было выявлено несколько нарушений, туалеты не закрыли. Тогда в туалетных комплексах в метро выявили «нарушения санитарно-эпидемиологических требований», а на станциях «Библиотека им. Ленина», «Сокольники», «Парк Культуры» и «Цветной Бульвар» обнаружили отсутствие вывесок с информацией об исполнителе услуг.
В тех туалетных комплексах, в которых побывал корреспондент MSK1.RU (на «Пушкинской» и «Библиотеке им. Ленина»), было довольно чисто. Согласно графику уборки туалетных модулей, вывешенных внутри, в них убирают минимум 8 раз в день. Неприятного запаха не было, в наличии были и вода, и бумага. В общем ничего примечательного.
Согласно технической документации этих туалетных комплексов, которые мы обнаружили на сайте закупок «Фабрикант», площадь одной кабины составляет 8–10 квадратных метров. В каждой их них есть писсуар, унитаз, раковина, бак чистой воды, крючки для одежды и зеркало. Внутри каждой кабины есть правила эксплуатации для посетителей, они дублируются и в аудиоформате. При входе в туалет их через динамики зачитывает диктор, чей голос похож на голос актера Сергея Чонишвили.
Эти модульные туалетные комплексы можно собрать и разобрать. Отходы, которые оставляют посетители в туалетах, попадают в вакуумные баки. После заполнения одного начинает заполняться другой. Согласно документации, эти баки ежедневно вывозятся с территории метро по ночам: с 01:30 до 05:00 — «для дальнейшей утилизации отходов».
Ранее мы рассказывали о том, сколько станций метро строится в Москве, а сколько — в других городах. Кстати, согласно слитым данным «Яндекс.Еды», сотрудники Московского метрополитена входят в наш топ-5 «самых сытых» департаментов Москвы. Также специально для MSK1.RU курьер объяснял, что его больше всего бесит в столичной подземке.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».