
Иван три года работает пешим курьером в Москве. За первые восемь месяцев он объездил все станции метро. В своей авторской колонке курьер рассказал, что его больше всего бесит в московской подземке. И о том, какие проблемы до сих пор выводят его из себя.
Три года я работаю пешим курьером. В апреле 2019 года я приехал в Москву, пытался найти работу в сфере, которой занимался до этого. Но не удалось. Дважды я слышал отказ с формулировкой: «Нам проще нанять фрилансера, чем брать вас в штат».
Когда встал вопрос ребром: назад к родным пенатам или попытаться остаться в Москве, я установил приложение, прошел регистрацию и стал пешим курьером, лелея надежду, что это всё временная, вынужденная мера.
«В приложении появляется заказ, если он подходит, можно его взять и выполнить. В среднем я работаю по 10–11 часов в день с 4–5 выходными в месяц»
Всё зависит от потребностей на текущий момент.
Заказ можно взять накануне, можно только проснувшись, готовясь к выходу из дома. Но это, к сожалению, не очень хорошо работает. За время жизни в Москве я переезжал четырежды. И каждый раз нужно было выстраивать новую схему работы. Когда я жил в Лосиноостровском районе, ориентировался на Мытищи. Брал заказы с вечера, ехал утром в Мытищи и вывозил 2–3 заказа в Москву.
Знакомство с Москвой я начинал с Калининской линии метро, потому что жил недалеко от метро Новокосино. И первые заказы бывали из промзоны у Шоссе Энтузиастов.
«За 8 месяцев работы я объездил все станции. 31 декабря 2019 года оставалось всего две: "Спартак" и "Белокаменная", туда я поехал просто для галочки»
До той поры я и к заказам присматривался: «О, на этой станции я еще не был, возьму заказ туда». На новых станциях Некрасовской линии и Сокольнической линии я был в день открытия, когда закончил свой рабочий день.
Если обратиться к человеку с просьбой охарактеризовать Москву, то вы, скорее всего, услышите слова «суета» и «все куда-то спешат».
«Как пеший курьер, заявляю: по сравнению с тем, как спешит курьер, большинство — сонное царство. И это раздражает, просто выводит из себя»
В метро людям почему-то обязательно нужно войти в вестибюль с надписью «Прохода нет», пойти против потока по лестнице в надежде проскочить, обязательно посмотреть, что за новую коллекцию очков, шапок, бюстгальтеров выставили на витрине в переходе. И уткнуться в телефон, просто изображая движение.
Эта категория, пожалуй, раздражает больше всего. Толпы зомби, которые ковыляют, едва переставляют ноги и прямо на лестнице пытаются напечатать сообщение. И почему-то они двигаются не по стеночке гуськом, а образуют цепочки, блокируя проход.
А у меня в руках коробка 10 килограммов, и навигатор подсказывает, что если я не сяду в первый вагон из центра через 2 минуты, то я не буду на Планерной через 20 минут и опоздаю на 817-й автобус в Шереметьево, где ждут груз.
Я еще до спуска в метро знаю, какой мне нужен вагон, и мне нужно пролететь весь перрон. А пешеход погулять в метро спустился да «три в ряд собрать» на ходу. Просто встать и не мешать проходу человек не может, ему нужно прогулочные движения изобразить. И обязательно змейкой.
«Готовишься обойти пешехода слева — опа! — он разгадал твой маневр. Ты правее — он туда же. А там уже перрон заканчивается»
Может, люди просто не очень хорошо оценивают свой темп движения? Иначе чем объяснить то, что бабка с тележкой раньше всех готовится к выходу, встает у дверей, вываливается из вагона первая и становится препятствием для всех людей, которые не подбежали к двери после отправления с предыдущей станции, и выходят за ней? А еще эти люди прекрасно знают, в какой им вагон, потому сразу на выходе у эскалатора или на лестнице образуется свалка, которую нужно огибать по широкой дуге.
Иной день приходится заходить в метро больше десяти раз. И вот отбегал ты 12 часов, заходишь в метро, чтобы поехать домой и тут: «Молодой человек...» — служба безопасности метрополитена. Девять раз я входил на разных станциях: с грузом, без груза, — всё спокойно. А тут на тебе. Причем я уже знаю станции, где службе безопасности не нравится мой рюкзак. А тут я домой уже еду, никуда не спешу:
— Вы зачем меня остановили?
— На вас рамка среагировала.
— Хорошо. И на что же она среагировала?
— На металл.
— Здорово. Девять раз входил, всё нормально было, а сейчас что?
— Э-э-э-э, м-м-м-м, э-э-э-э... Зонт! У вас зонт. Счастливого пути.
Вообще рамка реагирует на пауэрбанк, который у меня в рюкзаке. Но особенно выбешивают такие остановки, когда я опаздываю или когда уже уставший еду домой.
Везу коробку со сковородкой. На коробке изображена сковородка. Останавливает служба безопасности московского метрополитена:
— Молодой человек, что у вас в коробке?
— Сковородка.
— Пойдемте, посмотрим.
— На сковородку?
«И опять заученная формулировка про "рамки среагировали на металл". Ну да, у меня ж коробка со сковородкой! Надо проверить ее. Аж дух захватывает»
Я, честно, не понимаю людей, которые что-то покупают в подземном переходе. Шел, увидел, понял, что тебе совершенно необходимо остановиться посмотреть ассортимент из шапок. Как это вообще работает?
А ведь именно такой ассортимент в подземных переходах на выходах метро. И эта торговля совершенно не беспокоила бы меня, если бы не притягивала людей, которые начинают путаться под ногами. Пешеход уже не смотрит вперед, пешеход увидел совершенно необходимую вещь в данный момент: шарф. На выходах из метро «Домодедовская» как был три года назад стихийный базар, так и сейчас продолжается: фрукты, духи, цветы, мужик в камуфляже с собакой.
Испаряются торговцы только тогда, когда в переход спускается полицейский патруль. Пока патруль вальяжно не пройдет из начала в конец, а через минуту стихийная торговля возобновляется: «Девочки, лимоны три за сто рублей!»
«Полтора года назад с "Новокузнецкой" туда переместилась беременная барышня, стоящая на коленях. Тогда была беременная и до сих пор беременная»
И все эти люди блокируют полосу для движения в пиковые часы.
Есть еще всякие мелочи. Например, при движении по Замоскворецкой ветке метро GPS может показывать местонахождение в депо «Сокол», хотя ты только что вошел где-нибудь в Царицыно. Или при движении по Кольцевой линии обозначить местонахождение в депо «Красная Пресня». Это мелочь, но заказы в этот момент брать невозможно.
Или у меня были претензии к навигации. Невозможно было сориентироваться, например, с номерами выходов из метро «Калужская». Но это со временем исправили. Раздражало очень сильно. Приходилось выходить и уже в навигаторе смотреть: «А там ли я вышел?»
На выходе из метро «Аэропорт» так и не появилось указатели 2-го и 3-го выходов. Номера выходов наклеены только у самых лестниц, при выходе из дверей направление движения не указано. Потому что напротив дверей разместилась точка продажи какого-то, несомненно, важного товара. Но к этой мелочи я уже привык.
Вообще мне очень нравится Московский метрополитен. Вот только его развитие сокращает время на доставку, а значит, прямо влияет на мой заработок. Меньше по времени ехать от отправителя до получателя — меньше цена доставки. Надеюсь, что к полному запуску Большой Кольцевой линии я уже закончу свою курьерскую эпопею.
А вас кто больше всего бесит в метро?