Москва — город большой и туристический. Миллионы людей ходят по улицам мегаполиса ежедневно, поэтому вопрос c городскими туалетами зачастую стоит остро. В мегаполисе работает 351 станция метро, но сходить по нужде сегодня можно только на 29 их них.
Площадки для туалетных комплексов в московском метрополитене выбирали так, чтобы кабинки не мешали проходу пассажиров. По данным мэрии Москвы, их размещали в переходах между станциями или в вестибюлях за турникетными линиями.
Полный список работающих туалетов в Московском метро
Сокольническая линия (красная ветка, № 1):
«Библиотека им. Ленина»
Здесь находятся три модульных туалетных комплекса: один из них в переходе на «Боровицкую», еще два — в переходе на «Александровский сад».
«Кропоткинская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс, его можно найти при выходе в город № 1 на Гоголевский бульвар.
«Парк культуры»
Здесь находятся два модульных туалетных комплекса: один в сторону выхода в город № 1, другой рядом с выходом в город № 2.
«Комсомольская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на Кольцевую линию (5). Доступна оплата только картой «Тройка».
«Сокольники»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в сторону выхода № 1–2 в город.
Замоскворецкая линия (зеленая ветка, № 2):
«Маяковская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в сторону выхода в город № 1.
Арбатско-Покровская линия (синяя ветка, № 3):
«Площадь революции»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на станцию «Театральная».
«Семеновская»
Здесь находятся два модульных туалетных комплекса — оба стоят на платформе, пройти от центра станции в сторону тупика.
«Парк Победы»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в сторону выхода в город № 1–6.
Филевская линия (голубая ветка, № 4):
«Александровский сад»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в сторону выхода в город № 6 на ул. Воздвиженка.
Кольцевая линия (коричневая ветка, № 5):
«Краснопресненская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на станцию «Баррикадная».
«Таганская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на одноименную станцию Таганско-Краснопресненской линии (№ 7).
«Проспект Мира»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на одноименную станцию Калужско-Рижской линии (№ 6).
Калужско-Рижская линия (оранжевая ветка, № 6):
«ВДНХ»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — на выходе в город № 1.
«Третьяковская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на станцию «Новокузнецкая».
Таганско-Краснопресненская линия (фиолетовая ветка, № 7):
«Пушкинская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на станцию «Чеховская».
«Китай-город»
Здесь находятся два модульных туалетных комплекса — оба располагаются в сторону выхода в город № 1–7. В обоих оплата доступна только картой «Тройка».
Серпуховско-Тимирязевская линия (серая ветка, № 9):
«Боровицкая»
Здесь находятся два модульных туалетных комплекса — оба располагаются в переходе на станцию «Библиотека им. Ленина». В одном из туалетов оплата доступна только картой «Тройка».
«Чеховская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в сторону выхода в город № 11–14. Тут работает оплата только картой «Тройка».
«Цветной бульвар»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в сторону выхода в город № 1.
«Менделеевская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на станцию метро «Новослободская». Оплата доступна только картой «Тройка».
Люблинско-Дмитровская линия (салатовая ветка, № 10):
«Чкаловская»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии (№ 3).
«Трубная»
Здесь находится один модульный туалетный комплекс — в переходе на станцию «Цветной бульвар».
— Туалеты работают ежедневно с 7 до 23 часов, уборка осуществляется 10 раз в день или по необходимости, — рассказали в компании «Развитие города», которая обслуживает туалеты в Московском метро. — Стоимость посещения — 69 рублей, за эти деньги в кабинке можно находиться 15 минут. Оплатить услугу можно банковской картой или «Тройкой».
Как быть тем, кому приспичило на других станциях — никого не волнует. И, кажется, в ближайшее время волновать не особо будет.
Главное — заработать
Изначально метрополитен сам не захотел заниматься грязным делом и решил «повесить» организацию туалетов на станциях на бизнес. Удобно — они всё устанавливают, моют кабинки, вывозят баки, а ты — получаешь деньги за аренду площадей на станциях. На этой схеме и остановились.
Первый платный туалет в московском метро открыли в мае 2017 года на станции «Библиотека имени Ленина». В тендере тогда участвовали два претендента: ООО «Развитие города» и ООО «ГалоКом», но аукцион признали несостоявшимся. Но это никого не остановило — «Развитие города» всё равно начало размещать туалетные комплексы в подземке.
Кто правит туалетной империей столичной подземки
«Развитие города» принадлежит двум людям: Борису Фомину и Марату Эртуеву. Эртуев занимается юридическими консультациями, ему принадлежит довольно успешная компания «Тройка-консалт». Марат Эртуев отказался комментировать MSK1.RU то, зачем юристу нужен бизнес, связанный с туалетами в метро.
Но известно, что до Фомина и Эртуева гендиректором компании числился Дмитрий Цеханович, в 2013–2014 годах он управлял компанией «Комхоз-сервис», принадлежащей офшору, зарегистрированному на Сейшельских островах. Журналисты «Медузы» (признана в РФ иноагентом. — Прим. ред.) выяснили, что они занимались размещением на улицах Москвы «золотых туалетов». А еще деятельность «Комхоз-сервиса» связана с бизнесменом Сергеем Гляделкиным. Текущий портфель его девелоперской компании оценивается, согласно сайту, в 3,7 миллиарда долларов. «Медуза» (признана иноагентом) также пишет, что у Гляделкина были совместные проекты с младшим сыном бывшего генерального прокурора РФ Игорем Чайкой.
Бизнес не пошел
По данным сервиса «Контур.Фокус», в прошлом году выручка компании «Развитие города» составила почти 50 миллионов рублей, но чистая прибыль — всего 918 тысяч рублей за все 12 месяцев.
— Мы занимаемся только туалетами в метрополитене, других направлений у нашей организации нет, — сообщили MSK1.RU в компании «Развитие города».
Может, туалетные логисты выбрали не те места, а, может, просчитались туалетные экономисты и пассажиры оказались не готовы ходить в кабинки по цене дороже, чем сам проезд в метро.
— Нехватка общественных туалетов — актуальная проблема для всех российских городов, — уточнил Александр Багно. — Видимо, мэрия Москвы пытается что-то с этим сделать, но реализация идеи с туалетами в метро сделана довольно странно.
Осенью этого года появилась надежда, что скоро в подземке можно будет не терпеть, а ходить по своим делам, ведь руководство метрополитена снова заинтересовалось вопросами туалетов для пассажиров на станциях.
Метро отказалось от туалетов
В конце сентября департамент Москвы по конкурентной политике разместил на Госзакупках аукцион на аренду модульных туалетных комплексов с правом выкупа в течение 1826 календарных дней (чуть более пяти лет. — Прим. ред.). Чиновники из городской казны на это были готовы потратить 575 миллионов рублей. Но что-то пошло не по плану.
31 октября закупку отменили. Приказ об этом подписал заместитель начальника метрополитена по развитию Андрей Кошелев. О причинах публично не говорят ни в руководстве метрополитена, ни в компании «Развитие города».
Снова на те же грабли
Специалисты по городской среде говорят, что пока власти не возьмут историю с туалетами в метро под свой контроль и будут просто сдавать частникам место под аренду кабинок, ситуация в лучшую сторону в корне не изменится.
— Во-первых, в большинстве городов наиболее развитых стран мира общественные туалеты бесплатны, — объяснил урбанист Александр Багно. — Не пойдет человек в платный туалет, если можно найти бесплатный в кафе неподалеку.
«Финансировать содержание туалетов в московском метро стоило за счет бюджета, а для пассажиров метро их стоило сделать бесплатными»
— Во-вторых, для реализации выбрали довольно странную модель с отдельной фирмой, обслуживающей туалеты, — продолжил он. — Но если уж стали работать по такой схеме, то нужно было этой фирме компенсировать расходы из денег, поступающих за проезд людей в метро.
Иными словами, Багно говорит, что мы получили услугу, которая у конкурентов на поверхности дешевле, и логично, что доход от нее оказался не таким большим, чтобы существенно превысить расходы.
Ранее MSK1.RU уже публиковал подробнее о том, кто стоит за туалетным бизнесом в московском метро и почему естественные потребности так дорого стоят для посетителей.
Самую оперативную информацию о жизни Москвы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».