ЖК «Ривер Парк» в Нагатинском затоне — одна из самых масштабных строек жилья бизнес-класса в Москве за последние годы. 16 высоток поэтапно возводят с середины десятых и достроить их планируют к 2024 году. Однако уже сейчас здесь — на берегу Москвы-реки — живут несколько тысяч человек. Живут, причем, комфортно: ближайшие дома находятся в нескольких десятках метров от воды. Жилье стоит от 320 тысяч рублей за квадратный метр: за «двушку» площадью 50 квадратов придется отдать больше 20 миллионов, следует из данных сервиса «ЦИАН».
Нагатинский затон — интересное и перспективное место для жилищного строительства. Совсем скоро здесь откроют станцию метро на Большой кольцевой линии, а виды из окон впечатляют. От того и удивительно, что местные жители столкнулись с нерешаемой проблемой: деревянную церковь, которую в 2011 году построили как временную, РПЦ не хочет переносить — хотя совсем рядом уже построен большой каменный храм. Но дело в том, что на этом месте планировали проложить важную для ЖК дорогу, которую обещали дольщикам при покупке жилья. Без нее «Ривер Парк», который продолжает расширяться, увязнет в пробках.
Как район застроили домами и церквями
В публичном поле идея реконструировать промзону Нагатинский Затон появилась примерно 10 лет назад: раньше на берегу реки работал Московский судоремонтный и судостроительный завод, ему же и принадлежит площадь в 33 га у самого берега. В 2013 году мэр Москвы Сергей Собянин утвердил перепланировку района (постановление № 697-ПП): это часть глобальной московской программы по «редевелопменту промзон», которая продолжается до сих пор.
За несколько лет до этого здесь начали строить храм. Первые упоминания о храме Святителя Спиридона Тримифунтского появились в 2010 году. Мэрия Москвы тогда запустила проект «200 храмов»: именно столько новых церквей решили построить в столице, осознав острую необходимость. Гектар земли под эти цели РПЦ получила и в Нагатинском Затоне.
Перед началом строительства большого храма вместимостью 200–250 человек РПЦ возвела рядом, прямо на берегу Москва-реки, небольшую — как ее еще называли, временную — церковь. Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» действительно задумывалась как временная: в распоряжении редакции MSK1.RU есть документ из префектуры ЮАО, где написано:
— Часовня на берегу Западного залива, расположенная за границами предоставленного ФХУ РПЦ земельного участка под размещение храмового комплекса, установлена временно на период до начала строительства внутриквартальной улицы.
Но у РПЦ оказались другие планы на эту церковь. В 2016 году патриарх Кирилл освятил основной каменный пятикупольный храм, а в 2018 году РПЦ через суд выиграла право собственности на временную постройку и теперь не планирует убирать или переносить ее. Да, деревянная, да, временная, но место-то уже намоленно.
Вместо дороги — тупик и церковь
Проблема в том, что именно на месте маленькой церквушки должна пройти дорога, которая соединяет Корабельную и Судостроительную улицы: один из немногих выездов из ЖК «Ривер Парк». Появление этой дороги существенно упростило бы жизнь для всех, кто решил купить себе квартиру в домах бизнес-класса. Строительство этой дороги, кстати, предусмотрено и тем самым собянинским постановлением о редевелопменте Нагатинского Затона. Но пока не срослось — точнее, дороги не срослись.
Местный житель Андрей объясняет, что построенная асфальтированная дорога упирается и во временную церковь, и в территорию большого храма, но как выходить из этой ситуации — не очень понятно.
— Решать вопрос силой или наездами на церковь — бесполезно. Потому что им специально выделили землю, — рассуждает Андрей.
Причем храм для жителей «Ривер Парка» строил сам застройщик — компания «Речников Инвест», которая входит в группу AEON-«Ферро-Строй». Журналисты РБК в 2015 году писали, что храм Святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском затоне сначала финансировала группа ВТБ, вложив в него не менее 100 миллионов рублей, а потом и «Речников» вложил примерно столько же.
— Мы строим жилой комплекс на территории Московского судостроительного завода, в 500 метрах от храма, — рассказывал тогда председатель совета директоров компании «Речников Инвест» Дмитрий Старостин журналистам РБК, объясняя, почему они решили вложиться в православную стройку. — То, что мы взяли храм на себя, полезно для проекта, будущих жителей и нас, в том числе при общении с префектурой и управой. Мы в Нагатино строим жилищный комплекс, церкви в плане не было, но для нас это, конечно, полезно в плане доброго дела и комплексного развития всей территории. Да и репутацию не испортит.
Непостроенная дорога, кстати, остается и на сайте «Ривер Парка» — из генерального плана проекта она никуда не исчезла. Дорога упоминается и в официальных проектных документах по строительству ЖК (они есть в распоряжении редакции). Сейчас на возмущения жителей застройщик объясняет, что «вопрос не решен»: в компании прорабатывают варианты строительства дороги, в том числе по береговой линии, которую необходимо укрепить и потратить на это еще 100 миллионов рублей. Правда, такие расходы застройщик нести не готов.
Департамент городского имущества в ответе на запрос жителей ЖК «Ривер Парк» объясняет, что практика установки временных церквей в рамках программы «200 храмов» действительно есть и «предполагалось, что после возведения капитального храма временные храмы-часовни будут перевезены на новое место».
— Однако многие общины оставляют временные храмы-часовни, считая их «намоленными» святынями, — отмечается в документе.
При этом маленькая Скоропослушническая церковь, которая препятствует дорожному строительству, стоит вплотную к воде. Расстояние от нее до воды примерно 11 метров, следует из данных «Яндекс.Карт». Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ, береговая полоса (по документам ее ширина — 20 метров) является объектом общего пользования и не может принадлежать третьим лицам.
Тем не менее суд признал право собственности РПЦ на временную церковь. По мнению местных, дело может быть и в том, что около Скоропослушнической церкви часто паркуется яхта «Паллада» — ее построили в начале нулевых именно здесь, в Нагатинском Затоне. В 2005 году яхта «Паллада» была подарена компанией «ЛУКОЙЛ» Валаамскому монастырю, от которого она перешла к Московской патриархии. Сейчас «Палладу» называют яхтой патриарха Кирилла, которого часто замечали на ней или рядом с ней.
Местные жители, в свою очередь, не видят в этом большой проблемы и говорят, что в Нагатинском Затоне паркуют не только «Палладу».
— Он [патриарх] такой же гражданин Российской Федерации, поэтому парковать может всё что угодно. У нас тут не только он яхты паркует, — говорит Андрей, житель «Ривер Парка».
Почему плохо без дороги
Сегодня с Корабельной улицы, на которой и стоит ЖК «Ривер Парк», можно выехать только в двух направлениях: на улицу Речников и на улицу Коломенскую. Жителям очень не хватает третьего выезда — на Судостроительную, через него можно ездить, не проезжая через весь жилой комплекс.
Особенно будет не хватать этого выезда, как считает местный житель Николай, когда достроят оставшиеся корпуса. Они находятся ближе всего к храму. Сам Николай живет в доме прямо возле стройки, а рядом — однополосная дорога, на которой в снегопад не разъехаться:
— Я считаю, что выезд должен быть. Мне очень нужна эта дорога, ведь когда все эти дома достроят, то машины начнут ездить мимо моего дома. Здесь будет проезжать несколько тысяч машин в день, — объясняет Николай.
Жители «Ривер Парка», пытаясь решить проблему, собрали подписи и отправили обращения мэру Москвы Сергею Собянину, заммэра Москвы по строительству Бочкареву, в Департамент градостроительной политики, в Москомархитектуру, в Департамент городского имущества, в Департамент транспорта, в префектуру ЮАО, в Администрацию президента.
Они отмечают, что выступают за сохранение церкви, но просят рассмотреть ее возможный перенос ближе к основному храму: по их мнению, там достаточно места.
— Мы за бережный перенос малого храма, который был временно построен на береговой полосе водного объекта общего пользования, без разрешения на строительство, без проведения экспертиз, без соблюдения санитарных, экологических и водоохранных требований, из 20-метровой береговой полосы общего пользования на территорию основного храма Святителя Спиридона, где для размещения малого храма более чем достаточно свободной земли, — пишут жители в обращении.
В ноябре 2022 года жителям «Ривер Парка» предложили 8 вариантов решения ситуации (транспортные схемы есть в распоряжении редакции). Согласно документу Москомархитектуры, был выбран восьмой вариант — наихудший, как считают местные. Тупик останется на текущем месте, а выезд на улицу Речников будет расширен — с созданием дополнительных парковочных мест у поликлиники.
— Без указанного выезда уже сейчас в часы пик наблюдаются значительные трудности с выездом из ЖК, а когда строительство комплекса будет завершено, ситуация станет еще хуже, — считают жители «Ривер Парка».
Свято место
РПЦ, как правило, неохотно комментирует истории, в которых она фигурирует одной из сторон. Корреспондент MSK1.RU несколько раз обзвонил телефоны Московской епархии, в том числе личный номер пресс-секретаря, а также попытался дозвониться до помощника настоятеля храма Святого Спиридона. Представители РПЦ не отвечали на звонки и не перезванивали. Сообщение в мессенджере пресс-секретарю с просьбой прокомментировать проблемную ситуацию также осталось без ответа.
MSK1.RU позвонил в сам храм Святого Спиридона по номеру, который указан на сайте храма. Нам ответила Мария Александровна, занимающаяся продажами в церковной лавке. Она отказалась говорить с журналистами, а на вопрос о ситуации с церковью и дорогой кратко ответила:
— Храм стоял и будет стоять. Извините, пожалуйста, — после чего повесила трубку.
Добраться до самого храма сегодня, к слову, не так просто: ближайшая станция метро к Нагатинскому Затону (пока не открыли БКЛ) — это «Коломенская», которая находится на закрытом участке зеленой ветки.
Прихрамовая территория занимает примерно один гектар, вокруг — наряженные елки и совсем немного людей. Мы пришли к храму в будний день после работы, внутри проходила вечерняя служба. Прихожан в такое время немного — рядом со священником стоит пара-тройка людей, единицы заходят поставить свечку. В храме полушепотом обсуждают, что за час до этого здесь отпевали одного из погибших в зоне боевых действий на Украине — заочно, без тела.
Всего в храме работает три священника — отцы Николай, Евгений и Владимир. Есть и настоятель — отец Михаил, который появляется в храме по воскресеньям и праздникам, а в другое время решает «хозяйственные вопросы». Вечернюю службу проводил отец Владимир.
— Я не владею ситуацией. Я вот служу богу, людям, а административные вопросы все — к отцу Михаилу, — объясняет нам отец Владимир.
Мария Александровна, с которой мы несколькими часами ранее познакомились по телефону, в жизни оказалась более разговорчивой. Она рассказала нам о том, какие чудеса творит Спиридон — святой, в честь которого назвали храм, но когда услышала про проблему дороги и церкви, то погрустнела.
— Храм здесь построен раньше, чем ЖК появился. Завод стоял, всё стояло, уже стоял этот храм. А тут эти богатые люди... Я не буду объяснять ничего! Им надо место, чтобы проехать, а нам нужна вера. Они молятся за тех, кто сейчас на Донбассе? Нет, — сетует Мария Александровна.
Она отказалась дать нам номер отца Михаила или передать ему наши контакты — видимо, это единственный человек, который может ответить на вопросы о дороге и церкви. К разговору присоединяется Ирина — постоянная прихожанка и местная жительница. Она считает, что эта дорога «никого не устроит».
— Храм стоит с 2013 года! Почему он временный? Ничего подобного. Храм не могут временно строить, молодой человек. Тем более он был освящен, — уверяет Ирина. — Если даже храм снесут, на этом месте будет стоять ангел.
По мнению прихожанки, застройщик, обещая дорогу, «не подумал о людях». А Мария Александровна, ссылаясь на какую-то местную газету, говорит, что никакую дорогу здесь вообще не планировали строить.
Уже после того, как мы ушли из храма, мы познакомились с Андреем — он уже несколько лет живет в «Ривер Парке» и хорошо наслышан о проблеме с дорогой. Андрей считает, что это проблема — не застройщика, а церкви и города:
— Вопрос какой: есть лагерь жителей, которым нужна дорога, есть лагерь людей, которые ходят в церковь. Половина людей, которые здесь живут, крестили детей в этой маленькой церкви — что делать? Кто хороший?
Редакция MSK1.RU отправила запросы в пресс-службу Префектуры ЮАО, пресс-службу Московской епархии, представителям финансово-хозяйственного управления РПЦ, представителям застройщика (ГК «Ферро-Строй»). На момент публикации текста мы не получили ответ.
Что еще почитать?
«Наступила анархия». Как на самом деле живут в Подмосковье, почему оттуда не хотят переезжать и как жители Фирсановки боролись за реконструкцию своей важной дороги;
«Единственный такой приход в мире». Настоятель православного храма на Кубе — о жизни на острове и спецоперации;
«Сюда же ходит мама Мишустина». В Подмосковье ради нового туалета снесли часть храма XVII века.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».