MSK1
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Москве
Погода-10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

1 м/c,

зап.

749мм 82%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город Параграф тридцать семь. Какую историю рассказывает новый школьный учебник с главой про СВО

Параграф тридцать семь. Какую историю рассказывает новый школьный учебник с главой про СВО

Рассказываем, какие главы появятся в новом учебном пособии

Министр просвещения Сергей Кравцов (на фото) и помощник президента Владимир Мединский представили новый единый учебник истории для 10-х и 11-х классов
Источник:

Новый учебник истории, цитаты из которого ходят по интернету, наконец-то слили в сеть целиком. В нем нашлось место не только СВО и «украинскому неонацизму», но и ЧВК и сослагательному наклонению. Пособие, в котором «переписаны» разделы за последние 40 лет и добавлена глава о специальной военной операции, дает простой и доходчивый ответ на сакраментальный вопрос: «А что случилось?»

Учебник истории базового уровня для одиннадцатых классов был написан в очень сжатые сроки. Решение о его разработке было принято в декабре 2022 года на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению. А 1 сентября 2023 года учебник уже поступит в школы. Авторы — помощник президента Российской Федерации Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и академик и председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян. Рецензировали труд президент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Карпов и призер Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018» Григорий Назаров.

«История России». Распаковка

Зачем новый учебник понадобился, объясняется в аннотации: «Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма».

На обложке — мужчина и женщина в рабочих комбинезонах с напряженными лицами оглаживают ракету. Вероятно, космическую, но уверенности в этом нет, потому что за космос в композиции вроде как отвечает другой персонаж — девушка в коричневом платье, смотрящая в телескоп. У подножия телескопа мужик в белом комбинезоне упирается руками в бока, а ногой — в табуретку. Остальные люди, изображенные на обложке, ничего конкретного не делают, а только глядят в голубую даль, из которой проступают очертания Крымского моста. Под обложкой — 400 с лишним страниц текста, иллюстраций и заданий для школьников.

Текст, надо сказать, подкупает своей простотой и ясностью: фразы короткие, местами — эмоционально окрашенные, главные тезисы повторяются по несколько раз. Учебник не стесняется обращаться напрямую к юным читателям. Уже во введении читателей ставят в известность о том, в какое время они живут:

«Нет никаких сомнений, что брошенный Западом вызов сделает нашу страну крепче, а многонациональный российский народ — еще более сплоченным. Вам, наследникам славы наших отцов и дедов, предстоит умножать славу и силу нашей Родины. И пусть история России станет вам верной опорой и поможет добиться успеха!»

В разделе «Советуем почитать и посмотреть» в конце учебника — список литературы. В нем, среди прочего, есть, например, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Котлован» Платонова, «Стажеры», и «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, и, не поверите, «Легенды Невского проспекта» Веллера, и «День опричника» Сорокина. И нет, например, «Мы» Замятина и ни одного произведения Солженицына (хотя «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор» вскользь упоминаются в параграфе «Культурное пространство в 1953–1964 гг.»). Из фильмов в финальном списке только документальные ленты из цикла материалов Исторического парка «Россия — моя история» с куар-кодами, по которым их можно найти в интернете.

Среди картинок, которыми пестрят страницы, выделяется рубрика «Портрет на фоне эпохи». Это 11 врезок с фотографиями: экономист периода Великой Отечественной войны Николай Вознесенский, отец советской атомной и водородной бомб Игорь Курчатов, председатель Совета министров СССР Георгий Маленков и последовательно сменявшие друг друга главы СССР Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко и Михаил Горбачев. О последнем сказано, что его «непоследовательная политика перестройки привела к распаду СССР». О Борисе Ельцине в «портрете» говорится, что он «для поддержания имиджа ездил на работу на троллейбусе». А вот оценка деятельности на посту президента не дается, как и в случае с «портретом» Дмитрия Медведева. «Портрет» Владимира Путина существенно отличается от всех остальных. Только ему авторы учебника «дают слово» и разбавляют сухие факты биографии личным высказыванием: «Я из простой семьи, и я жил очень долго этой жизнью, практически всю сознательную жизнь. Я жил как рядовой нормальный человек, и у меня всегда сохраняется эта связь».

Сталина в «портретах» нет, возможно, потому что учебник охватывает исторический период после 1945 года. Но Сталину посвящена врезка «Мнение ученых» с двумя противоположными оценками его личности (согласно одной, он стремился к власти и был жесток, согласно другой — был «последовательным и решительным защитником национальных интересов страны»).

Источник:

Роль президента в «Истории»

Владимира Путина в новом учебнике довольно много. Первая цитата действующего президента РФ обнаруживается уже на пятой странице:

«Прежде всего следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории». Из Послания президента В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации (2005).

Словосочетание «крупнейшей геополитической катастрофой века» выделено жирным шрифтом и впоследствии повторится еще несколько раз.

Спустя 261 страницу авторы возвращаются к этой цитате в заданиях к параграфу о распаде СССР: «В. Путин в одном из интервью заявил, что "после развала Советского Союза 25 миллионов русских людей в одну ночь оказались за границей, и это реально одна из крупнейших катастроф XX века". Проанализируйте данные слова. Что именно В. Путин называет катастрофой? Было ли возможно ее предотвратить?»

В третий раз «катастрофа» возникает уже в разделе «Подведем итоги» как утверждение, а не цитата: «Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.».

Еще одна цитата Путина упакована в блок вопросов к параграфу о повседневной жизни советского общества в 1964–1985 годах. «В одном из своих выступлений В. Путин сказал: "В советское время... все жили по правилам морального кодекса строителя коммунизма. Но если внимательно посмотреть, что там было написано, это... оттиск с основных положений Библии, Корана, Торы, Талмуда". Согласны ли вы с таким мнением? Свой ответ аргументируйте».

Действующий президент возникает на страницах учебника не только в цитатах, но и на в фотографиях, причем иногда гораздо раньше «своего» исторического периода. Вот он на снимке рядом с памятником Даниилу Гранину с вдовой писателя в параграфе «Перемены в духовной жизни в годы перестройки». А вот — в качестве председателя Правительства России встречается с ведущими российскими политиками на фото к рассказу о дефолте 1998 года.

В качестве президента Путин впервые упоминается в параграфе об итогах работы на этом посту Бориса Ельцина и его отставке: «В 1995 г. Думой был принят пролоббированный зарубежными транснациональными корпорациями закон "О соглашениях о разделе продукции". Это был кабальный закон. В соответствии с ним нефть и газ России, добываемые иностранными компаниями, по сути, принадлежали им. 90% выручки от продажи этого сырья шло в карман западным владельцам. Только при вступлении в должность президента России В. Путина такая практика была отменена».

Самая интересная глава

Заполучив полный текст учебника, все, конечно, первым делом пролистывают его до § 37 «Россия сегодня. Специальная военная операция (СВО)» (а зря, там и до этого много интересного, но об этом позже).

Если коротко, то вот о чем эта «история».

Мы (Россия) с ними (коллективным Западом) пытались строить отношения, как с людьми: «Россия исходила из того, что холодная война осталась позади. Мы верили, что будущее — за развитием добрососедских отношений с США и Западом».

Но они не захотели. Потому что Россия строила газопроводы и продавала в Европу газ на радость всем, а «энергетическая независимость Европы не устраивала США».

То есть начинается всё совсем не с нацизма, а очень даже с газа.

«Ради того, чтобы не допустить российский газ в Европу, в сентябре 2022 г. были взорваны нитки газопроводов "Северный поток" в Балтийском море. Результат очевиден — европейцы вынуждены покупать значительно более дорогой сжиженный газ у американских компаний».

Несмотря на распад СССР, НАТО продолжает расширяться на восток: «В постсоветский период в результате нескольких волн расширения в НАТО было принято 15 (!) государств». Мало того, «в 2023 г. членом НАТО стала исторически нейтральная Финляндия, получившая независимость из рук большевиков в 1918 г. и сохранившая ее в 1945 г. под обязательства постоянного нейтралитета» (какая моча ударила в голову нейтральной Финляндии, не уточняется).

Запад маниакально стремится нам нагадить. В учебнике так и написано: «Идеей фикс Запада стала дестабилизация положения внутри России».

Зачем? «Конечная цель при этом и не особо скрывается: это расчленение России и контроль над ее ресурсами».

Как именно нам гадит Запад?

Во-первых, устраивает «цветные революции» по периметру нашей страны. Первой стала Грузия в 2008 году. Тогда Россия вмешалась, всё порешала за три дня силами войск Южного округа ВС РФ, и у Запада дело не выгорело: «Лишь исключительное миролюбие России позволило Грузии выйти из войны, сохранив национальный суверенитет. А грузинское общество в полной мере осознало, как США "втемную" использовали Грузию в своих интересах».

Во-вторых, фальсифицирует историю, обвиняя СССР в развязывании Второй мировой войны и отрицая его заслуги в победе над фашистской Германией.

Кстати, новый учебник опровергает расхожее утверждение, что история не знает сослагательного наклонения. Вот цитата: «Сегодня даже сэр Черчилль (кстати, неоднократно подчеркивавший решающий вклад СССР в Победу 1945 г.), ознакомившись с "новой западной версией истории", подумал бы, что мир окончательно сошел с ума».

В-третьих, Запад стимулирует нацизм. Так, в странах Прибалтики «русскоязычные получили статус "неграждан", отдельные неполноценные паспорта и значительные ограничения прав», в Прибалтике и на Украине закрывались русские школы.

Далее дается определение «украинского неонацизма»: «это отнюдь не прямое повторение германского национал-социализма 1920–1940-х гг. Это в значительной степени новое явление. Это озлобленное национальное, языковое, культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством. Ведь до 2014 г. 80% населения Украины составляли люди, для которых русский язык, русская культура считались родными, и они об этом не боялись заявлять».

Зачем это надо было Западу? Он хотел Крым: «Постепенно на роль главного тарана против России США и НАТО стали готовить Украину», Черноморский флот планировалось из Крыма изгнать, а в Севастополе устроить военно-морскую базу НАТО.

А националистическая «украинофильская», согласно врезке с «интересным фактом», идея вообще родилась в XIX в. на деньги австрийской разведки. Это было сделано, чтобы жители Западной Украины, которая входила в австрийскую Галицию с центром во Львове, остались в Австрии, а не тяготели к России.

Коллективный Запад, кстати, не первый придумал использовать Украину: «Идею "украинства" эксплуатировали и гитлеровцы во время Второй мировой. И всякий раз целью была не сильная Украина, а слабая Россия».

Переворот на Украине в феврале 2014 года произошел «при прямой поддержке Запада». Но жители востока и юга Украины — в Харькове, Одессе, Николаеве, в Крыму, на Донбассе — новую власть не признали.

«В Севастополе дислоцировались части российского Черноморского флота. Это спасло мир на полуострове. "Вежливые люди", как прозвали местные жители российских военных, обеспечили порядок и безопасность, — говорится в параграфе. — К чести дававших присягу законной власти, ни один украинский солдат не выступил в Крыму с оружием в руках в поддержку киевской хунты».

Далее логически следует присоединение Крыма. Авторы учебника не считают нужным что-либо объяснять тем, кто сомневается в юридических основаниях проведенного на полуострове референдума.

Донбасс тоже не признал власть «хунты», но там российских военных не было. Поэтому произошло «народное восстание». «Для защиты родной земли сформировалось ополчение, в которое записывались ветераны-афганцы, милиционеры, учителя, шахтеры».

В ответ киевский режим ввел так называемый режим АТО — «антитеррористической операции». Тогда «в ряды местных ополченцев стали вливаться добровольцы из Крыма и других регионов нашей страны. Повторилась ситуация, как при Александре II, когда во время восстания южных славян против Османской империи русские офицеры брали отпуска и уезжали на Балканы помогать братьям-славянам».

Минские соглашения нужны были, только чтобы потянуть время, а выполнять их никто не собирался: «На украинской территории советники НАТО натаскивали Киев к наступлению на Донбасс. На Украине были организованы биолаборатории США, работавшие в режиме строжайшей секретности».

Случилась практически шахматная комбинация: «Если бы Украина, вступив в НАТО, спровоцировала военный конфликт в Крыму или Донбассе, то на основании Устава НАТО Россия оказалась бы одномоментно в состоянии войны со всеми участниками Североатлантического блока: от США и Англии до Германии и Франции. Это был бы, возможно, конец цивилизации. Этого нельзя было допустить».

Далее — объявление о начале СВО и цитата Путина: «Мы не начинали никаких боевых действий, мы пытаемся их закончить. Эти боевые действия были начаты националистами на Украине в 2014 году, когда был совершен государственный переворот. С этого всё началось. После этого последовали события в Крыму и на Донбассе».

Происходит экономическая блокада России. «Западом были похищены все активы Российского государства, хранящиеся в их банках, на общую сумму более 300 миллиардов долларов. Также были де-факто украдены средства российских корпораций, личные средства и собственность множества частных лиц — граждан России (заморожены недвижимость, банковские счета, акции, ценные бумаги)».

Несмотря на санкции, российские предприниматели «предприимчивы» и импортозамещают всё, что стало нельзя ввозить в страну. И тут учебник ломает четвертую стену и обращается к юным читателям с выделенным жирным шрифтом текстом: «После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей».

Затем повествование продолжается: «США полны решимости воевать "до последнего украинца"». Как говорят американцы: «Ничего личного. Это просто бизнес». Украина — «ультранационалистическое государство». А Россию сплотила СВО.

Тем временем армия Украины использует собственных жителей как «живой щит», размещает огневые точки в домах и не дает людям эвакуироваться: «Подобная изуверская тактика никогда не применялась ранее на своей территории ни одной армией мира в истории. Вы уже взрослые, уважаемые старшеклассники! Сделайте из "новой военной тактики Украины" выводы сами».

В заключительном разделе «Россия — страна героев» приводится цитата Путина: «...Мне хочется сказать: "Я лакец, я дагестанец, я чеченец, я ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин..."»

«Представители всех народов нашей огромной страны, как их деды и прадеды, плечом к плечу сражаются за добро и правду», — объясняет учебник, прежде чем перейти к рассказу о двенадцати героях СВО с их фотографиями. Один из них — Александр Жихарев, мемориальная доска которому установлена на здании школы № 369 Санкт-Петербурга. Школе присвоено его имя. Герой России Александр Жихарев погиб: «в первые же дни СВО в отчаянном бою с превосходящими силами врага его взвод выдержал 10 часов непрерывного штурма и не отступил». В тексте не уточняется, где именно и когда случился этот бой.

Упоминаются в учебнике и бойцы ЧВК: «В СВО принимают участие многочисленные добровольцы <...>. Это и профессионалы — контрактники из частных военных компаний».

В конце параграфа — задание: «Приведите примеры подвигов участников СВО, аналогичных подвигам, которые совершали советские солдаты во время Великой Отечественной». В качестве дополнительных материалов школьникам предлагают почитать две «Черные книги», выпущенные в 2023 году в Москве: «Зверства бандеровцев (1941–1945)» и «Зверства современных бандеровцев — украинских неонацистов. 2014–2023».

Украинский национализм и где он обитает

Сюжетная арка украинского национализма развивается на протяжении всего учебника.

Первое упоминание — уже на 7–8-й страницах, в параграфе о последствиях Великой Отечественной войны: «Продолжалась беспощадная борьба с пособниками нацистов — прибалтийскими "лесными братьями", бандеровцами, членами Украинской повстанческой армии (УПА) (УПА — организация, запрещенная в России). <…> Борьба с националистическим подпольем закончилась его полной ликвидацией в начале 1950-х гг.».

И еще через несколько страниц:

«На фоне объективных трудностей в первые послевоенные годы резко возросла преступность. Только в 1945–1946 гг. было ликвидировано более 10 тысяч националистических вооруженных формирований, банд и криминальных группировок, промышлявших убийствами и грабежами. Львиная их доля находилась в Прибалтике ("лесные братья") и на Западной Украине (бандеровцы)».

Откуда же они снова взялись? Во всём виноват Никита Хрущев. В 1955 году к нему в гости приехал канцлер ФРГ Аденауэр. Вскоре после этого Хрущев придумал амнистировать лиц, сотрудничавших в годы войны с гитлеровскими оккупантами. Приводится цитата из записки административного отдела ЦК КПСС от 3 августа 1955 г.: «Находящихся в ссылке украинских, белорусских, литовских, латышских, эстонских и других националистов (23 160 человек), члены семей которых высланы на спецпоселение, из ссылки также освободить».

«Это непродуманное решение привело к тому, что многие бывшие пособники нацистов не только были освобождены, но и смогли в дальнейшем на волне кампании по реабилитации и "борьбе с культом личности" активно заниматься общественной деятельностью, а некоторым удалось даже сделать карьеру. Это в дальнейшем способствовало появлению и росту национализма в Прибалтике и на западе Украины», — говорится в учебнике.

За следующие 15–20 лет освобожденная Хрущевым популяция националистов, видимо, разбежалась по Украине и кое-как размножилась. Авторы учебника отмечают, что в период с 64-го по 85-й год «участились случаи проявления националистических настроений в прибалтийских республиках и на Украине». При этом в 1990–1991 годах, когда лидеры большинства союзных республик захотели независимости от союзного центра, в Украинской ССР (как и в Белорусской ССР и в Средней Азии), национальные движения и сепаратизм «не имели поддержки большинства населения».

Но во время распада СССР оставаться с Россией это большинство тоже не захотело: «На украинском референдуме 1 декабря 1991 г., организованном с нарушением конституции как СССР, так и УССР, большинство высказалось за независимость». Авторы учебника подчеркивают, что «решение о создании СНГ и последующая процедура его ратификации Верховными Советами РСФСР, УССР и БССР были прямым нарушением Конституции СССР и конституций союзных республик, а также других законов, регламентировавших процедуру выхода из состава СССР». Почему же украинцы проголосовали за отсоединение? Потому что на референдуме им предложили вопрос с «двойным дном», которое обычные люди, которые «не могли представить сохранение Союза ССР без Украины», не разглядели: «Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?».

«Взаимовыгодное сотрудничество и добрососедство между Россией и Украиной противоречило долгосрочным интересам Запада по "сдерживанию" нашей страны». И Украина всё больше попадала под влияние США. «Запад предлагал кредиты, но с условием перестройки экономики и политики Украины по его сценариям. Для школ и вузов киевское руководство внедряло образовательные программы антироссийской направленности. Подвиги советских героев, прежде всего Великой Отечественной войны, замалчивались либо преподносились в извращенном ключе. При этом военные преступники (бандеровцы) были объявлены новыми "героями" независимой Украины. Из Украины создавалась "анти-Россия"».

Украинские националисты снова «вылезли» в 1999 году, когда началась контртеррористическая операция в Дагестане: «Банды международных террористов на Северном Кавказе получали щедрое финансирование из-за рубежа. В их составе было немало выходцев из арабских стран, а также украинских националистов. В дальнейшем многие националисты примут самое активное участие в организации государственного переворота 2014 г. на Украине и формировании "добровольческих" националистических батальонов».

Диссиденты, митинги, протесты

Согласно новому учебнику, диссидент — это тот, кто не принимает советские порядки и официальную идеологию и при этом стремится заручиться поддержкой на Западе.

«Диссидентов плотно "опекал" Запад, а потому их деятельность находилась в поле зрения органов государственной безопасности. Это было важно и с учетом нарастания угрозы терроризма, ставшей серьезной проблемой за рубежом. Отдельные его проявления, хотя очень редкие, появлялись и в СССР», — говорится в учебнике.

О деле Синявского и Даниэля сказано предельно лаконично: «Первой акцией диссидентов стала демонстрация в защиту писателей А. Синявского и Ю. Даниэля в 1965 г. Они были арестованы за то, что опубликовали за границей свои произведения, которые, с точки зрения действовавшего тогда законодательства, содержали "антисоветскую клевету"». При этом в учебнике не уточняется, что Синявский получил 7 лет тюремного заключения, а Даниэль — 5 лет.

Зато в параграфе «Идеология и культура в 1964–1985 гг.» приводится пример диссидентской деятельности, мерилом «успеха» которой «становилось освещение в западных СМИ»: «Наиболее известной акцией художников-неформалов стала "бульдозерная выставка" (1974). Свои работы без согласования с городскими властями они выставили на пересечении двух московских улиц. Однако коммунальные службы стали наводить порядок, используя технику, в том числе бульдозер. Западные журналисты, оказавшиеся при этом "совершенно случайно", представили ситуацию как очередное "нарушение прав человека"».

После 96-го года, кстати, в истории России не было митингов. Вернее, были — в поддержку итогов референдума в Крыму в 2014 году и по случаю годовщины присоединения Крыма.

Почему Советский Союз распался?

Потому что США хотели, чтобы мир был однополярный и чтобы этот один полюс был их. Экономические предпосылки распада СССР изложены в учебнике скупо и впроброс: плановая экономика работала хорошо примерно до 70-х годов, потом нужны были реформы, Горбачев взялся реформировать и всё поломал вконец.

Приведем две цитаты:

«Как и Хрущев, Брежнев считал, что обеспечение мира возможно лишь при поддержании на самом высоком уровне обороноспособности СССР. Увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет. Историческим достижением стало обеспечение военно-стратегического паритета с США и НАТО. При этом, конечно, производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений сдерживали темпы роста уровня жизни советских людей».

И далее в параграфе «СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ»:

«В общественном сознании главным критерием при сравнении эффективности двух общественных систем (советской и западной. — Прим. ред.) становился разрыв в уровне потребления. Именно бытовая сфера стала главным направлением критики советских порядков».

Больше-то критиковать было не за что. Приведем еще одну занимательную цитату, из первого параграфа «Восстановление и развитие экономики и социальной сферы», страница 7: «Вскоре после окончания войны начался процесс репатриации: в СССР стали возвращаться люди, угнанные во время войны оккупантами для рабского труда в Германии, бывшие военнопленные и другие перемещенные лица. В отношении них проводилась проверка. Тех, кто запятнал себя сотрудничеством с фашистами, приговаривали к тюремному заключению, в исключительных случаях — к смертной казни. Такие меры находили понимание в обществе».

В общем и целом учебник читается легко, а в голове укладывается еще легче. Картина мира, представленная в нем, кристально ясна, логична и последовательна. В ней нет ничего лишнего. И, кажется, даже проглядывают контуры будущего — масштабные и впечатляющие, как силуэт Крымского моста на обложке.

Ранее мы подробно рассказывали, что написано в новом учебнике истории. Так, школьникам расскажут о том, как СВО сплотила российское общество, вызвав «культ гордости за бойцов СВО», пока ВСУ «использует своих граждан как живой щит».

Также мы сообщали, что министр просвещения Сергей Кравцов на ПМЭФ-2023 заявил, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей-предметников». Фактически это означает, что теперь учителям 5–9-х классов для работы в школе не нужно будет высшее образование — хватит колледжа. Мы поговорили с учителями, чтобы узнать, как эта инициатива отразится на образовании.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Огненная планета в упадке: настал ретроградный Марс. Чего ждать от этого периода и как себя обезопасить?
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объяснила, что не стоит дарить женщинам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Ртом не дышать, глинтвейн не пить. Московский стоматолог — о том, опасен ли холодный воздух для зубов и как защитить их зимой
Анонимное мнение
Мнение
Клинт Иствуд продолжает удивлять. Стоит ли смотреть судебную драму «Присяжный номер два»: рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Езжай, пока не развалится». Водитель скорой помощи честно рассказал о состоянии машин в Подмосковье
Анонимное мнение
Рекомендуем