Город Станции, которых нет Тратили деньги, обещали, но не строили. Репортаж со станции Кольцевой линии метро, с которой возятся более полувека

Тратили деньги, обещали, но не строили. Репортаж со станции Кольцевой линии метро, с которой возятся более полувека

Власти Москвы хотели открыть «Суворовскую» еще несколько десятков лет назад, но не сделали этого до сих пор

Показываем, как выглядит место, где должны построить станцию метро «Суворовская» Кольцевой линии

Метро в Москве развивается бешеными темпами. Только в этом году запустили новые станции БКЛ, среди которых «Варшавская», «Каширская», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». А недавно столичные власти показали, как должны будут выглядеть метро и диаметры к 2030 году.

Корреспонденты MSK1.RU решили рассказать о станциях московского метро, которые хотели открыть еще в далеком прошлом, но по какой-то причине не сделали этого до сих пор. А на месте станций, которые могли бы разгрузить многотысячные районы, сейчас либо элитные ЖК, либо вечная стройка и разруха.

Одной из таких была «Суворовская», она могла бы стать 13-й пересадочной станцией на Кольцевой линии. Но власти Москвы не могут открыть ее до сих пор.

Осталась только на планах

В планах станция значилась еще в 50-х годах прошлого века. Но площадку под ее строительство удалось освободить только к 90-м. С тех пор больше никаких работ здесь не проводилось. Так недостроенная станция простояла несколько десятков лет, пока правительство Москвы не вспомнило о ней во время подготовки к строительству БКЛ.

— Площадка под станцию «Суворовская» заложена в начале 90-х годов на Олимпийском проспекте, недалеко от Театра Дурова. Но впоследствии из-за технических сложностей, длительных сроков строительства и высокой стоимости сооружение станции было отложено, — говорил метроблогер Александр Попов.

С того времени здесь мало что изменилось: грязно-розового цвета здание, на вершине которого стоят железная буква «М» и флаг России, обнесено белокаменным забором и железными щитами. Одним словом, «секретная» и охраняемая зона, попасть куда можно только по пропуску. На крайний случай — через дыру в заборе.

За ограждением туда-сюда снуют и кричат десятки рабочих в темно-красных комбинезонах. Неподалеку стоит подъемный кран, в кабине которого никого нет. Теперь здесь снова кипит стройка будущей станции «Суворовская».

Во время введения в эксплуатацию на Кольцевой линии метростроители оставили задел под будущую станцию «Суворовская». Она должна располагаться под южной частью Суворовской площади. В том месте, где находится задел, пути станции расположены на ровной площадке и не имеют уклона.

Задел — любые конструкции, оставленные на существующих перегонах для возможного возведения в этих местах еще одной станции.

— Вообще для ее строительства в 2011 году предусматривались работы из двух стволов — № 942 (из него построили станцию «Достоевская») и № 942к (ствол около спорткомплекса «Олимпийский»). Позже добавили еще два ствола. Один из которых — действующий вентиляционный ствол на Кольцевой линии (он будет использоваться для вентиляции станционного комплекса при эксплуатации), — объяснил метроблогер Попов.

Ствол станции — одна из основных частей станции, которую метростроители возводят в начале работы для прокладывания будущих тоннелей.

Между этими стволами метростроители еще в 50-х годах оставили достаточно места, чтобы соорудить центральный зал. Так, «Суворовскую», как и станцию «Горьковская» (сейчас — «Тверская». — Прим. ред.), открытую в 1979 году, планировалось построить на действующем перегоне.

Мы решили обойти Театр Российской армии и спуститься непосредственно к стройке, чтобы узнать о станции, которой до сих пор нет. В ответ на наши вопросы метростроители грозно покосились и отправили нас к властям со словами: «Наверху вам больше расскажут, чем здесь».

В прошлом власти, кажется, уже достаточно сказали о строительстве «Суворовской», но результата до сих пор нет. Так, в 2010 году первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк говорил, что только разработку проекта станции предполагалось начать в 2011 году, чтобы уже к 2013–2014 годам стартовали строительные работы. Так и произошло.

Уже в 2011 году начались предварительные работы для постройки обходных тоннелей вокруг места будущей станции. Их предполагалось использовать на время строительства самой станции. Условно, в качестве технических ходов для метростроителей.

Вечная стройка и разруха

Рядом с местом, где вовсю сейчас кипит стройка, по удивительному совпадению находится «Строительно-монтажное управление № 6 метростроя». Заглянув в одну из дыр в заборе, мы увидели экскаваторы, бетонные блоки, разбросанные по земле железные прутья. На первый взгляд, ничего не говорит о том, что в этом районе строили новую станцию метро.

Планам метростроителей и чиновников не суждено было сбыться. 17 июля 2012 года правительство Москвы сначала утвердило проект планировки «Суворовской», а буквально через год перенесло ее строительство на неопределенный срок. Оставив стройку и разруху на прежнем месте.

Как сообщал Метрострой, с 14 января 2013 года стройку временно приостановили по рас­поряжению столичного прави­тельства. На протяжении пяти лет об­суждался вопрос: «Что делать с уже выполненной работой?»

Разруха, часть строительной техники и вырытые ямы так и простояли на месте обещанной станции, пока чиновники не решили этот вопрос.

Оказался под завалами

Во время строительства станции произошло ЧП. В феврале 2013 года СМИ сообщали, что в стволе шахты строящейся станции «Суворовская» произошло обрушение породы. В итоге инцидента пострадал один человек.

Тогда власти Москвы говорили, что строительство станции завершится к 2015 году, чего сделано не было.

Узнав о том, что есть еще второй технический вход на «Суворовскую», мы пошли через Екатерининский сад к театру «Русская песня». Картина практически не отличается от того, что происходит неподалеку от «Достоевской», где расположен первый вход.

Те же рабочие, тот же строительный мусор. Но заметно, что работа не кипит. За белым забором тихо, только кое-где слышны разговоры.

По состоянию на февраль 2017 года, решение о возобновлении строительства не было принято. Кроме того, пошли разговоры о том, что стройку вовсе хотят консервировать, потому что рыть станцию глубокого заложения горным (взрывным. — Прим. ред.) способом очень дорого, даже для Москвы.

— Пока решение о возобновлении строительства «Суворовской» мэром Москвы не принято. Приниматься будет после всестороннего сравнительного анализа вариантов строительства, но не исключена консервация, так как строить придется горным способом, с большими денежными затратами, — говорил в 2017 году Андрей Бочкарев, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики.

«Когда-то сделали первый шаг, организовали площадку рядом с Театром Советской Армии, но потом строительство заморозили»

В марте 2017 года власти Москвы вовсе заявили, что отказываются от строительства этой станции.

— В 2018 году решили законсерви­ровать объект на десять лет. Рас­сматривалось три вида консервации: засыпать все выработки песком; забутить вновь постро­енные сооружения; выполнить контрольное нагнетание, гидро­изоляцию чугунных и железобе­тонных обделок, усилить несу­щую способность конструкций. СМУ-6 приступило к консерва­ции по третьему варианту, — сообщали в Метрострое.

В итоге должно было пройти два года, чтобы власти столицы вновь задумались об открытии «Суворовской». В 2019-м мэр Москвы, как это было тогда еще принято, у себя в Twitter заявил, что строительство станции на Кольцевой линии все-таки возобновится.

— Часто говорим про Большую кольцевую линию, а эта новость про старую добрую Кольцевую линию. Решили возобновить строительство «Суворовской». Под названием «Площадь Коммуны» она была запроектирована еще в 1950-х. Но строить так и не начали. Была попытка в 1990-х, но и она не увенчалась успехом, — писал Собянин.

Строили и не достроили

В начале августа 2019 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил, что станция будет построена до конца 2023 года. Но год практически заканчивается, а москвичи так и не увидели подготовку к отрытию «Суворовской».

— Мы окончательно приняли решение станцию «Суворовская» строить. Самый главный вопрос — как организовать пересадку на глубине 60 метров. Мы проработали техническое решение — мы будем максимально близко подходить к действующим линиям, на какой-то короткий период по одному тоннелю будем прерывать движение, но другой тоннель будет полноценно работать, — говорил Марат Хуснуллин.

По словам Хуснуллина, из-за строительства «Суворовской» движение на Кольцевой линии не будет остановлено.

— То есть обойдемся без перекрытий — какие-то технические перекрытия только будут по одному тоннелю на какой-то период. То есть такую технологию мы отработали, готовим проектные решения. Пока предварительно у нас получается, что эта станция будет у нас готова в 2023 г., — объяснял заммэра.

Уже 23 апреля 2021 года заммэра Москвы Андрей Бочкарёв заявил, что станция будет построена после завершения Большой кольцевой линии и освобождения метростроительных мощностей. При этом он не указал конкретных сроков.

— То, что «Суворовская» нужна, сомнений нет. Но это технологически сложный объект. Его завершить можно только после окончания строительства Большого кольца, — говорил Бочкарев «Вечерней Москве».

Последнее слово было за Собяниным, который 6 октября 2022 года утвердил проект строительства станции. В декабре того же года он сказал, что возобновилось строительство «Суворовской», которое займет не менее пяти лет.

— Рядом со станцией метро будут построены жилой дом по программе реновации, общественно-деловой и торгово-развлекательный центры. Приведем в порядок дороги, — писал Собянин у себя в Telegram-канале.

После очередных заявлений властей жители близлежащих домов с опаской смотрят на вечную стройку. Одни боятся, что если работа действительно возобновится в полную силу, то они задохнутся в строительной пыли и оглохнут от шума. Другие, напротив, следят за планами и хотят, чтобы «Суворовскую» открыли. Правда, никто из них не верит в то, что спустя больше полувека ее все-таки достроят.

Какие станции московского метро вы хотели, чтобы были построены?
Звоните+7 982 630 3102
Мы в соцсетях

Если вам нравится смотреть о станциях метро, которые когда-то хотели открыть, но этого не сделали, смотрите наш прошлый выпуск про станцию «Дербеневская» Замоскворецкой линии.

Также редакция MSK1.RU подробно рассказывала, как в столице запускали МЦД-3 и МЦД-4: мы вели онлайн-репортажи с открытия новых линий, публиковали возмущения горожан и ответы властей. Подробнее об этом можно почитать в соответствующем сюжете.

Если же вы хотите изучить еще одну подборку ретрофото, рекомендуем открыть наш материал о том, как выглядела Москва во время Великой Отечественной войны.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем