Одно из любимых мест в Москве для многих — набережная Тараса Шевченко. После спектакля в театре Петра Фоменко, что стоит в конце улицы, всегда приятно пройтись, полюбоваться видами, насладиться архитектурой. Зимой здесь катаются на ледянках дети, а в летом фотографируется молодежь — отсюда открывается превосходный вид на Москва-Сити. Но так было не всегда.
Подробнее о том, что здесь было раньше и как это выглядело, в материале MSK1.RU.
Исчезнувшие кладбища
На месте всем известного театра раньше стояло небольшое еврейское кладбище. Именно здесь был похоронен художник-живописец Исаак Левитан. Его памятник был типовым — разве что без креста. И надпись по-русски: «Здесь покоится прах нашего дорогого брата Исаака Ильича Левитана. Мир праху твоему».
Могила знаменитого художника «переехала» на Новодевичье где-то в конце 40-х годов прошлого столетия вместе с другими захоронениями, которые представляли интерес для советской власти.
Кроме крошечного еврейского, на территории нынешней набережной стояло большое Дорогомиловское кладбище, признаваемое в те времена многими историками и горожанами «самым живописным в Москве».
Цитата из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Черная птица-шофер на лету отвинтил правое переднее колесо, а затем посадил машину на каком-то совершенно безлюдном кладбище в районе Дорогомилова. Высадив ни о чём не спрашивающую Маргариту возле одного из надгробий вместе с ее щеткой, грач запустил машину, направив ее прямо в овраг за кладбищем. В него она с грохотом обрушилась и в нём погибла. Грач почтительно козырнул, сел на колесо верхом и улетел. Тотчас из-за одного из памятников показался черный плащ. Клык сверкнул при луне, и Маргарита узнала Азазелло».
В наши дни Дорогомиловское кладбище обладает статусом самого большого из закатанных в асфальт. Встречу с бульдозером не пережила ни одна могильная плита, но многие из них впоследствии «реинкарнировали» в фасады зданий, бордюрные камни и другие элементы городской среды. А на некоторые надгробные сооружения можно наткнуться и до сих пор, стоит лишь внимательно смотреть себе под ноги на прогулках по склону.
— Я когда маленькая была, это было в 70-х, бегала тут, на склоне... И здесь же, прямо на земле, нашла совсем заросшие надгробия. Я еще понять не могла, что это за язык странный! А потом у мамы спросила, она говорит: «На идише написано», — делится Евгения, местная жительница.
Идиш — еврейский язык германской группы, исторически основной язык ашкеназов, на котором в начале XX века говорило около 15 миллионов евреев по всему миру.
Чумной погост
Первое упоминание Дорогомиловского кладбища приходится на 1771 год. Именно в тот год Москву сотрясала эпидемия чумы, в связи с чем было принято решение хоронить всех «чумных» на кладбищах за чертой города. Так появился целый ряд кладбищ, в том числе и Дорогомиловское, названное в честь близлежащего поселка Дорогомилово.
Уже в 1772 рядом с кладбищем возвели деревянную церковь, а в 1839-м на пожертвования местных на ее месте построили каменный храм.
Храм расположился в ста метрах от захоронения участников Отечественной войны 1812 года. На месте захоронения была установлена кирпичная стела.
Что случилось с останками трехсот участников войны 1812 года — до сих пор загадка. По слухам, во время строительных работ, помимо останков и надгробий, находили и военную форму. Поэтому многие и уверены, что братская могила до сих пор находится там, на набережной, под «Башней 2000», с которой начинается мост Багратион. Местные до сих пор с дрожью вспоминают, как строился этот мост:
— На том месте вырыли огромную яму... Черепов было не сосчитать. По всей набережной валялись кости! — делится Елизавета, местная жительница.
В годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов новых захоронений на Дорогомиловском уже не производили. Говорят, что в это время там тренировались новобранцы. Как именно — об этом можно только догадываться. Церковь же была превращена в опорный пункт — из ее стен торчали стволы пулеметов и другого оружия. Но бомба туда всё же угодила.
В 40-е годы XX века силами родственников покойных с территории кладбища было «эвакуировано» на Востряковское всего 20% могил, поэтому неудивительно, что строители, да и местные жители, до сих пор продолжают натыкаться на «сюрпризы».
«Бизнес» на костях
Ходят слухи, что у детей времен советских масштабных строек в этом районе был популярен такой мелкий бизнес: снимать золотые коронки с найденных там черепов. Об этом вспоминает в своей книге краевед Игорь Сергеев:
«…При углублении котлована под железнодорожную ветку экскаватором только наполовину по откосу были вскрыты могилы. Верхние части скелетов оставались в земле. И вот мой товарищ, с которым я учился в одном классе, Женя Финоченко, позвал меня туда добывать золотые коронки. Мы там копались, но никакого золота не нашли».
«Цековские» дома
Но ведь территория захоронений была больше, чем нынешняя прогулочная зона. Дома по Кутузовскому проспекту с 22-го по 30-й тоже стоят на землях бывшего кладбища.
Среди них самый известный — 26-й «цековский» дом по Кутузовскому проспекту, где раньше жили и Брежнев, и Андропов, а теперь здесь соседствуют два секс-шопа. А в доме № 30 раньше проживала Терешкова.
Местные говорят, что их не особо заботит близкое соседство с останками. Никакой зловещей энергетики они здесь не ощущают, призраков не видят, к теме этой относятся прохладно. Людей здесь беспокоит совсем другая тема.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».