Город эксперт Сохранять или сносить? Что делать с исторической застройкой в современном городе — разбираемся с экспертом

Сохранять или сносить? Что делать с исторической застройкой в современном городе — разбираемся с экспертом

С какими сложностями связана реконструкция старых зданий и кто признаёт их ценными

В столице очень много архитектурных объектов, представляющих культурную ценность

Вопрос реставрации и сноса исторических зданий очень острый для многих москвичей. Столица ежегодно теряет дома, выстроенные век и более лет назад, а на их месте вырастают элитные ЖК. Подробнее об этом мы рассказали в наших материалах по мотивам «черной книги» Архнадзора — списка исторических зданий, которых лишилась Москва.

Но ведь и оставить в современном городе ветхие здания, не отвечающие стандартам комфорта и безопасности, просто так нельзя. Что же делать со старым фондом? Есть ли способы обновить исторические дома, не навредив им? На эти и другие вопросы MSK1.RU ответила Юлия Гапоненко, руководитель по работе с объектами культурного наследия девелоперской компании Forma.

1. В советское время дореволюционную застройку нещадно сносили. Выработался ли сейчас более бережный подход? Есть ли какой-то универсальный ответ: что в современном городе делать с историческими домами?

Действительно, во времена Советского Союза было утрачено множество дореволюционных зданий, которые сейчас представляли бы большую ценность. Однако халатное отношение к памятникам архитектуры было не только в советское время. Например, в 90-е годы и начале 2000-х часто проводились внутренние перестройки объектов культурного наследия, в ходе которых были потеряны многие части лепного декора, фресок и живописи.

Но вот в последние 15 лет подход к реставрации кардинально изменился. Сейчас существует специально разработанная нормативная документация, помогающая в сохранении исторических зданий и их правильной реставрации. Также есть специальные надзорные органы, которые активно следят за этим процессом.

Что делать с историческими зданиями? Ответ только один: их необходимо сохранять. Это наше прошлое, без которого не может быть будущего.

2. Как должны сложиться обстоятельства, чтобы принять решение о сносе здания, построенного больше века назад? Как и кем принимается это решение?

Решение о сносе здания всегда принимает собственник. Однако если дому присвоен статус объекта культурного наследия, то снести такое здание нельзя. Сейчас в Москве почти все здания, которым больше 100 лет, имеют такой статус. Контролем за данными объектами, а также присвоением статуса в Москве занимаются два государственных органа — департамент культурного наследия и Министерство культуры. Но стоит помнить, что в первую очередь ответственность за сохранность исторических объектов лежит на каждом из нас.

3. Если не сносить, то какие есть варианты реставрации объектов культурного наследия?

Существует несколько вариантов сохранения исторических зданий: например, консервация и реставрация. В первом варианте основная задача — сохранить здание как оно есть. Консервацию зачастую применяют для того, чтобы здание не разрушалось дальше, пока не будет принято решение, что с ним делать.

Гуляя по центру Москвы, вы могли видеть ветхие строения, огороженные забором, защищающим ценное здание от вандалов. Чтобы уберечь постройки от воздействия внешних факторов, например дождя и снега, используют специальные тенты. Сейчас такой вариант сохранения вы можете увидеть на Тверской в здании Центрального телеграфа, которое планируется отреставрировать.

Когда здание нужно сохранить на долгое время, могут применять специальный купол или временную кровлю. Куполом также могут накрывать остатки исторических зданий, которые не подлежат реставрации, чтобы сохранить их для будущих поколений. Такой небольшой купол со стеклянной крышей можно встретить на Малом Златоустинском переулке. Под ним находятся остатки фундамента старой каменной церкви, и все желающие могут посмотреть на них.

Если говорить о реставрации зданий, то она делится на два подхода. Можно полностью отреставрировать здание, приблизив к изначальному варианту экстерьерной и интерьерной задумки автора. Для этого используются архивные документы и фотографии, которые позволяют по крупицам восстановить первоначальный облик. Этот вариант особенно популярен для усадеб, которые впоследствии становятся историческими музеями. Во время экскурсий по ним вы можете прочувствовать быт людей того времени, прикоснуться к истории.

Музей-усадьба Царицыно

Второй подход к реставрации подразумевает восстановление исторического здания с приспособлением его под современные реалии. На территории городского квартала Republic мы готовимся к реставрации четырех зданий дореволюционных вагоностроительных мастерских конца XIX — начала XX веков. Наши мастера будут реставрировать каждый кирпич лицевой поверхности фасадов и интерьеров для восстановления исторического облика построек. Однако внутри зданий уже будут располагаться современные досуговые и образовательные объекты: европейская гимназия, фитнес-клуб с термальным комплексом, шопинг-аллея и гастрономический кластер.

Иногда исторические здания могут сохранить свой первоначальный функционал. В городском квартале Soul мы планируем воплотить проект по реставрации Изофабрики Георигия Гольца, построенной в 30-х годах прошлого века. После окончания работ в ней расположится детский досуговый центр, творческие студии.

Проект реконструкции Изофабрики (рендер)

4. С какими сложностями приходится сталкиваться при реставрации исторических зданий? Ведь во многих из них специфическая планировка или отсутствует возможность проложить нужные коммуникации.

Большая часть сложностей возникает не при самой реставрации, а на ее начальных этапах. Для того чтобы начать реставрировать здание, особенно имеющие статус объекта культурного наследия, необходимо подготовить проектную документацию. Для этого проводится множество исследований, анализ архивных документов, поиски значимых исторических артефактов, анализ документов, регламентирующих предстоящие работы.

План реставрации обязательно согласуется с надзорными органами, и только после окончательного одобрения начинаются работы.

Сама реставрация выполняется согласно построенному плану. Планировка исторических зданий почти никак не влияет на процесс, а большинство коммуникаций всегда можно подвести к постройке. Но всё же есть одна проблема, найти решение которой реставраторы не могут даже сегодня. Если историческое здание имеет низкие потолки, то в него никак нельзя провести современную вентиляцию, поэтому на таких объектах используется старый метод с открывающимися окнами.

5. Что вообще сейчас можно в России считать представляющей историческую ценность застройкой? В Германии, например, построенные в середине прошлого века хрущевки считаются историческим достоянием и защищаются государством, а у нас сносятся по реновации.

Существует несколько факторов, которые влияют на это. В первую очередь это, конечно, возраст здания. Также на присвоение статуса влияет историческая значимость постройки. Например, здание правительства Москвы на Тверской имеет соответствующий статус не только из-за своего возраста, но также потому, что на его балконе прошло одно из самых известных выступлений Владимира Ленина, которое вошло в историю страны.

Часто объектами культурного наследия становятся дома и усадьбы известных исторических личностей: политиков, ученых, писателей, художников, актеров, музыкантов и композиторов. Об этом всегда можно узнать из табличек, которые висят на таких домах. А третий фактор — это архитектурная уникальность постройки. К таким объектам можно отнести, например, особняк Морозова на Воздвиженке.

Если говорить о хрущевках, то в Германии их охраняют, потому что эти постройки уникальны для страны.

Построенные в середине прошлого века панельки сохраняют важный пласт истории, напоминающий о временах ГДР. Сегодня они входят в один ряд с остатками всем известной Берлинской стены. Для России хрущевки являются типовой застройкой, которая не несет ценности, поэтому сейчас они активно попадают под проекты реновации. Но стоит отметить, что самая первая хрущевка на улице Гриму получила особый статус и весь 9-й квартал не подлежит сносу.

6. Желание увеличить этажность и вместимость жилых домов часто ведет к тому, что на месте аккуратных старых зданий вырастают исполинские многоэтажки. Насколько это значительная проблема для города?

Если сносимые здания не представляет собой исторической ценности, то это тяжело назвать проблемой. Города как люди: они растут и развиваются. С каждым годом в Москве мы можем наблюдать значительный прирост населения, которому необходимо жилье, поэтому такое решение максимально логичное.

Большим казусом в данном вопросе является достижение баланса между историческим обликом района и новостройкой. Это очень важная урбанистическая проблема, которая присутствует не только в России, но и в других странах. Именно поэтому современные девелоперы при застройке исторических районов стараются разрабатывать уникальные архитектурные проекты, учитывающие эти аспекты. Например, в городском квартале Republic планируется постройка 10 жилых башен, проекты которых разрабатывались разными архитекторами. Однако все проекты имеют отсылки к двум главным историческим особенностям реставрируемых мастерских квартала — красному кирпичу и чугунной плитке. Таким образом, можно постараться добиться гармонии между историей и современностью.

Также ранее мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом и выяснили, что сносить хрущевки не обязательно, можно их модернизировать, сделав комфортным и современным жильем, как это происходит, например, в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш iPhone 15 среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
«Они живые, просто не могут ко мне приехать». Как спустя 20 лет живет заложница теракта в Беслане, похоронившая двоих детей
Анонимное мнение
Мнение
«Почему разводят срач в своем родном городе?»: честная колонка москвича о самокатчиках в Москве
Анонимное мнение
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем