В сентябре 2023 года на севере Москвы открыли три новые станции Люблинско-Дмитровской линии метро. Возле одной из них до сих пор продолжается благоустройство. Жители ЖК «Летний сад» у станции «Яхромская» осенью и зимой ходили по пандусу из «играющих» досок и сетки.
MSK1.RU разбирается, как в Москве не могут обустроить обычный проход к станции метро.
Мост из досок и сетки
Долгое время единственным проходом к станции был мостик из деревянных досок и сетки.
Пандус приносил проблемы местным жителям и гостям района.
— Буквально на прошлой неделе видел, как у девушки каблук здесь застрял, она чуть не упала. Сам здесь редко бываю, — говорит прохожий молодой человек корреспонденту MSK1.RU.
А другая прохожая — пенсионерка. Она ездит сюда в поликлинику.
— Второй год езжу сюда, это просто невозможно. Доски, сетка эта, — возмущается женщина в беседе с корреспондентом MSK1.RU. — Идешь, в тебя эти еще упираются (указывает на парковку для электросамоткатов), вода стоит постоянно. Только на днях другую лестницу открыли, слава богу, хоть что-то!
Кто-то пройдет, проедет — одна доска вниз, другая вверх. И так два или три года. Это ужас какой-то!
Скандального пандуса вообще не должно было быть, говорят местные жители.
— Для жильцов ЖК «Летний сад» и ЖК «Город» должны были сделать отдельный выезд на Дмитровское шоссе. На плане он был, застройщик это рекламировал, говорил, что предусмотрено всё и для маломобильных граждан, и выезжать люди будут без пробок, и всё будет хорошо. Потом выезд из проекта просто вообще пропал, — рассказывает MSK1.RU местный активист Алексей Доронин.
Вдоль выезда могла получиться нормальная пешеходная дорожка по тротуару, считают местные.
— Просто взяли и отсекли проезд, и так получилось, что отсекли и проход. Соответственно, застройщик сделал худо-бедно хоть какую-то лестницу со ступеньками. Ее увидела управа и спросила, как мамы с колясками будут кататься, не говоря уже об инвалидах, — говорит MSK1.RU старший одного из домов ЖК «Летний сад» Александр Бычков.
В итоге застройщика всё же вынудили возвести несчастный пандус. К самой идее вопросов не возникло. Но реализация сильно подвела.
— Пандусом это назвать по ГОСТам, по СНИПам нельзя. Рампой еще можно. Материалы использованы, скажем так, некапитальные. Естественно, под нагрузкой всё это дело потихонечку начало приходить в негодность, — объясняет Александр Бычков.
Начали рваться кроссовки, начали люди об эту просечку спотыкаться. И года полтора назад девочка упала, поранилась, но без переломов.
Пандус, говорят жители севера Москвы, был временным решением проблемы. Но оказалось, что нет ничего более постоянного, чем временное. Проход закрывали на ремонт, потом по нему еще кое-как можно было бы ходить, если бы не одно но.
— Пандус не рассчитан на такую проходимость. Планировали, что им будут пользоваться только жители ЖК «Летний сад», а оказалось, что все жители Дмитровского района ходят по этому пандусу, потому что другого варианта до метро дойти нормально нет, — описывает ситуацию в беседе с MSK1.RU Алексей Доронин.
Еще им пользовались всякие доставщики пиццы, продуктов. Они там на самокатах, на электровелосипедах его очень серьезно разбивали.
— Когда метро открылось, по нему стали гораздо чаще ходить. Это обычный просечной лист, который используется там, где человек зайдет раз в три месяца. А здесь за 5 минут могут пройти 20 человек. В связи с этим он, естественно, начнет разрываться, — добавляет житель ЖК «Летний сад» Александр Бычков.
Жители и активисты пошли с этой проблемой к местным депутатам. Всё это вылилось в рабочую встречу с чиновниками районов, представителями метро, застройщика и управляющей компании.
— Делегация чуть там не поссорилась, начали перекладывать ответственность друг на друга, что «это уже не наше», но в то же время этот пандус стоит на земле застройщика. В общем, они ссорились-ссорились, в итоге пришли к мнению, что нужно сделать какой-то некий капитальный пандус, а этот пока отремонтировать, — поясняет MSK1.RU активист Алексей Доронин.
В итоге пандус чуть подлатали, но позже в дело вмешались строители метро, которые занимаются благоустройством территории. И проход к станции опять закрыли.
— И положили туда просто доски. Сколотили из того, что у них было, там, из подручных материалов. И поверх листов, просечного листа, положили просто доски. Очевидно, что с этими досками через месяц стало. Нам уже начали поступать жалобы, что там то у ребенка застряла нога, то взрослый там порвал кроссовок, то кто-то там каблук отломал себе, — говорит активист.
Конструкция начала представлять реальную опасность, что сейчас кто-нибудь там сломает ногу и уедет с травмой куда-нибудь в больницу.
Что происходит сейчас
8 июля скандальный пандус начали демонтировать.
Вместо моста теперь ступеньки. Правда, плитку положили не везде, между ней — деревянный настил.
Пока что здесь нет спуска для людей с инвалидностью или с детскими колясками. На глазах корреспондента MSK1.RU женщина по ступенькам тащила внушительных размеров чемодан.
Местные жители неоднократно предлагали властям решение проблемы.
— У нас были рекомендации, которые мы тогда на рабочей группе озвучивали, чтобы приварили просто хотя бы тогда почаще уголки, положили ту же самую сетку, может быть, в два слоя. И требование наше звучало установить знаки запрета, чтобы там не могли ездить самокатчики, чтобы какие-нибудь поставили ограничители, потому что от колясок с ребенком или простого хождения жителей пандус не будет так разбиваться, — рассказывает активист Алексей Доронин.
Мы добиваемся, чтобы в проект включили пандус из бетона или жесткой металлической конструкции. Без этого пандуса ЖК не сможет существовать.
Сейчас мало кто верит, что очередной ремонт пандуса принесет свои плоды.
— Самое важное, что этот пандус, который они сейчас делают, тоже не прослужит долго. С учетом той нагрузки пассажиропотока, который идет через это место, — отмечает Алексей Доронин.
— Рано или поздно он сломается, и кто-нибудь что-нибудь себе повредит. Как бы его вообще не снесли. Если сейчас поднять вопрос по поводу того, что на этом самострое кто-то повредился, почему за ним никто не ухаживает, то его просто снесут, потому что его по документам нет. Он ни за кем не числится. Все знают, кто его построил, но никто за него не отвечает, — добавляет Александр Бычков.
Оказалось, что всё не согласовано, что это конструкция ничья, а за ничьей конструкцией ухаживать никто и не собирается.
По информации жителей, благоустройство теории могло бы затронуть и проблемный пандус.
— «Метрострой» сказал следующее: если бы этого пандуса как бы не было, если бы сказали, что это временная конструкция, они бы на этом месте предусмотрели и заложили бы в проект что-то капитальное. И сейчас они тоже готовы заложить в проект. Просто нет никаких запросов. Такое ощущение, что всех и так всё устраивает, — объясняет Алексей Доронин.
Благоустройство окрестностей метро усложнила спешка из-за открытия станций, считают активисты.
— «Яхромская», «Лианозово», «Физтех» должны были открыться в начале 2024 года, насколько мне известно. Но в прошлом сентябре были выборы, и перед выборами было громко сказано о том, что мы тут раньше срока идем и в сентябре всё будет открыто. А если бы не торопили метростроителей наших, то я думаю, что они бы там всё предусмотрели и качественно сделали. Они же еще один выход до сих пор не могут открыть, потому что это связано с тем, что у них усложненные условия строительства этого выхода. Там люди ходят, здесь ходят, там ходят, — рассказывает MSK1.RU Алексей Доронин.
В конце августа мэр проехал по метро, мы видели, как там на клей, скотч и подручный материал обшивку крепили, лишь бы всё хотя бы этот день простояло.
Что отвечают власти и застройщик
В метрополитене Москвы ответили MSK1.RU, что не отвечают за проблемный пандус. В свою очередь, застройщик — группа «Эталон» — объяснил, почему пандус появился вместо съезда. И предложил обратиться в правительство Москвы.
— Пешеходный пандус не входил в проект строительства ЖК «Летний сад». Он был установлен нами по собственной инициативе и за свой счет в качестве временного решения на период строительства станции метро «Яхромская». Это было сделано для удобства жителей ЖК «Летний сад», особенно маломобильных граждан и родителей с детскими колясками. Что касается автомобильного съезда с дублера Дмитровского шоссе вдоль ЖК «Летний сад», он действительно существовал ранее, — рассказали MSK1.RU в пресс-службе группы «Эталон».
Однако и пандус, и бывший автомобильный съезд расположены за пределами земельного участка, отведенного под строительство ЖК «Летний сад».
В префектуре САО рассказали MSK1.RU, что проектируемый проезд № 985 еще не построили и не передали на баланс города. При этом строительство улицы возложено на застройщика — ООО «УК Дмитровская» (в ведомстве ООО «Управление и эксплуатация недвижимости "Эталон"»). При этом компания, говорят в префектуре, переоформляет часть отведенного под строительство участка, потому что тот находится в аренде до 2049 года.
— Лестничный марш, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002009:10794, принадлежит ООО «УК Дмитровская». Управляющей компанией выполнены работы по разработке проектного решения и строительству пандуса для обеспечения удобного прохода к корпусу 1В со стороны Дмитровского шоссе и станции метро «Яхромская», — рассказали MSK1.RU в префектуре САО.
Местные жители, правда, всё еще не понимают, что будет дальше. И не верят обещаниям.
— Сроки ремонта вышли 21 июля. Нам обещали применение новых технологий, но по итогу немного подварили конструкцию, и, видимо, хватит ее ненадолго, — сказал MSK1.RU активист Алексей Доронин.
Три станции на севере салатовой линии метро открыли в сентябре. MSK1.RU вел прямую трансляцию с открытия. Вот так станция «Яхромская» выглядела после открытия. Совсем рядом, на улице 800-летия Москвы, уже давно разгорелся скандал из-за нарушений при строительстве путепровода над железной дорогой. А возле МЦД «Лианозово» неудобства появились после того, как убрали настил-переход через железную дорогу: теперь люди ходят по путям.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».