Архитектура Москвы разнообразна: порой на одной улице можно встретить дореволюционные особняки, административные здания советской эпохи, дома лужковского времени и современные стеклянные многоэтажки. Но особенно в городском массиве выделяются монументальные и строгие, но при этом по-своему причудливые постройки в стиле конструктивизма.
Это направление стало визитной карточкой раннего советского периода и образцом для десятков именитых архитекторов по всему миру. В материале MSK1.RU разберемся, как возник конструктивизм в архитектуре, рассмотрим столичные здания в этом стиле и выясним, как направление, которое, казалось бы, ушло в прошлое вместе с СССР, проявляет себя в наши дни и вдохновляет творческих людей до сих пор.
Всё для человека
В 1922–1923 годах в Москве, восстанавливавшейся после Гражданской войны, прошли первые архитектурные конкурсы на разработку проектов зданий, которые символизировали бы торжество рабочего класса. Именно в этот момент себя проявили главные герои нового направления: Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья и Пантелеймон Голосовы и другие. Их проекты были наполнены свежими идеями, которые позже легли в основу целых течений, одним из которых стал конструктивизм.
Конструктивисты придавали большое значение функциональному предназначению здания, это, по их мнению, и должно было определять конструкцию. Здание должно быть максимально оптимизировано, всё в нем — продумано для удобства обитателей.
В 1930-х годах конструктивистов увлекают идеи Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Москву, где общался и сотрудничал с советскими архитекторами. Ле Корбюзье сформулировал известные пять практических принципов своего стиля: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. Многие из этих черт воплотились в проектах и советских архитекторов.
Конструктивизм в Москве
Архитекторы-конструктивисты участвовали в проектировании разных построек — от промышленных зданий до жилых домов. При этом самым распространенным типом общественных зданий, воплотившим в себе принципы стиля, стали клубы и дома культуры. Примером может служить дом культуры Пролетарского района Москвы, более известный как Дворец культуры ЗИЛ. Его силуэт подчеркнуто геометричен, в проекте соблюдены уже упомянутые принципы Ле Корбюзье.
Еще одним характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны. Самый известный из таких — общежитие-коммуна текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве. Идея дома предполагала обобществление быта, создание жесткого распорядка дня студентов.
Другой известный пример — дом Наркомата финансов в Москве. Он интересен как пример дома «переходного типа» — от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов по стране было построено шесть.
Пожалуй, одна из самых узнаваемых построек в стиле конструктивизма в Москве — здание газеты «Известия». Оно проектировалось в 1921 году архитектором Григорием Бахтиным и отразило все самые передовые черты направления.
Наши дни
Остаются ли черты конструктивизма актуальными по сей день? Обращаются ли современные застройщики к опыту советских архитекторов, ставивших на первое место не декор и статусность, а функциональность? На эти вопросы MSK1.RU ответила Виктория Васильева, заместитель генерального директора девелоперской компании STONE.
— Философию конструктивизма, как мы знаем, отличают прогрессивность и человекоцентричный подход, когда внимание уделено человеку в пространстве и он же является мерилом и основой для создания новых форм, — отмечает Виктория. — Такая философия во многом перекликается с современным подходом: потребности человека, его образ жизни, его комфорт приобретают первостепенное значение. В 30-е годы прошлого века формировалась практика коллективного труда и отдыха. Клубы, библиотеки, территории для прогулок — всё это стало значимым для города и остается до сих пор.
Тогда же, по словам Виктории Васильевой, чтобы создать условия для трудовых подвигов, государство развивало массовую культуру здорового образа жизни. Сейчас забота о здоровье продолжает играть важную роль в жизни горожан, поэтому любой застройщик уделяет внимание организации площадок для занятий спортом.
Таким образом, многими чертами городской среды, которые кажутся нам сейчас само собой разумеющимися, мы обязаны именно периоду конструктивизма — двадцатым и тридцатым годам прошлого века.
Эстетика, которая вдохновляет
Конструктивизм со своей дисциплиной, строгостью и минимализмом, но также с заботой о комфорте человека повлиял не только на архитектуру. До сих пор эстетика этого стиля вдохновляет многих творческих людей. Не зря советские здания часто можно увидеть на обложках современных постпанк-альбомов и на футболках подростков.
Один из проектов, вдохновением для которого послужил конструктивизм, — серия фарфоровых кружек «Фрагменты» Федора Колпакова, участника лаборатории «Антихрупкость».
«Антихрупкость» — это уральский проект актуализации завода «Фарфор Сысерти». Проект стартовал в конце 2022 года с миссии вдохнуть новую жизнь в старый проблемный завод. В экспериментальную лабораторию пригласили современных художников, дизайнеров и керамистов для создания актуальных изделий из фарфора. В 2023 году лаборатория произвела более 200 прототипов. Одной из работ стала работа Федора Колпакова — серия фарфоровых кружек «Фрагменты».
— Проект вдохновлен Белой башней, построенной в Екатеринбурге в 1931 году, — объясняет Света Елисеева, менеджер проекта. — Эта водонапорная башня — памятник конструктивизма, который визуально опередил советские реалии. Она была чем-то инопланетным в середине промышленного уралмашевского района.
Паттерн Белой башни Федор Колпаков переосмыслил в графический узор, который олицетворяет собой стиль в целом (ленточное остекление, круглые окна, геометричность, минимализм).
Вдохновился автор и некоторыми московскими зданиями эпохи конструктивизма. Это Хлебозавод № 9, центр «Зотов», Московский планетарий, Музей транспорта Москвы (один из гаражей К. Мельникова), дом Наркомфина.
Кружки стали популярной идеей для корпоративных подарков: многие компании сочли важным посыл проекта актуализировать советское наследие в привычных нам предметах быта.
Ранее мы разбирались с экспертом, как в больших городах поступать с исторической застройкой — сносить или реставрировать? Также мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом и выяснили, что сносить хрущевки не обязательно, можно их модернизировать, сделав комфортным и современным жильем, как это происходит, например, в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».