Три новых мурала появились на стенах бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл» в столичном Лефортово. Арт-кластер украсили российские граффити-художники Миша Most, Алексея Лука и Сергей Овсейкин.
Здания завода «Кристалл» расположены на Самокатной улице и Золоторожской набережной. Больше 10 лет назад производство перенесли в Московскую область, а огромные площади фабрики — это более 70 тысяч м2 — пытаются освоить урбанисты, художники и застройщики.
Роботы, абстракция и бутылка водки
Художников, которые расписали здания «Кристалла», выбирали в ходе конкурса. В состав жюри вошли главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, телеведущий Андрей Малахов, директор «Никола-Ленивца» Юлия Бычкова и другие эксперты. Участники предложили 12 эскизных решений, из которых мы выбрали три монументальные росписи.
На входе в арт-кластер появился масштабный мурал художника Миши Most, который известен своими экспериментами с робототехникой. На стене теперь можно увидеть андроид, окруженный геометрическими фигурами.
Работа, по замыслу автора, показывает связь технологий и природы.
— Мне кажется, это очень классная история с развитием искусства в таких площадках, — сказал автор мурала Миша Most. — Artplay, Электрозавод, Гамма, Манометр — это целая сеть кластеров. И классно, что «Кристалл» в этой «восточной арт-тусовке» (культурные пространства находятся на востоке Москве. — Прим. ред.)
Второй мурал оформил стрит-художник Алексей Лука. Он часто обращается к абстрактной живописи и создает произведения в техниках коллажа. Такой стала и его работа в «Кристалле».
— Если пойти чуть-чуть налево, вы ее увидите. Хотя она всячески мимикрирует под окружающую среду, потому что Леша в целом работает так, чтобы не вторгаться в пространство, а гармонировать с архитектурой, которая уже в ней есть, — объяснила куратор проекта Сабина Чагина.
Роспись Сергея Овсейкина напоминает об прошлом завода: на мурале можно разглядеть разбросанные бутылки водки и стаканы. Стена разделена на прямоугольные участки, каждый из которых как бы приоткрывает дверь в одну из комнат.
Здесь смешались советская индустриальная эстетика и поп-арт в стиле Энди Уорхола.
— Работа Сергея отражает исторический контекст этого места — ликеро-водочного завода, — сказала Чагина. — По сути, это такой как бы разрез этого дома, на котором она изображена.
Новое арт-пространство
В 2022 году территория перешла в управление девелоперской компании Asterus. Сейчас здесь развивают культурное пространство «Кристалл 1901» в духе уже давно популярных проектов «Флакон», Artplay и Винзавод.
По словам гендиректора Asterus Каримы Нигматулиной, за последние два года на площадке «Кристалла» прошли 150 мероприятий, которые посетили более 80 тысяч москвичей.
— Скажу честно, где-то после нулевых я сюда приезжала несколько раз, здесь становилось это не по себе, — призналась куратор проекта, основательница Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабина Чагина. — Если на той стороне реки уже начиналось движение, разные кластеры открывались, то здесь была такая зона отчуждения. Когда мы сюда пришли создавать муралы, здесь уже постепенно, хаотично что-то появлялись росписи.
В этом смысле художники выполняют бесценную работу: дают обратную связь от городской среды, обозначая то место, где нужно что-то оживлять.
— Многие называют граффити вандализмом. Но кто же будет тогда эту обратную связь давать, показывая нам те места в городе, которые нуждаются в бережной реконструкции или сохранении?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».