Несколько лет власти обсуждали вопрос о строительстве межрелигиозного центра на несколько тысяч человек в Коммунарке. Местные раскритиковали проект еще в 2015 году на этапе обсуждения — им не понравилось, что в центре будут буддисты, иудеи и особенно мусульмане. Но стройка всё же началась.
Пустырь на месте второго «Москва-Сити»
Ближайшая к будущей мечети станция метро — одна из последних на юге красной ветки, «Ольховая». Пока ее в основном окружают пустырь либо дороги и парковки, заброшенные и действующие. До ближайшего жилого дома придется сделать внушительный крюк через территорию больницы, здание местной префектуры и котлован Троицкой линии метро.
Между будущей мечетью и «Ольховой» — полтора километра вдоль бульвара Мечникова. Пока здесь нет ни души, но, если верить планам властей, через время кругом будут многочисленные жилые высотки.
Застройщик «Самолет» планирует построить здесь многофункциональный комплекс с жильем и офисами, который называют вторым «Москва-Сити». Старт проекта назначен на 2025 год.
Предыстория
— Мы снова обратились в мэрию Москвы и попросили выделить нам пять участков. Скоро эти участки дадут. <…> Мы просим один из участков на 4–5 гектаров, чтобы можно было построить мечеть на 7 тысяч молящихся и резиденцию духовного управления.
В 2011 году с «Московскими новостями» такими планами делился Талгат Таджуддин— муфтий, который тогда возглавлял Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ). Это организация, которая соревнуется за лидерство с другим муфтиятом — Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ).
У ДУМ под управлением находятся несколько мечетей — соборная мечеть на проспекте Мира, историческая мечеть на Большой Татарской улице и мемориальная мечеть на Поклонной горе. У их конкурентов во главе с Таджуддином же не было ни одной.
Таджуддин неоднократно просил столичные власти выделить ему землю. Соратник Таджуддина и глава нового столичного муфтията Альбир Крганов в 2013 году рассказывал о стройке в Новой Москве так:
— В центре — мечеть размером 36 на 36 метров и вместимостью 5–6 тысяч человек. Здание спроектировано на постаменте, который является и цокольным этажом, где смогут разместиться верующие. Вокруг мечети — закрытый двор, окруженный разными вспомогательными зданиями… Всего под застройку планируется 3,7 гектара.
Площадь участка составит 5 гектаров. Эта территория смогла бы вместить несколько десятков тысяч верующих.
В 2015 году чиновники заявили, что будут строить не просто мечеть, а целый межрелигиозный центр. Правда, проект вскоре забуксовал — на публичных слушаниях жители Коммунарки выступили против строительства, а в самом муфтияте за несколько лет до этого произошел конфликт. Крганова исключили из организации «в связи с потерей доверия и многократными предупреждениями» и лишили сана муфтия.
Так, в 2016 году появилась еще одна духовная организация — Духовное собрание мусульман России (ДСМ РФ), основанное Кргановым, на тот момент членом общественной палаты РФ. Ей и предстоит управлять мечетью в Коммунарке.
Как будет выглядеть межрелигиозный центр рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. По его словам, площадь каждого здания центра была рассчитана на 2 тысячи квадратных метров (говорили о плане построить православный, мусульманский, буддийский и еврейский храмы), а общая площадь комплекса — 100 тысяч квадратных метров.
Проект то и дело менялся — раз в несколько лет в Сети появлялись планы строительства. Окончательный включает в себя не только религиозные центры, но и учебные учреждения для дошкольников, библиотеку и музей исламского искусства.
В мае этого года Крганов объявил о начале стройки, а в июне провел на территории будущей мечети праздничный намаз.
По итоговому плану мечеть в составе центра займет площадь в шесть гектаров и будет рассчитана на шесть тысяч молящихся. Ее назовут в честь первого муфтия России Мухамеджана Хусаинова, рассказали в Духовном собрании мусульман России.
Как выяснил MSK1.RU, в 2024 году на религиозный центр выделили больше 12 миллиардов рублей. Это следует из графика закупок, которые планирует департамент развития новых территорий Москвы. Сумму хотят выделить только на строительство новых дорог на территории центра, проведение сетей водо-, электро- или газоснабжения и прочего.
Мечеть в составе центра планируют построить в течение 5 лет. Об остальных объектах информации нет.
Юрта и буддистские флажки
Раньше дорога кончалась на перекрестке. Сейчас можно пройти дальше, притом путь в сторону кладбища перекрыт бетонными блоками, на которых баллончиком написали, что, собственно, в той стороне находится Сосенское кладбище.
Однополосная дорога, которую проложили специально для межрелигиозного центра, начинается со шлагбаума, который, судя по остаткам полиэтилена, еще не так активно используется.
В направлении от центра едет серия машин — то ли работы на сегодня закончились, то ли начальство приезжало на осмотр.
Спустя пару минут ходьбы справа от дороги начинается забор. В его начале из-за ограждений виднеется рамка из досок с натянутыми веревками. На веревки привязаны лоскуты разноцветной исписанной ткани. Это хии морин — священный флажок, в буддизме символизирующий жизненную энергию человека. По преданию, он может исполнять желания и приносить процветание.
Рядом — юрта. Это переносное жилище, покрытое войлоком. В общем, на этой территории будет буддистский храм.
Остальные участки для строительства разделены забором. На них, если попробовать подглядеть, пока почти ничего нет — строительный мусор, будка для рабочих и телега.
На фоне пустырей выделяется самая большая часть участка, выделенная для мечети.
Контекст
В прошлом году всю страну взбудоражил скандал, связанный со стройкой мечети возле Святого озера. Изначально пошел слух, что тут рядом с православным храмом появится мусульманский. После массовых выступлений местных жителей глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что мечеть в районе всё равно нужна, а мэр Москвы Собянин пошел на компромисс — пообещал построить ее в другом месте. Но и это не помогло — местные до сих пор протестуют против стройки.
Как рассказывал MSK1.RU учредитель мусульманского молельного дома в Котельниках Салават Ибатуллин, людей возмущало, что религиозное место якобы построят для мигрантов. Он возразил, что в России минимум 15% населения составляют мусульмане.
— Мы не приезжие. У нас тут и родители, и дети родились, — объяснял MSK1.RU председатель мусульманской общины.
Мусульманам в столице действительно не хватает места — достаточно посмотреть на фотографии двух главных праздников: Курбан и Ураза Байрам. Даже по пятницам Большую Татарскую улицу каждую неделю перекрывают из-за количества молящихся.
В июле прошлого года такая молитва переросла в стихийный протест — люди жаловались на рейды ОМОНа в мечети, в один из таких приходов силовики якобы распылили содержимое огнетушителя. Это не единственный случай — в июле прошлого года в подмосковной мечети в многоэтажке посреди молитвы люди в черной одежде (по словам очевидцев — силовики) распылили слезоточивый газ.
При трехмиллионном населении в Москве всего четыре мечети. В идеале святилища должны быть в каждом районе, заявил MSK1.RU член ДУМ Марат Хазрат Алимов. Это, как он говорит, нужно, чтобы создать комфортную среду для жителей города, значительная часть которых — мусульмане.
— Есть особенные регионы — Татарстан, Чечня, Ингушетия. Почему-то там представители славянских народов понимают, в каком регионе живут, и относятся спокойно. А в таких регионах, как Москва, у людей есть какие-то предубеждения. Конечно же мусульмане — это неотъемлемая часть России. Это 30 миллионов человек. До революции в России было около 20 тысяч мечетей, а сейчас около 8 тысяч.
У нас не должно быть средневековья, чтобы одним — всё, а другим — ничего.
По словам Алимова, какой бы организации не дали землю, если удастся вытянуть проект по деньгам, польза будет для всех мусульман.
— Не нужно нам мест в парках и зеленых зонах, как церквям выделяют. Пусть нас не будет ни видно, ни слышно, но пусть это будет. Сейчас арабы, которые приезжают к нам, видят, что мечетей — раз-два и обчелся.
Как рассказал член ДУМ, после скандала с мечетью в Косино-Ухтомском районе организации начали угрожать военные с фронта, чтобы те перенесли место стройки. Тогда мусульмане с фронта ответили, что и они готовы дать отпор противникам мечети.
— Есть те, кто собирает подписи против мечети. Жалуются в СК и прокуратуру. Отпустите ситуацию. Здесь не нужно ничего.
Я считаю, межрелигиозный центр — это замечательно. Люди будут ходить друг другу в гости, видеть друг друга. Экскурсии, подарки. Храм — это место притяжения.
«Куда от них денешься?»
На входе на территорию строительного участка повесили флаги, а ворота на въезде отделали пиками. Внутри — множество стройматериалов, будка на входе, каркас для какого-то здания и большой двухэтажный дом со скошенной крышей.
Из-за ограждения периодически мелькают головы рабочих, еще несколько человек стоят за территорией стройки.
— Тут будут мечеть, буддистский храм, синагога. Строить долго, сроки пока неизвестны. Это же не дом строить у себя на даче, — рассказывает рабочий.
Дальше стройка заканчивается — есть небольшая протоптанная дорога до реки Малая Сосенка. Там отдыхает пара пенсионеров. Они рассказали, что купаться в реке нельзя, но за определенную плату можно рыбачить. По словам местных, здесь уже лет десять — пустырь, говорили о мечети, но до дела так и не дошло.
— Если построят с любовью, то почему бы и нет?
— Люди жалуются, что будет слишком много мусульман. Вы не согласны?
— Их и так очень много. Куда от них денешься?
«Мигрантов столько, что они перестают ассимилироваться»
— Если вы спросите в правительстве Москвы по поводу обсуждения проекта с жителями, они вам скажут, что в 2015 году были публичные слушания в проекте «Планировки». Проект был принят, и всё в таком духе. Вы же знаете, как в Москве проходит проект планировки.
Об этом MSK1.RU рассказал экс-глава поселения Сосенское Кирилл Бармашев. По его словам, жители в основном относятся к идее негативно — акцент властей идет на то, что строиться будет мечеть, а недоумевающим местным ничего не объяснили. Да и в целом информации мало — о новостях по поводу стройки люди узнают только из заявлений муфтията, ответственного за стройку.
По словам Бармашева, замалчивание привело к тому, что до сих пор неизвестно, будет ли на этой территории православный храм. Хотя муфтият и выложил рендер мечети, в Московской архитектуре в ответе на официальный запрос бывшего главы поселения ушли от однозначного «да» или «нет».
Еще одна проблема проекта центра — отсутствие парковок. Ставить ее там негде — вокруг идет техническая зона газопровода вдоль Калужского шоссе, а с другой стороны — пруд.
— Я ни за, ни против, — высказался Бармашев. — Объективная необходимость в мечети есть. Другое дело, как это делается. Во-первых, размещение центра не продумано с точки зрения территории. У нас и так идет огромная миграционная нагрузка из-за «Фудсити» (продуктовый рынок на Калужском шоссе. — Прим. ред.). Мигрантов столько, что они перестают ассимилироваться. Начинается формирование национальных кластеров. Мечеть сработает как точка притяжения, чтобы этот процесс шел еще сильнее.
По словам Бармашева, местным стройка не нравится, но такого протестного потенциала, как в Косино-Ухтомском, у Коммунарки нет. Основное недовольство вызывает не столько само строительство, сколько общая усталость от мигрантов.
«Они по ночам толпами ходят»
В 20 минутах ходьбы от «Ольховой» начинаются первые жилые дома. Судя по беглому опросу местных, они относятся к межрелигиозному центру скептично. Как и говорил Бармашев, в первую очередь они думают не о единстве религий, а об огромной мечети.
— Мы против этого строительства, — говорит мама с детьми. — Посмотрите хотя бы на детскую площадку, здесь и так десятки мусульман. Страшно ведь. Они по ночам толпами ходят.
— Были какие-то инциденты?
— Нет, но всё равно страшно.
Еще один местный упомянул все тот же «Фудсити». По словам мужчины, из-за него мусульман в окрестностях и так много.
— Лучше бы, конечно, построили отдельно, подальше от жилых кварталов — закончил мысль мужчина.
— Мы против. Люди будут ошиваться здесь, а нам и так приезжих хватает, — поддержала его следующая опрошенная жительница.
По пути от метро к межрелигиозному центру мужчина на велосипеде поинтересовался у меня, можно ли купаться на пруду. Разговорились. Его зовут Сергей Егорович, он пенсионер, живет в ЖК «Скандинавия» в поселении Сосенское, это примерно в 20 минутах езды от «Ольховой».
— У нас в доме на первом этаже открыт неофициальный религиозный центр, — рассказывает Сергей Егорович. — Отдали под это дело просто нежилое помещение. Люди возмущаются, потому что туда то и дело приходят толпы бородатых людей. Чего они там делают? Они получили какое-то разрешение, но в целом они прячутся.
По его словам, в случае с межрелигиозным центром ситуация другая — тут люди будут идти от метро по пустырю, а не через жилые дома.
— Наверное, русским людям не очень приятно, что здесь будет так много мусульман, — говорит пенсионер. — Но я считаю, что раз уж мы живем в многоконфессиональной стране, то это меньшее зло. Надо делать что-то для людей, а то они всё равно будут селиться в частные дома, и тогда некомфортно будет всем.
Ранее мы писали о том, что в подмосковной Яхроме произошел конфликт из-за колокольного звона. Верующие пишут заявления в полицию на тех, кто хочет тишины.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».