Понедельник. Павелецкий вокзал. Люди спешат по своим будничным делам: на работу, учебу, на электричку, в метро. Они проносятся по привычному маршруту, не замечая стойки с листовками, где белыми буквами написано: «Что такое ВИЧ?». Лишь единицы подходят к волонтерам и спрашивают, что это за брошюры.
Этажом выше, в зале ожидания, сидят несколько десятков скучающих пассажиров. Они ждут своих поездов — в Тамбов, Самару, Волгоград. Здесь и военные с сумками наперевес, и бабушки, везущие закрутки внукам, и молодежь, уезжающая из мегаполиса в отпуск в родной город. Люди изредка отрываются от экранов своих телефонов и говорят друг с другом. Никто из них не думает, что такое ВИЧ. Пока разговор об этом не пойдет с импровизированной сцены.
2 декабря в зале ожидания Павелецкого вокзала слово взяли активисты и врачи. Они говорили о том, почему так важно знать о ВИЧ-инфекции, как передается вирус и что делать, чтобы остановить его распространение. Пассажиры же стали участниками дискуссии.
Эту акцию ко Дню борьбы со СПИДом организовали Фонд «Шаги» и РЖД Медицина. В ее рамках посетители вокзала могли узнать больше о вирусе иммунодефицита человека, а также узнать свой ВИЧ-статус. Для этого в здании работали два пункта тестирования.
MSK1.RU побывал на акции и узнал, насколько жители и гости столицы осведомлены об инфекции и почему проверить свой ВИЧ-статус в этот день решились всего 30 человек. Подробности — в нашем репортаже.
«Молодежи донесли»
— Российская статистика говорит о том, что у нас снизилась пораженность ВИЧ-инфекцией примерно на 30%. В этом году у нас 54 тысячи [новых случаев заражения ВИЧ] выявлены по всей стране. Из региона в регион цифры разные. Самые красные регионы — это Кемеровская, Свердловская области — в основном, Урал и юг Сибири, — рассказывает председатель фонда по профилактике социально-значимых заболеваний «Шаги» Игорь Пчелин.
По его словам, подсчитать число ВИЧ-инфицированных жителей Москвы трудно, поскольку в столице есть также много приезжих и мигрирующих. Они не учитываются при подсчете статистики.
Точно известно одно: чаще всего вирусом иммунодефицита человека заражаются люди в возрасте от 30 до 45 лет. У молодежи инфекцию выявляют реже, отметил Пчелин.
— У нас молодежь менее пораженная, и это работа многих лет. Молодежи донесли. Какая группа у нас сейчас наиболее уязвима? Это дети 90-х, это люди 30+. Казалось бы, это взрослые люди, это не молодежь, которые ведут активный образ жизни. Но среди взрослого населения 30−45 лет второй-третий год уже идет пик, — отмечает председатель фонда.
И пока эксперты обсуждают, что нужно сделать, чтобы остановить распространение инфекции, небольшая семья в зале ожидания достает из пакета бургеры и мешает ложкой кофе. А мимо проходит девушка, которая радостно кричит в телефон: «Я купила себе семечки!». На спикеров она даже не оборачивается.
В перерыве волонтер фонда предлагает ожидающим заполнить анкеты. Люди отрицательно машут головами. Но с мест не уходят, и всё чаще смотрят в сторону сцены.
«Я не брезгливая, но какие-то меры предосторожности всё-таки принимаю»
Одной из тех, кто останавливается у стойки информации и заполняет анкету, стала Елена (имя изменено. — Прим. ред.) из Подольска. На вид ей около 40, глаза едва проглядывают из-под длинной челки. Она ставит рядом сумку-тележку, берет несколько листовок, а затем направляется в ларек покупать журналы с кроссвордами.
— Вы знаете, у меня есть несколько знакомых с этой болезнью, — отвечает Елена на вопрос, почему решила заполнить анкету. — Порой мы общаемся, они могут чихать. Ну, ВИЧ же так не передается, да? Жарим шашлыки — у каждого своя посуда, свой полотенчик, всё свое. И, насколько я знаю, у некоторых из них даже здоровые дети рождаются при приеме препаратов. И как бы я не брезгливая, но какие-то меры предосторожности всё-таки принимаю.
От Елены сильно пахнет перегаром. Она делает довольно большие паузы, пытаясь подобрать нужные слова.
— У меня этой болезни нету, но у меня тоже свое полотенце, свои прокладки… Я могу с женщиной поделиться, если у меня есть прокладка. Необязательно мне ее отдавать. Они такие же люди, как и мы. И не факт, что они наркоманы или кто-то там. Обычные люди — живут, работают, учатся, — объясняет женщина.
Если они болеют, смотрят [за этим], принимают противовирусные препараты, я таких людей откидывать не буду. Я, например, с ними буду общаться.
Елена говорит, что сама сдает тест на ВИЧ каждые полгода. К этому ее обязывает профессия — женщина работает хирургом.
Таких, как Елена, на вокзале много. Они вроде бы знают, что такое вирус иммунодефицита и что ВИЧ-инфицированные, которые принимают терапию, неопасны. Но делить с ними чашку и другие бытовые вещи часто не готовы.
Встречаются и те, кто говорить о ВИЧ не хочет. То ли потому что действительно не верит в его существование, то ли из-за табуированности темы.
— Вирус, он разве существует? — ухмыляясь, переспрашивает один из прохожих. Он отказывается отвечать на другие вопросы и быстро уходит.
Тест за 10 минут
Сдать экспресс-тест на ВИЧ можно было сразу в двух местах: в медпункте и микроавтобусе, припаркованным за зданием. Анализ занимает не больше 10 минут. Кровь берут из пальца. Ее капают на тест-картридж. Затем капают физраствор, и остается ждать результата. Одна полоска — отрицательный, две — положительный.
Тест на ВИЧ сдается анонимно. У посетителей не просят ни полиса, ни паспорта. Вместо личных данных врач записывает специальный код, который складывается из букв имени и цифр из даты рождения.
Иногда результат экспресс-теста может быть ложноположительным. Поэтому человека отправляют на повторный анализ, который окончательно подтвердит его статус. Если ВИЧ подтверждается, пациента передают в руки врачей и равных консультантов, чтобы объяснить, что диагноз — не приговор и сегодня с ним можно жить долго и счастливо. Затем человека направляют на более обширное обследование.
— Сейчас по рекомендации при ВИЧ-инфекции терапия назначается сразу. У человека выявили ВИЧ-инфекцию, у него хороший иммунитет, у него есть вирусная нагрузка, ему назначена терапия. Вирусная нагрузка подавилась — он живет долго и счастливо. Задача врача — объяснить, куда ему идти и где он может получить помощь, — рассказывает MSK1.RU врач-инфекционист Клиники инфекционных заболеваний Александр Андреев.
Когда человек принимает терапию, вирусная нагрузка на его организм снижается и постепенно достигает нуля. ВИЧ-инфицированный не может передать вирус дальше, его иммунитет восстанавливается, и пациент чувствует себя хорошо. Это возможно и в случае, если человек уже достиг тяжелой стадии.
— Мы знаем, что там еще есть маленький побег, который может дать какой-нибудь росток. И мы стараемся этот побег подкармливать, ухаживать за ним. Человек буквально за два года оживает, набирает вес, и всё хорошо. У него постепенно восстанавливаются все клеточки, — описывает процесс Андреев.
«Я знала человека, который умер от СПИДа»
Всего тест на ВИЧ в этот день сдали 30 человек. Около 15:00 у вокзального медпункта выстроилась молодежь. Одна из них — 19-летняя Маша (имя изменено. — Прим. ред.).
— Я решила просто проверить свое здоровье, потом пойду всякие другие тесты делать. Тест на ВИЧ я сдаю в первый раз, но у меня нет какой-то активной половой жизни… Тогда бы я, наверное, регулярно сдавала, — рассказала она MSK1.RU.
О существовании инфекции Маша узнала в средней школе. Детям поведали о вирусе ко Дню борьбы со СПИДом.
— Я, возможно, ради интереса почитала, что это такое, как это передается. Подростковое любопытство. Но мне кажется, об этом недостаточно говорят. Я сейчас пообщалась с сотрудницей, она сказала, что обычно тест на ВИЧ входит в плановую диспансеризацию. Я, допустим, проходила диспансеризацию летом, и ничего такого не сдавала. Было удивительно слушать. Ну, может быть, сдавала, просто я не читала, — объясняет она.
Следом к медпункту подходит Виктория (имя изменено. — Прим. ред.). На вид она старше Маши и совсем не стесняется поделиться своей историей.
— Я знала одного человека, который умер от СПИДа. Он был другом семьи. Видела, как он угасал. Не знаю точно, почему так произошло, я была маленькая. Но это мне врезалось в память, и я как-то спросила у мамы, что с ним случилось. Она рассказала про ВИЧ. С тех пор я каждый год стараюсь проверяться.
«Наркоманы больше болеют, естественно»
На вокзал прибывают поезда, и люди в зале ожидания постепенно сменяются на других. Кто-то даже пересаживается поближе к сцене, чтобы лучше слышать дискуссию.
— Левым ухом слышал, что говорили про СПИД, но без подробностей. Я вообще не знаком с этой темой, — честно отвечает 53-летний мужчина из Самары.
— Вы сдавали когда-нибудь тест на ВИЧ? — спрашивает корреспондент MSK1.RU.
— Нет.
— А среди ваших знакомых нет людей с таким диагнозом?
— Бог миловал.
— Вы знаете, как передается эта болезнь?
— Половым путем. Но оральным, вроде сейчас сказали, нет.
— Вам кажется, что эта болезнь распространена среди неблагополучных людей?
Мне кажется, благополучные или неблагополучные, это большой роли не играет, нет? Не, ну наркоманы больше болеют, естественно. Я так думаю, может, я ошибаюсь. А вы как думаете, кто больше болеет? Мне вот интересно: я буду знать, что я болен? Или только надо кровь сдавать?
Кажется, что разговор про ВИЧ пробудил в мужчине интерес. Спустя еще несколько вопросов про инфекцию, он просит поблагодарить организаторов.
— Хорошее дело делают. Как бы люди заняты не были своими мыслями, всё равно слышат. Как я. Молодцы. Так хочется обнять их! И пожать руки.
Благотворительный фонд «Шаги» — некоммерческая организация, помогающая людям, затронутым ВИЧ-инфекцией и другими социально значимыми заболеваниями. Своей миссией фонд считает противодействие и профилактику распространения ВИЧ. «Шаги» оказывают психологическую и консультационную помощь, а также юридическую поддержку наиболее уязвимых к инфекции групп населения. Работает организация с 2004 года.
Ранее мы публиковали историю Гоши Малофеева — блогера, который заразился ВИЧ в 17 лет, за несколько месяцев до школьного выпускного и экзаменов. Тогда юноша не понимал, что делать дальше и будет ли он жить в принципе. А сейчас москвич открыто говорит о своем статусе и борется со стигматизацией заболевания.
Читайте также истории людей, заразившихся ВИЧ после секса. А вот здесь — рассказы мигрантов, которых выдворяют из России из-за своего диагноза.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».