Москвичи, столкнувшиеся с онкологией, говорят о том, что не могут попасть на прием к врачам. Корреспондент MSK1.RU опросил пациентов городских онкологических клиник и больниц: они рассказали о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться, чтобы добиться осмотра медиков.
Невозможно увидеться с врачом
Вот, например, что рассказывает о своем опыте Екатерина (имя изменено), которая сейчас проходит лечение от лимфомы в одной из городских больниц. По ее словам, она 2 месяца не могла попасть на прием к врачу, который должен был выдать ей направление на госпитализацию. Всё это время болезнь прогрессировала, состояние Екатерины ухудшалось с каждым днем.
— Я не могла попасть к районному гематологу. Он должен был поставить точный диагноз, и отправить меня на лечение в больницу. А я не могла к нему записаться, и это дело затянулось на 2 месяца. У него не было свободного времени в расписании. Ни разу за всё это время. Я не знала, что делать, я долго не проходила никакого лечения. Просто упустила время. Мое состояние ухудшалось. Через 2 месяца я все-таки попала к нему, и он меня направил в 81-ю больницу. Анализы у меня были ужасные к тому моменту. Мой врач, когда мы их обсуждали, советовала начать решать юридические моменты. В смысле, решить вопрос с наследством.
«Медики меня уже похоронили, а у меня не было сил возмущаться. Ситуация, в общем, очень тяжелая была»
Владимир страдает от рака легкого. Ему повезло: его болезнь быстро диагностировали, и Владимира отправили на лечение в больницу, где ему удалили опухоль. Проблемы начались после, когда он встал на учет в поликлиническое отделение 62-й больницы.
— Первый раз, когда я там оказался, мне сразу дали талон, я без проблем пришел на прием к своему врачу, всё было хорошо. Но потом записаться к лечащему врачу оказалось невозможно. Я открываю ЕМИАС, пытаюсь записаться, и мне постоянно пишет: «Нет интервалов». Я ни разу не видел, чтоб у него были интервалы.
«Я прихожу и болтаюсь под дверью час-два в надежде на то, чтоб у него появилось какое-нибудь окно между больными, которые имеют талоны»
— И таких, как я, много. Порой нужно сдавать анализы, много анализов. Это всё происходит очень долго, начинаешь психовать, поскольку моя болячка не терпит времени. И попасть на обследование, например, на компьютерную томографию — сложно. Тебе дают направление, но ближайшая запись у них всегда оказывается через 2–3 недели. Ожидание в моей ситуации дается очень нелегко. Поэтому мне тысяч 40 потребовалось, чтобы я быстро сделал эти томографии. Одно обследование — где-то 10 тысяч рублей. Так что всегда есть проблема своевременно попасть к врачу, и ее никто не решает. Есть еще проблема: полностью пройти этот путь платным способом не получится. Всё равно нужно приходить к своему лечащему врачу, постоянно наблюдаться у него. То есть мыкаться у его кабинета пару часов в надежде на то, что он примет.
У мужа Нелли неоперабельный рак простаты четвертой степени. Жене бедолаги приходится со слезами и мольбами добиваться приема лечащего врача. Как и всем остальным пациентам.
— Нам очень сложно добиться даже того, чтоб увидеть врача. О каком лечении речь? Врачей не хватает. Говорят, что они все к черту увольняются. По 2–3 недели ни к какому врачу записи нет. Всё, невозможно записаться через портал. Мы идем в поликлинику: просим, умоляем, чтоб нас приняли. Врачи стоят у кабинетов, разгоняют толпу: «Извините, у меня время кончилось, не могу принять!». Всё равно им спасибо, что иногда принимают. Я за это им благодарна, что идут на встречу. Больных очень много, все тоже жалуются на то, что записаться нельзя. Больным тяжело и врачам тяжело.
— Расскажите про само лечение?
— Ему химию начали делать. Он прошел четыре курса химиотерапии, но ПСА (Простатический специфический антиген — это белок, вырабатываемый нормальными и опухолевыми клетками выводных протоков простаты. — Прим. ред.) стал расти. Поэтому химиотерапию прекратили делать. Нам сказали, что больше лечения не будет. Мы не знаем, как нам быть, — у Нелли дрожит голос. — Единственное, что ему делают, это гормональный укол раз в месяц. Отправили стеклышки (гистологический блок с биологическим материалом. — Прим. ред.) в лабораторию. Нам сказали, что есть какой-то новый метод лечения. По результатам анализов они решат, применять ли этот способ или нет. Ждем результатов уже 2 месяца. Каждый день я прихожу сюда, спрашиваю: пришли ли данные или нет. Вылавливаю лечащего врача, чтобы спросить, как нам быть дальше и что с анализами. Не умирать же, правильно? Человек же еще более-менее! Всё еще в состоянии ходить…
В общем, картина одна и та же. Пациенты не могут записаться к врачам, потому что их расписание забито на недели вперед. Часто в онкологических поликлиниках на прием к одному врачу выстраиваются два ряда людей: одни приходят по записи, другие выстраивают живую очередь. Из-за этого приема можно ждать часами. И в итоге не дождаться, потому что у врача кончается смена. Есть другой выход: обращаться в частные клиники, чтобы проконсультироваться со специалистом и сдать там все необходимые анализы. Но этот вариант стоит немалых денег.
А что говорят сами медики? Врач-онколог из уже упомянутой 62-й поликлиники прокомментировала ситуацию в столичных онкологических медучреждениях.
— У нас действительно очень много людей, да, им трудно к нам попасть. Нас, врачей, мало. Категорически не хватает. Люди выстраиваются в гигантские очереди, жалуются, но мы не можем принять всех, у нас нет людей, чтобы принять всех. И такое по всей Москве. Но, если сравнивать, то я знаю, что даже в Подмосковье ситуация гораздо хуже, чем у нас. Страшно представить, что происходит в регионах. В Москве совсем другой уровень.
Москва отстает от регионов?
Так пациенты с тяжелейшими заболеваниями оказываются без присмотра своих лечащих врачей. Кажется, что перечисленные случаи единичны. Но на самом деле Москва действительно находится далеко не на первом месте по оказанию медицинской помощи больным раком в стране. Фонд «Нужна помощь» подготовил рейтинг регионов по оказанию онкологической помощи. Судя по нему, самая благополучная ситуация в этой сфере сложилась в Калужской области, Камчатском крае, Красноярском крае, Мурманской области, Самарской области, Санкт-Петербурге и Сахалинской области. Москвы в топе нет. По затратам на одного пациента Москва тоже не в лидерах: она находится только на 4-м месте после Ямало-Ненецкого автономного округа, Якутии и Сахалинской области.
Как власти пытаются исправить ситуацию с онкопомощью
Анастасия Ракова на днях заявила (https://www.mos.ru/news/item/108705073/), что переход к системе здравоохранения, сфокусированной на пациенте, — это приоритет правительства Москвы. «Акцент смещается с объема предоставляемых услуг на конечные результаты, достигнутые в ходе лечения», — сказала заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. И первым направлением, куда внедряется такой подход, станет онкология. Ракова также сказала, что люди, которым ставят этот диагноз, должны иметь четкий, прозрачный алгоритм действий: куда идти, что делать и как получить необходимое лечение. К счастью, правительство об этом задумалось всерьез, потому что сейчас, по словам пациентов, ситуация с онкологической помощью в столице ужасна.
В московском Депздраве MSK1.RU также сообщили, что в столице делается всё возможное для того, чтоб улучшить качество лечения в поликлиниках и больницах.
— В рамках реализации «Нового стандарта онкологической помощи» в Москве все этапы оказания специализированной помощи — обследование, лечение и диспансерное наблюдение пациентов — осуществляются в структуре одной медицинской организации, что позволяет сократить время постановки диагноза, повысить его точность и быстрее начать лечение. На базе крупнейших городских стационаров открыто шесть многопрофильных онкологических центров (клиника, патоморфологическая лаборатория, центры амбулаторной онкологической помощи) с полным спектром клинических возможностей: диагностикой, хирургическим лечением, лекарственной терапией, диспансерным наблюдением. За каждым центром закреплено население одного или двух административных округов Москвы. Сейчас возможности столицы по проведению всех видов исследований, необходимых для постановки правильного диагноза и подбора эффективной тактики лечения, выросли в 1,5 раза.
К этому стандарту вводится «Клиентский путь», анонсированный Раковой, цель которого — своевременное, качественное и непрерывное лечение пациента.
— Клиентский путь — четкий подробный алгоритм для маршрутизации пациентов с подозрением на злокачественные новообразования с описанием перечня обязательных и опциональных исследований, целевыми сроками их выполнения. По каждому клиентскому пути определено максимальное количество приемов врачей и время прохождения каждого этапа (верификация диагноза, своевременность начала и окончания лечения, эффективное диспансерное наблюдение). Также с августа 2021 года был запущен проект по раннему выявлению и профилактике колоректального рака и рака желудка. На базе ГКБ им. С. П. Боткина создан современный эндоскопический центр, оснащенный самым высококачественным оборудованием экспертного класса. В октябре 2021 года открылся еще один центр в ГКБ им. В. М. Буянова. В феврале 2022 года на базе ММКЦ «Коммунарка» открылся третий эндоскопический центр в городе Москве. Эндоскопические исследования проводятся пациентам из групп риска (диспансерные группы с предопухолевыми заболеваниями, генетические и семейные риски, возраст) в комфортных условиях под мягкой седацией, — сказали нам в Депздраве.
Что еще почитать
Помимо пациентов, жалобы поступают также от медицинских работников. Так водители машин скорой помощи обратились к президенту «Конфедерации труда России» с жалобой на очень низкие зарплаты. Они зарабатывают 104 рубля в час. Корреспондент MSK1.RU поговорил с сотрудниками СМП Москвы — им приходится работать каждый день без выходных, брать дополнительные смены, а также искать дополнительные источники заработка, чтобы прокормить свои семьи.