В редакцию MSK1.RU обратилась Татьяна В. (имя изменено) — москвичка, которая уже год пытается добиться медицинской помощи. Ее мучают боли во всей левой части тела, которые появились после самолечения зуба при помощи горячей воды. Однако врачи не могут поставить женщине никакой другой диагноз, кроме душевного заболевания.
Татьяна уверена, что ее болезнь еще не изучена, поэтому никто и не может ее вылечить. Мы попытались разобраться в этой непростой истории.
Лечение зуба
Тяжелая болезнь, от которой 46-летняя Татьяна чувствует себя с каждым днем всё хуже, возникла после лечения у стоматолога, рассказывает женщина. Ее беспокоил зуб — оказалось, под ним возникла киста. Врачи удалили новообразование, но боли остались. Татьяна еще несколько раз перелечивала зуб, но тщетно — ничего не помогало.
Спустя время боли прекратились, но, по словам москвички, в том самом месте, где находилась киста, появилась сухость. Женщина забеспокоилась еще больше и решила избавиться от проблемы самостоятельно, «выдавив зуб водой».
«Я не знаю, откуда у меня мысль такая появилась: выдавить водой зуб, который уже с пломбой, с каналом»
По словам Татьяны, делала она это следующим образом: набирала в рот горячую воду, держала несколько минут, выплевывала, затем набирала снова. Такие махинации она повторяла до тех пор, пока не появились странные ощущения в теле.
— Я почувствовала, как у меня из ног в левую часть тела вытягивается какая-то жидкость. Я не поняла сначала, а потом почувствовала удушье, еще и живот надулся. Я испугалась и перестала греть зуб, — рассказывает она.
После такого самолечения, говорит Татьяна, у нее началась одышка, боли в сердце и во всей левой части тела, а лицо перекосило к больному зубу. Кроме того, у москвички тянет ноги — она не может нормально передвигаться, поэтому перестала выходить на улицу. А недавно у нее начались проблемы с пищеварением.
Вызвала скорую, а попала в психбольницу
Испугавшись непонятных симптомов, Татьяна выпила супрастин и валидол и пошла спать. Но ночью у нее случился сильный приступ — вызвали скорую. Врачи выслушали жалобы и спросили, не слышит ли женщина какие-либо голоса.
— Я говорю: «Ну да, слышу голоса». Они спросили, хочу ли я себя убить. Я ответила, что, наверное, могла бы, потому что боли были невыносимые. И меня забрали в психиатрическую больницу, — вспоминает москвичка.
Там Татьяна провела около месяца. По ее словам, врачи ничего не нашли и отпустили ее домой, но спустя две недели она попала в клинику снова. Женщина связывала непонятные боли с сердцем, но результаты УЗИ показали, что никаких патологий нет. А потом врачи поставили диагноз шизофрения параноидная (тип шизофрении, характеризующийся доминированием галлюцинаций или бреда) и дали вторую группу инвалидности (протокол заседания врачебной комиссии имеется в распоряжении редакции).
— Психологи говорят, что это шизофрения, поэтому у меня одышка, ноги скручивает. Галлюцинаций у меня никаких нет, я ничего себе не фантазирую. Но если бы я психом была, я бы с ума сходила, наверное? — негодует москвичка.
Татьяне назначили антидепрессанты и направили на наблюдение в ПНД (психоневрологический диспансер). Ее предупредили, что шизофрения — болезнь неизлечимая, но с помощью терапии пациентку смогут вывести в ремиссию. Но женщина в свой диагноз не верит, тем более что таблетки ей не помогают.
«Я пила их год, не помогло. Мне предложили другие, но я отказалась: какой смысл? Год их пить, и ничего не проходит»
Москвичка говорит, что от медикаментов ей становится только хуже. Например, недавно от приема глицина (успокоительное средство) у нее упало давление и пропали все силы. При этом Татьяна признаёт, что раньше ее состояние ухудшалось не так скоротечно, как сейчас.
Согласно действующим рекомендациям, достаточным считается эффект антидепрессанта более 50% в течение 3–4 недель. Однако по статистике 30–50% пациентов не получают такого эффекта от первично выписанного препарата. Тогда больным рекомендуют нарастить дозу до максимальной либо сменить антидепрессант на другой препарат того же фармакологического класса.
Неизученная болезнь
Татьяна утверждает, что полосканиями рта горячей водой высушила себе некую жизненно важную жидкость, которая не восполняется, а врачи не могут поставить диагноз, потому что этот анатомический элемент еще не изучен.
— Я склоняюсь к тому, что это просто какой-то неизученный факт, и я просто умру, и всё. Какая-то жидкость могла выйти, я просто высушила все сосуды изнутри, и они не восполняются ничем, — объясняет она.
В ответ врачи разводят руками: они говорят, Татьяна не могла высушить никакую жидкость, а приступы удушья, которые возникают у москвички, — панические атаки. Женщина уже начала писать разным профессорам и онкологам. Они тоже не знают, чем помочь.
Между тем Татьяне становится всё хуже: ей душит шею, стягивает всё внутри, сдавливает сердце, лицо покрылось прыщами. На левой стороне щитовидки появился узел, а левый глаз стал очень вдавленным и высушенным, упало зрение. Беспокоит и экзема под грудью, которая не проходит уже год.
«Левая часть как будто заглатывает правую. Внутри левого плеча сосуды так сдавливает, что я просто не могу дышать»
При этом Татьяна не может сходить ко врачу: не хватает сил доехать до поликлиники, а вызвать врача на дом слишком дорого. Медиков скорой помощи вызывать нет смысла: они ей не верят.
— Они думают, что я психованная, это психологическая проблема. А мне мой лечащий врач говорит: «Не звони в скорую, тебя могут вообще на всю жизнь закрыть в психушке», — рассказывает москвичка.
Татьяне даже пришлось уйти с работы: идти куда-то, дальше магазина, она боится.
— Мне жить как, я не понимаю? Мне нужно вылечиться или понять, что со мной. А как мне жить, если мне плохо, я умираю. Каждый день без слез не могу вообще, — с дрожащим голосом спрашивает женщина.
Ответ медика
Корреспондент MSK1.RU обсудила ситуацию Татьяны с врачом-психиатром, действительным членом Российской академии медико-технических наук Александром Теслером. Выслушав историю болезни, доктор пришел к выводу, что Татьяна столкнулась с обострением шизофрении.
— При обострении шизофрении человек может вести себя неадекватно. То, что озвучила Татьяна, — это неадекватная история. Как можно вылечить зуб путем вливания или выдавливания водой? Нет таких методик для лечения, — сказал Теслер.
По словам психиатра, пациенты с шизофренией проходят через обострение 1–2 раза в году, если не наблюдаются у врача или не принимают терапию. Когда человек следует рекомендациям специалиста, то может воспитывать детей, продуктивно работать и даже защищать кандидатские.
Кроме того, Теслер отметил, что Татьяна действительно может испытывать боли и неприятные ощущения в теле, поскольку страдает ипохондрическим синдромом — излишней фиксацией на своем самочувствии.
— При таком синдроме люди могут испытывать всевозможные симптомы психосоматической направленности, хотя особого повода для телесного недомогания нет. Но я всё-таки склоняюсь к тому, что физическое недомогание вызвано душевными проблемами, — объяснил он.
Способы лечения
Теслер подчеркнул, что у шизофрении есть разные формы и в каждом конкретном случае врач подбирает индивидуальную тактику лечения. Согласно стандартам медицинской помощи, пациента сначала обследуют, затем, в зависимости от результатов и жалоб человека выставляют диагноз и назначают адекватную терапию.
В столичном депздраве MSK1.RU также уточнили, что психиатрическая медицинская помощь оказывается при добровольном обращении пациента и при наличии его добровольного согласия (за исключением случаев необходимости терапии по решению суда). Иногда пациента могут отправить на диспансерное наблюдение (периодическое обследование состояния здоровья).
Если же пациент отказывается от назначенных препаратов, то возможны частые рецидивы и ухудшение качества жизни. Тогда медики стараются подобрать другую медикаментозную терапию, а также проводят психообразовательные беседы c привлечением родственников.
— Тем не менее, если пациент категорически отказывается принимать лекарства, благодаря диспансерному наблюдению врачи продолжают следить за состоянием пациента, приглашая в психоневрологический диспансер на консультации, беседы и осмотры, а также проводят осмотры пациента на дому, — добавили в департаменте.
Ранее MSK1.RU писал о москвичке, которая страдает от сильных болей и уже 20 лет пытается узнать свой диагноз. Врачи не могут определить ее болезнь и предполагают, что девушка болеет ипохондрией. Также мы публиковали историю 16-летней девочки, которая умерла от саркомы. Врачи долгие годы не могли сначала диагностировать, а затем остановить болезнь. Ей прописывали мази, говорили, что это нервное или разрыв мышцы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».