В последние годы в Москве активно проводится реорганизация системы социальной защиты населения. Эти преобразования вызывают много нареканий со стороны горожан, поскольку на практике часто приводят к снижению качества и доступности социальных услуг. Раньше в столице было 36 центров социального обслуживания населения, где граждане пожилого возраста, инвалиды, многодетные и другие категории граждан могли получить необходимую социальную помощь. В январе 2024 года эти учреждения были закрыты и реорганизованы. Вместо них было создано несколько ГБУ по всем направлениям работы центров.
MSK1.RU поговорил с москвичами, чтобы выяснить, как изменилась их жизнь после реорганизации и как изменения повлияли на качество предоставляемых услуг.
Оптимизация продолжается
Главной целью реорганизации была минимизация расходов путем сокращения персонала и административных затрат, считает экс муниципальный депутат Некрасовки города Москвы, активист инициативной группы жителей «Совесть Некрасовки» Дмитрий Шувалов.
— Главная, на мой взгляд, задача — это минимизация расходов. Раньше на всю Москву было 36 ЦСО, они были распределены территориально. Теперь вместо них организовано порядка пяти юридических лиц, и у каждого из них своя функция. То есть они перешли с территориального деления на функциональное распределение, — рассказал мужчина.
Он добавил, что информация о реорганизации центров замалчивалась.
— Когда эта реорганизация началась, никто никому ничего не сообщал, никаких документов или новостей на сайте департамента социальной защиты населения размещено не было. И только потом, уже в конце декабря 2023 года, начали какую-то информацию публиковать. До этого вообще никто (ни сотрудники ГБУ, ни инвалиды с пожилыми людьми) не знали, в чем будет заключаться реорганизация, — отметил он.
Новая система деления оказалась совершенно неудобной, отметила Ирина, мама инвалида-колясочника. Раньше в их районе был ЦСО, куда можно было обратиться по любому вопросу — за реабилитацией, получением технических средств, санаторными путевками. Сейчас же совершенно непонятно, где получать необходимые услуги.
— У нас всё было рядом с домом. И, в общем-то, проблем не было. Нужна реабилитация — мы идем или просто звоним. И путевки тоже были рядом. Сейчас мы вообще не знаем, где у нас путевки, скажем, там, санаторий и прочее, — пожаловалась женщина.
«Непонятно, зачем надо было рушить то, что создавалось годами. Нас всех это устраивало»
Незаконные увольнения
Одним из последствий очередного этапа оптимизации стали незаконные увольнения сотрудников, рассказал Дмитрий Шувалов.
— Административный персонал был сокращен принципиально. Одно из последствий реорганизации — это незаконное увольнение. Очень много людей мне писали, но, как правило, они боятся, что они могут попасть в какой-то черный список и потом просто не найдут новую работу в Москве, поэтому они особенно не возмущаются. Пишут в личные сообщения, но при этом официально никто ничего подтвердить не может, — заявил активист.
«Здесь весь вопрос в том, переходный ли это период или реальные последствия реорганизации»
На проблему увольнения старого персонала пожаловалась и Ирина.
— Их всех поувольняли. Это были замечательные люди, прежде всего. Они всё время волновались за нас. Если что-то случалось, они все нам помогали. Просто мы уже стали с ними как родственники. Теперь всё это какое-то обезличенное, — рассказала она. — У нас тут была женщина: ей позвонишь, если, к примеру, сломалась коляска, она нам тут же находит телефон, куда обратиться. И буквально в тот же день она у нас появляется. Теперь мы даже не знаем, где она и что с ней.
Качество услуг
Реорганизация привела к снижению качества и доступности социальных услуг для населения, рассказал Дмитрий. Так, наблюдаются проблемы с получением абсорбирующего белья. Кроме того, пособия, по его словам, тоже выплачиваются далеко не всегда.
— На данный момент нуждающиеся в социальной помощи не получают те услуги, которые они получали ранее. Очень много жалоб от инвалидов, что, например, Ресурсный центр для инвалидов не может осуществить доставку абсорбирующего белья. Они говорят, что учреждение будет доставлять его начиная с марта-апреля, но при этом сейчас люди его не получают, — рассказал Дмитрий.
Об аналогичных проблемах рассказала и Ирина.
— Насчет абсорбирующего белья нам позвонили и сказали, что у них были проблемы. Сказали, что всё налаживается и теперь нам будут звонить и привозить его. У нас еще есть запасы, которые нам дали в декабре. Нам пока еще и хватает, и мы с этим обходимся. Сейчас с получением необходимых средств стало сложнее, — заключила женщина.
Что говорят власти
MSK1.RU направил запрос в пресс-службу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Там нам ответили, что в Москве идет процесс слияния структур по направлениям социальной помощи. Например, все соцработники города перешли в ГБУ «Мой социальный помощник», а социальные инспекторы переходят в учреждение «Городская социальная инспекция». Также часть социальных услуг перевели в центры «Московского долголетия».
— Такой подход позволил эффективно развивать и управлять предоставляемыми москвичам сервисами, непрерывно повышать их качество, четко координировать работу по каждому существующему направлению деятельности и привести оказание услуг москвичам к единому стандарту, — сообщили в ведомстве.
В пресс-службе уточнили, что в конце прошлого года в Москве открылся завод по производству высококачественного абсорбирующего белья. С января москвичи могут заказать доставку белья на дом. Параллельно действуют традиционные формы получения продукции лично в одном из 64 пунктов выдачи.
По данным департамента, информация о незаконности увольнения и угрозах в отношении сотрудников не соответствует действительности.
— Подавляющее количество сотрудников территориальных центров остались работать в созданных организациях. При этом незначительное уменьшение штата уже произошло и коснулось только дублирующих административно-бюрократических функций соцслужб. Все процедуры проходили с соблюдением норм трудового законодательства, — рассказали в ведомстве.
Отмечается, что с каждым из сотрудников обсуждали индивидуальный маршрут трудоустройства как внутри системы соцзащиты, так и в смежных по профилю структурах. В базе службы занятости Москвы более 500 тысяч вакансий из всех отраслей экономики.
Ранее MSK1.RU рассказывал, что жительницы нескольких столичных районов остались без возможности посетить гинеколога в местной больнице. Два года назад филиал № 5 городской поликлиники № 45 закрыли на капитальный ремонт, а врачей распустили по другим больницам. После того как клиника недавно открылась вновь, оказалось, что медиков, которые могут провести женскую консультацию, там больше нет.
Также мы поговорили с экспертами в области здравоохранения, чтобы выяснить, как пандемия изменила медицину и какие уроки вынесло для себя отечественное здравоохранение.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».