Недавно в подмосковном Сергиевом Посаде водители и фельдшеры скорой помощи взбунтовались против адских условий труда. Тема вызвала большой резонанс — водители разных городских округов Московской области стали делиться похожими проблемами.
Мы связались с сотрудником скорой помощи, который без прикрас рассказал о состоянии машин и отношении механиков к выполнению своей работы. Публикуем его честное мнение. Далее — от первого лица.
Транспорт, а именно автомобили скорой медицинской помощи (СМП), — это основной инструмент оказания экстренной медицинской помощи. Если автомобиль ломается, и ломается в пути, и не дай Бог с тяжелым пациентом, то последствия могут оказаться плачевными. Нехватка машин СМП приводит к уменьшению бригад на линии.
За последний год сложилась критическая ситуация с техническим состоянием транспорта СМП. Поставки некачественных запчастей или их отсутствие, несвоевременное или ненадлежащее техническое обслуживание и контроль привели к очень плохим последствиям. На многих подстанциях в Московской области скопились «машины-призраки». Те машины, которые создавались для того, чтобы спасать жизни людей, в силу различных обстоятельств простаивают многие месяцы и вряд ли подлежат восстановлению. Расскажу и покажу на примере подстанции города Раменское Московской области.
Первая причина — отношение механиков к техническому состоянию машин
На Раменской подстанции почему-то работают аж 5 механиков: из них 1 диспетчер гаража, 1 электрик и 3 «обычных» механика. Плюс два слесаря. За последние годы сложилась ситуация, что те сотрудники, которые согласно должностным инструкциям обязаны следить за тем, чтоб машины выходили исправными на линию, отмахиваются от докладов водителей по неисправностям.
Водители постоянно слышат одну и ту же фразу: «Езжай, пока не развалится!» И это на скорой помощи!
Водители только в устной форме докладывают о неисправностях, и документально это нигде не фиксируется.
Механики подписывают путевые листы номинально, не подходя и не осматривая автомобили. Водители, которые пересменяются в 7 утра и в 9 вечера, передают автомобили вообще без присутствия механиков. Путевки ими заранее подписываются. В результате такого отношения к своим служебным обязанностям автомобили ненадлежащим образом обслуживаются и, как следствие, ломаются в пути.
Неоднократно я слышал о том и сам много раз был свидетелем, когда водитель докладывает о неисправности, но его всё равно выводят на линию, подвергая опасности самого водителя, медицинский персонал и пациентов, а также других участников движения.
Такое халатное отношение к своей работе не может оставаться без последствий, и это видно на кадрах выше.
Вторая причина — отсутствие запчастей или их качество
Запчастей нет, а те запчасти, что имеются, очень низкого качества. Порой нового сцепления хватает на неделю, ремни для двигателя рвутся в течение нескольких дней, подшипники сырые. Многие расходники для автомобиля вообще не предусмотрены — это щетки стеклоочистителей, противотуманные фонари, лампочки для них, жидкости гидроусилителя и масла, нет антифриза и незамерзающей жидкости.
Резина для автомобилей СМП закупается самого низкого качества, стирается в половине положенного срока, становится кривой и непригодной для езды.
Зимней резины катастрофически не хватает и многие машины «обуты» в лето. Критерии износа резины проходят не по факту выработки, а по километрам. Вот и работают автомобили СМП на лысой, кривой, изношенной резине. Масло в двигателях меняется не вовремя.
У машин постоянно ломаются рессоры, и, чтобы не ставить хорошие фирменные, нашли выход — ставить подрессорники, превращая легковую машину в грузовую. Везем пациента в лежачем состоянии — машина прыгает на каждой кочке, потому как становится очень жесткой. Примерно у 80% машин не работают передние автономные отопители, те, которые подогревают двигатели. Руководство «МОССМП» (Московская областная станция скорой медицинской помощи. — Прим. ред.) озвучило свою позицию: чинить их дорого. У 50% автомобилей не работают и автономные отопители медицинского салона, а мелкого ремонта отопителя хватает ненадолго. Примерно 70% автомобилей («Форды» и «Газели») на линию выходят без ручного стояночного тормоза (в народе ручник). Мы возим с собой чурбачки и всякие железки, подкладывая их под колеса при загрузке и выгрузке пациентов.
В медицинских салонах тоже творятся ужасы, носилки порой без ремней безопасности, а те, что имеются, не соответствуют стандартам и не имеют регулировок. Сидячие раскладные носилки у многих поломаны. На многих автомобилях сломаны форточки, а бывает и так, что всё держится на скотче. Контроля за этим совсем нет.
Третья причина — тендеры
Такую причину называет само руководство Транспортного отдела областной скорой. Что такое тендер? По-простому: выставляются компании, продающие запчасти, и те, кто предложит дешевле, — выигрывают. Победитель тендера год поставляет некачественные запчасти для скорой помощи. Как мы знаем, производство запчастей осуществляют такие страны, как Китай, Корея, Япония и Европа. Предложи незаводской Китай на тендер — и победа обеспечена.
Но это не просто автомобили, это транспорт экстренной службы, который работает круглосуточно и круглогодично.
Почему государственный транспорт нельзя оградить от этого некачественного, бракованного наплыва запчастей?
Итак, на многих подстанциях Московской области скопились машины-доноры, с которых скручивают и снимают запчасти. Организация платит за эти автомобили налоги, страховки, лизинг, а машины стоят. Кто за это ответит? Будут ли найдены виновные? Ведь это миллионные убытки для государственной организации. Автомобиль СМП стоимостью более 5 000 000 рублей просто простаивает, а потом его списывают. И таких автомобилей более сотни по всем подстанциям области.
Те 77 новых автомобилей, которые поступили на скорую помощь области в октябре, при таком отношении недолго проработают в исправном состоянии.
Прокуратура на данный момент проверяет подстанции Московской области, но проверка эта анонсируется, и руководство подстанции готовится встретить проверяющую комиссию. А что это означает, думаю, вы сами понимаете. Будет ли результат? Сдвинется ли ситуация с мертвой точки? Кто ответит за этот бардак? Зачем на подстанции города Раменское столько механиков? Почему списанные автомобили СМП продают каким-то конторам за копейки вместе со всем оборудованием? Вопросов много — ответов нет.
В Министерстве здравоохранения Московской области MSK1.RU объяснили, что в составе Московской областной станции скорой помощи есть транспортный отдел с семью автоколоннами, которые территориально распределены. Механики на подстанциях подчиняются начальникам автоколонн, а их работу контролируют главврач и заместитель по транспорту. Проверки ведутся регулярно.
Закупка запчастей для ремонта автомобилей «Газель» и «Форд» осуществляется через тендеры и контракты в рамках закона о госзакупках. Большая часть финансирования ремонта (около 95%) идет из средств обязательного медицинского страхования. Условия поставок запчастей, гарантии и возврата бракованных деталей прописаны в контрактах.
В автопарке 797 автомобилей, из которых более 600 ежедневно выходят на линию. Средний возраст машин — около 2,5 года.
На ремонте в данный момент находятся:
автомобили «Форд»: 38 выйдут до конца ноября, 13 — до 15 декабря, 39 ожидают сложного ремонта после 15 декабря;
автомобили «Газель»: 34 выйдут до конца ноября, 24 — в начале декабря, 11 — до конца декабря, 22 ждут сложного ремонта после 15 декабря.
В 2024 году парк обновили на 77 новых автомобилей. В начале 2025 года ожидается новая партия машин. Неисправные автомобили, как заявили в ведомстве, на линию не выпускаются.
В министерстве заверили, что они предпринимают все усилия для поддержания автомобилей в рабочем состоянии.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во »ВКонтакте».