«Перрон был в дыму, какие-то люди уже лежали на полу. Я, не чувствуя ног, побежала наверх. Выскочила и села на маршрутку до дома, ничего не соображая. Заметила на себе косые взгляды пассажиров. А когда пришла домой и начала раздеваться, увидела, что у меня пальто в крови. Сняла сапог, а из него полилась кровь»
Так вспоминает 29 марта 2010 года выжившая в теракте Галина Вулисанова. Понедельник. Утренний час пик в московском метро. Москвичи спускаются под землю, чтобы добраться до работы. Несмотря на периодически появляющиеся новости о терактах, жители мегаполиса живут по законам мирного времени и даже не представляют, что через считаные минуты окажутся в эпицентре страшной трагедии. В 07:56 на станции «Лубянка» раздается первый взрыв, который унесет жизни 24 человек. Как выяснится после, рано утром на станции «Юго-Западная» зашли две женщины с детонаторами.
Поезда на Сокольнической линии останавливаются, но во всеуслышание о подрыве не сообщают. Один из составов встает на станции «Парк культуры». Двери открыты, движения дальше нет. Часть людей успевает выйти на перрон из поезда: кто-то ждет другого, кто-то торопится и идет пересаживаться на соседнюю ветку. Вместе с ними выходит и вторая смертница: женщина останавливается в дверях, и платформу накрывает волной от бомбы. Это произошло спустя 40 минут — в 08:39.
От последнего взрыва погибли на месте 12 человек. Всего в списках МЧС значится 40 человек и 88 раненых. После взрывов с места трагедии эвакуировали 3,5 тысячи человек. MSK1.RU рассказывает, как вспоминают 29 марта 2010 года и как хотят его забыть те, кто выжил в теракте.
Не заметила, что тяжело ранена
Галине Вулисановой на момент теракта было 58 лет, в тот понедельник женщина, как и большинство пострадавших, ехала на работу от станции «Университет» на юго-западе на северо-восток Москвы.
— Я ездила через всю Москву в метро. Сейчас я уже не работаю, — объяснила пенсионерка. — Как обычно, едешь утром, стоишь читаешь, тогда еще читали книги в метро, а не только в телефоны смотрели. Когда состав остановился на «Парке культуры», видимо, уже было известно, что что-то произошло на «Лубянке», потому что состав не двигался, а двери были открыты.
«Когда был взрыв и повалил дым, не надо было ждать, чтобы открылись двери. Можно было сразу выскочить на перрон. Но тогда никто ничего не соображал»
— Вестибюль был в дыму, и люди уже лежали на полу. Я, не чувствуя ног, побежала наверх, а потом остальное, — вздохнула Вулисанова. — Остальное...
Женщина добралась до дома в беспамятстве, даже не осознав, что серьезно ранена осколками. Уже дома, вся в крови, она вызвала скорую, ее и еще четверых пострадавших поместили в больницу № 64 в Академическом районе.
После выздоровления Галина продолжала ездить по тому же маршруту на работу каждый день.
— Мимо тех колонн, которые были обстреляны (имеются в виду следы от осколков. — Прим. ред.), я проезжала каждое утро и каждый вечер, — рассказала она. — Я помню один случай спустя два года после теракта. Техническая остановка, поезд остановился на той же станции «Парк культуры». Ну бывает такое. Временная остановка, мол, сейчас мы отправимся, ничего не случилось. А я выскочила на перрон, плакала. Поняла, что не могу находиться там.
Жизнь разделилась на «до и после»
— Я ехал на работу, немножко не доехал. На «Парке культуры» затормозили в обе стороны поезда. Сначала долго стояли, затем народ начал выходить из вагона, и в это время сработало как раз второй раз. Я почти в том же вагоне был, просто успел на полустанок выйти, — рассказал пострадавший от взрыва Владислав М.
«Она [смертница] сама с нами не вышла, а уже стояла у раскрытой двери, когда произошло замыкание. Дальше всё перевернулось»
— Всё разделилось на «до и после». Сумбур. Крик. Помню, стояла работница, кричала, народ пытался выйти, — сказал он. — В воздухе пыль и вот эта известь, которая похожа на черные точки. Я не могу это объяснить, как будто кто-то эти черные точки подкинул в воздух и они зависли в воздухе. Помню еще женщину, она с разбитыми ногами сидела.
Когда мужчина выбрался наружу, его забрали в Боткинскую больницу. Там же лечили еще 17 жертв теракта, среди которых были граждане Малайзии и Филиппин. Владислав признался, что сдружился с другими пострадавшими, но после выписки все контакты оборвались.
— Когда лежали в больнице, там две сестры были, не москвички, они то ли из Казахстана, то ли из Таджикистана девчонки, их здорово осколками посекло — им досталось, — вспомнил Владислав. — Сосед мой по палате — с разбитой головой. Казалось бы, мелочи такие, но это всё в мирную жизнь. Такой диссонанс: здесь всё хорошо, едешь на работу, потом щелчок, и всё.
«У меня контузия, частично слух потерял. Но мне в жизни это не мешает, даже помогает. Особенно в общении с супругой, вообще замечательно»
— Мы все в больнице общались, но потом ни разу не созвонились даже. Наверное, никому просто не хотелось лишний раз вспоминать о случившемся, — объяснил он. — Еще пару месяцев после я в метро когда ездил, всегда инстинктивно старался выбрать человека побольше и за него прятался. То есть выбираешь кого-то покрупнее и встаешь так, чтобы его тело закрывало тебя от половины вагона. Это я потом внимание на это обратил, что я так себя веду. Понял, что когда нет какого-то большого препятствия, которое меня закрывает, то чувствую себя как-то не очень.
Что было дальше
Спустя два дня лидер запрещенной в России террористической организации «Имарат Кавказ» Доку Умаров заявил, что теракт 29 марта 2010 года был произведен по его приказу.
«Кавказский эмират», самоназвание «Имарат Кавказ» (деятельность запрещена в РФ) — сепаратистская террористическая организация, действовавшая на Северном Кавказе с 2007 по 2015 год и ставившая своей целью создание независимого исламского государства на его территории.
13 апреля глава ФСБ заявил, что личности исполнителей и организаторов взрывов установлены, кроме того, определен круг их пособников. В июле и августе МВД и ФСБ отчитались о проведении спецоперации по ликвидации организаторов теракта.
В живых остались связной Магомед Нуров и полковник полиции из Дагестана Гази Исаев — оба получили пожизненные сроки. Последнего приговорили 16 марта в московском суде: даже спустя 13 лет после трагедии он отрицал свою причастность к случившемуся.
После теракта Дмитрий Медведев, который тогда был президентом России, подписал указ об обеспечении транспортной безопасности. На исполнение плана выделили больше 46 млрд рублей: их потратили на установление камер наблюдений и тревожные кнопки.
Юбилейный поезд «Красная стрела» сняли на несколько месяцев. Раскуроченный вагон, в котором произошел взрыв, восстановлению не подлежал: после окончания следственных действий его списали и утилизировали. Остальные вагоны именного состава отремонтировали и вернули на линии в начале мая 2010 года. С 2016 года он ездит под Москвой в обновленном виде.
В 2011 году взрыв прогремел в московском аэропорту Домодедово: бомба, начиненная шариками от подшипников, сдетонировала в зоне прилета международных рейсов. Взрывное устройство активировал террорист-смертник. Погибли 37 человек, еще 172 получили ранения. Мы рассказывали истории выживших в этом теракте и откровения сотрудников аэропорта, а также публиковали историю девушки, первой рассказавшей о нём.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».