Происшествия эксклюзив «Меня завалило трупами». Жертвы теракта на станции метро «Автозаводская» — о том, что творилось в минуты взрыва

«Меня завалило трупами». Жертвы теракта на станции метро «Автозаводская» — о том, что творилось в минуты взрыва

Эксперт комплексной безопасности рассказал, что изменилось в московской подземке после трагедии, которая произошла 20 лет назад

Жертвы теракта, который произошел 20 лет назад на станции метро «Автозаводская», рассказали, что происходило в момент взрыва

Двадцать лет назад в перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел самый крупный теракт в истории московского метро. В вагоне поезда 20-летний террорист-смертник Анзор Ижаев взорвал самодельную бомбу — 42 человека погибли, 250 были ранены.

Жертвы теракта и очевидцы до сих пор не могут забыть события, произошедшие 6 февраля 2004 года. Многие из тех, кто оказался в эпицентре трагедии, едва спаслись, получив серьезные травмы. Корреспондент MSK1.RU Вера Борисова поговорила с пострадавшими и узнала, как они живут после тех событий. Подробности произошедшего мы публиковали в большом репортаже.

В тот день у москвича Дмитрия Заглодина погиб приятель, с которым они всё детство играли в одном дворе. Молодой человек скончался за неделю до свадьбы.

— Ему было 20 с чем-то лет. Очень шебутной и веселый парень, — вспомнил приятель погибшего. — Мы хорошо знали его родителей. Не помню тот день, но во дворе сказали: «Ты знаешь, что Лешка погиб?» Я тогда сильно удивился, ведь он тут совсем недавно на машине ездил. А в тот день побоялся пробок — ему срочно на работу надо было. Мы были в шоке, к тому же у него свадьба через неделю должна была быть.

«Леша был единственным ребенком. Трагедия жуткая. Он в эпицентре взрыва был»

17-летний студент Андрей Алимов 6 февраля 2004 года тоже оказался в метро в момент трагедии. Из-за большого количества народа ему пришлось зайти в третий вагон, где как раз и находился террорист-смертник.

— Я стоял, держась за поручень, — вспомнил Андрей Алимов, который в тот день ехал в метро на практику. — Что-то шарахнуло. Думал, что электричеством ударило. В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалась на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться.

По словам Андрея Алимова, после взрыва вагон заполнился едким дымом. А сам он оказался весь в крови. После того как мужчина очнулся, увидел вокруг людей, которые пытались встать на ноги. Многие были без сознания. Вокруг были разбросаны стекла, а двери вагона раскурочены.

— Первое ощущение — ноги оторвало. Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1.RU Алимов.

«Когда поезд кончился, там повсюду лежали части тел. Помню мужчину всего синего»

Пока ехали по эскалатору на поверхность, люди донимали вопросами: «Что случилось?» — вспомнил пассажир. — А потом меня посадили в скорую. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся.

В вагоне, где произошел взрыв, ехала Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Она находилась буквально в нескольких метрах от террориста. В момент трагедии в метро было очень много людей — давка из-за часа пик.

— Я ехала от станции «Красногвардейская». Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказала Людмила.

«Была вспышка, а потом я вырубилась. Меня завалило трупами»

Людмилу Тимофееву спас офицер МЧС Сергей Кавунов, который в тот день ехал в управление на работу. В вагоне, где произошел взрыв, спасатель оказался случайно.

— Он меня вытащил из вагона, — вспомнила пассажирка. — Я пришла в себя еще в вагоне. Потом каким-то путем добиралась по тоннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала.

Преподаватель истории Александр Морозов в этот день проезжал перегон на станции «Автозаводская», но в другом поезде. Он ехал на работу в школу, как вдруг услышал звуки взрыва.

— Когда стоял в вагоне на перегоне, почувствовал, что у меня заложило уши. Был такой странный звук, — вспомнил пассажир. — Непонятное было чувство. А на «Автозаводской» прозвучало объявление по громкоговорителю, что поезд встречный дальше не идет по техническим причинам. Я тогда подумал — что-то случилось. Когда я приехал на работу, мне ученики сказали: «В метро был взрыв в вагоне, большое количество жертв». Тогда я срочно начал звонить жене, чтобы предупредить ее. Но дозвониться было невозможно — вся связь рухнула.

«Мне пришлось добираться другим путем домой, до конца дня зеленая ветка была закрыта. Часть учеников тоже не смогли доехать — многим по прямой было»

После взрыва на станции «Автозаводская» депутаты внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты. Теперь те, кто организовывал или имел отношение к подобным преступлениям, могли получить пожизненное наказание.

Эксперт комплексной безопасности, полковник запаса, руководитель холдинга структур безопасности «Русь» Роман Насонов рассказал, как именно изменилась система безопасности в московском метро спустя 20 лет.

— На метрополитене создали централизованную систему видеонаблюдения. До этого ее не было. Появились камеры в поездах и вагонах, — объяснил эксперт. — Втрое увеличилось количество сотрудников УВД на Московском метрополитене. Это по-другому позволило реагировать на происшествия. Появился ситуационный центр на метро. Начали проводить учения по антитеррору, которые позволили вскрыть целый ряд проблем. На каждой станции был установлен специальный контейнер, предназначенный для помещения в него взрывчатого вещества или похожего на него. После закрытия он купирует взрыв достаточной мощности.

Кроме того, на станциях появились рамки на всех станциях и выходах, интроскопы. Ввели ручные металлодетекторы и появилась дополнительная служба на метрополитене, которая осуществляет досмотр. Появилась специальная подготовленная служба в составе частного охранного предприятия. Некий спецназ, который наиболее подготовлен.

Ранее мы рассказывали, как живут со страхом метро выжившие в терактах на «Лубянке» и «Парке культуры». Кроме того, вспоминали историю теракта у отеля «Националь» через дорогу от московского Кремля.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Анонимное мнение
Мнение
Тест на наркотики, отвратительная еда и три дня сидения на улице. Что творится в сборном пункте на Угрешской: рассказ отслужившего москвича
Анонимное мнение
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Мнение
40 лет писали сценарий, но не оправдали надежд? За что критикуют фильм «Мегалополис» Фрэнсиса Копполы — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Захваты домов, забастовки дворников, отсутствие диалога с властями. Бывший мундеп Химок — о главных проблемах города
Анонимное мнение
Рекомендуем