Десять лет назад — 15 июля 2014 года — в московском метро произошла самая крупная техногенная катастрофа за всю его историю. При крушении поезда на Арбатско-Покровской линии в перегоне тоннеля между станциями «Парк Победы» — «Славянский бульвар» погибли 24 и пострадали около 200 человек.
Что творилось в метро в день трагедии — в одном видео. Ранее в большом расследовании мы рассказывали, как сейчас живут жертвы трагедии и управлявший поездом машинист, а также что чиновники говорят спустя десять лет о транспортной безопасности в подземке.
В тот день около девяти утра поезд отъехал от станции «Парк Победы» в сторону «Славянского бульвара» и на скорости влетел в стену головным вагоном, второй навалился на него и смялся «гармошкой» под тяжестью других. Остальные попросту вошли друг в друга. Из-за столкновения на рельсы тоннеля вылетели изуродованные тела пассажиров, двери состава, осколки окон.
— Рядом сидел мужик, у него из ноги торчала кость — ему удалось немного отползти. Мы просто сидели 40 минут и ждали, когда кто-то за нами придет, — рассказал пострадавший в катастрофе Валерий Таганов. — Из-за того, что мы оказались в той стороне, где был тупик, нас просто заблокировало разорванным вагоном. Не было времени бояться. Надо было думать, что делать дальше. Нужно выбираться, иначе ты ляжешь рядом с остальными трупами.
На этом участке рельсового полотна, по официальным данным, за несколько дней до трагедии установили стрелку. Она не была подключена к электричеству. Как позднее установили следователи, ее закрепили трехмиллиметровой проволокой. Хоть эту версию событий до сих пор опровергают независимые эксперты.
Первые подозрения со стороны следствия пали на старшего мастера службы пути ГУП «Московский метрополитен» 66-летнего Валерия Башкатова и помощника дорожного мастера 43-летнего Юрия Гордова. Их задерживают и арестовывают. Позднее в СИЗО отправили замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Мосметро Алексея Трофимова и Анатолия Круглова — замдиректора по производству компании-субподрядчика «Спецтехреконструкция», проводившей монтаж стрелок.
8 ноября 2015 года Дорогомиловский суд Москвы огласил приговор подсудимым. Помощник мастера пути Юрий Гордов получил шесть лет колонии, старший мастер службы пути Валерий Башкатов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов и замдиректора компании-подрядчика Анатолий Круглов — по 5,5 года.
Ранее мы рассказывали, что происходило спустя десять лет на станции метро «Парк Победы», где так и не установили даже табличку в память о погибших. Мы также публиковали большой репортаж о том, как систему безопасности в московском метро изменил теракт на станции «Автозаводская», где погибли десятки пассажиров.
Также рассказывали, как живут со страхом метро выжившие в терактах на «Лубянке» и «Парке культуры». Кроме того, вспоминали историю теракта у отеля «Националь» через дорогу от московского Кремля.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».