Десять лет назад — 15 июля 2014 года — в московском метро произошла самая крупная техногенная катастрофа за всю его историю. При крушении поезда на Арбатско-Покровской линии в перегоне тоннеля между станциями «Парк Победы» — «Славянский бульвар» погибли 24 и пострадали около 200 человек.
Рассматривалось несколько версий катастрофы в метро. Но следствие практически сразу назвало причину трагедии — неисправность стрелки, которую закрепили трехмиллиметровой проволокой. В большом расследовании мы рассказывали, как сейчас живут жертвы трагедии и что чиновники говорят спустя десять лет о транспортной безопасности в подземке.
После того как произошла катастрофа, в сводках появилась строчка: «Машинист потерпевшего крушение поезда погиб». В тот день составом управлял 31-летний Сергей Осипов, который проработал в подземке девять лет. Практически все его близкие работали в Московском метрополитене — для него это было «семейное дело». Позднее выяснилось, что машиниста искореженного поезда доставили в больницу в тяжелом состоянии. Но он остался жив.
«Они такие же рабочие, как и я»
Впервые с момента трагедии Сергей Осипов рассказал MSK1.RU, что происходило в день катастрофы. А его жена Наталья поделилась тем, как их семья переживала трагедию. Перед столкновением машинист успел нажать экстренное торможение. А после удара с тоннелем вылетел через лобовое стекло состава прямо на рельсы.
— Я тот день вообще не помню, — спустя годы рассказывает Осипов MSK1.RU. — На работу я вышел в декабре того же года. Мне тогда дали вторую группу инвалидности, а потом поменяли на третью. Женился. Мы до сих пор вместе. Честно скажу, [подробности катастрофы] не помню. Сработал инстинкт, наверное. Это, как водитель, что случится — он хочет или не хочет — на тормоз нажмет. Как я это делал — это не помню. Показания взяли, а потом я написал, что претензий никаких не имею. И не хочу, чтобы меня дергали.
К рабочим, которые устанавливали злополучную стрелку, Осипов не имел претензий тогда, не имеет и сейчас. Задается лишь одним вопросом.
В то утро гражданская жена Сергея Осипова Наталья стояла в кабинете директора фирмы, где тогда работала, чтобы сдать экзамен на повышение квалификации. Ей пришло смс от подруги, которая написала: «Наташа, случилась беда. Поездом управлял Сергей». Наталья попросила включить телевизор, а там ведущий сообщает: «Машинист поезда погиб».
— Начала обзванивать все больницы — нашли, живой. Голова была у него как два футбольных мяча. Глаз не было, вообще лица не было, — рассказывает жена Осипова. — Потом ему сделали трепанацию черепа. Мы с его ныне покойной мамой менялись «дежурствами» в больнице. Всегда с ним рядом были. Сергею сделали операцию на глазное дно — с левой стороны у него полностью его нет. Не было опоры основания черепа на левой стороне и была дырка сантиметра три. Потом титановую пластину в черепе поставили.
Осколки от стекол я еще долго пинцетом вытаскивала — из рук, ног, головы.
Чиновники обещания не сдержали
После нескольких тяжелых операций и спустя месяц после выписки Наталья и Сергей расписались. Вместе они живут уже 13 лет. Во время расследования адвокат Валерия Башкатова — сотрудника метро, которого впоследствии признали виновным в катастрофе, — предлагала применить к машинисту гипноз. Осипов настаивал, что ничего не помнит. Но его близкие были против.
Несмотря на травму, Сергей Осипов из метро не ушел. Работает в электродепо «Измайлово» электромехаником.
— Машинист электропоезда 3-го класса эксплуатации локомотивных бригад электродепо «Измайлово» Осипов Сергей Викторович с 16 декабря 2014 года переведен на должность электромеханика по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 3-го разряда участка средств автоматики и электронного оборудования комплексной бригады Ремонтного участка электродепо «Измайлово». Указанную должность занимает по настоящее время, — уточнили MSK1.RU в департаменте транспорта Москвы.
Наталья Осипова до сих пор благодарит Сергея Собянина за помощь. Но говорит, что власти не все свои обещания сдержали.
— Единственное, что нам не дали — зарплату машиниста, как обещали, — рассказала MSK1.RU жена Сергея Осипова. — Когда это случилось, Пегов (на момент катастрофы начальник Московского метрополитена. — Прим. ред.) сказал: «Однозначно машинистом он уже не будет». Понимаем, левая сторона вся, и ухо же не слышит. Пегов пообещал тогда: «Но он идет в электромонтеры с зарплатой машиниста». Но мы живем обычной жизнью, мы обычные люди. Спасибо Сергею Семеновичу (мэру Москвы Собянину. — Прим. ред.), мы получили хорошую квартиру. Соседи у нас классные. Зацикливаться на этом не стоит. Дети растут, жизнь продолжается.
Ранее мы рассказывали, что происходило спустя десять лет на станции метро «Парк Победы», где так и не установили даже табличку в память о погибших. Мы также публиковали большой репортаж о том, как систему безопасности в московском метро изменил теракт на станции «Автозаводская», где погибли десятки пассажиров.
Также рассказывали, как живут со страхом метро выжившие в терактах на «Лубянке» и «Парке культуры». Кроме того, вспоминали историю теракта у отеля «Националь» через дорогу от московского Кремля.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».