Десять лет назад — 15 июля 2014 года — в московском метро произошла самая крупная техногенная катастрофа за всю его историю. При крушении поезда на Арбатско-Покровской линии в перегоне тоннеля между станциями «Парк Победы» — «Славянский бульвар» погибли 24 и пострадали около 200 человек.
Рассматривалось несколько версий катастрофы. Но следствие практически сразу назвало причину — неисправность стрелки, которую закрепили трехмиллиметровой проволокой.
Виновными признали сотрудников метрополитена и замдиректора компании-подрядчика, которая проводила работы на том участке подземки. Хотя эту версию до сих опровергают независимые эксперты, которые проводили исследования на месте катастрофы.
«Не системный сбой, а отсутствие дисциплины»
Сразу после катастрофы мэр Москвы Сергей Собянин заявил: «Обидно, что это не системный, сложный технический сбой, а, на мой взгляд, это произошло из-за недостаточности дисциплины у отдельных сотрудников». Тем временем глава департамента транспорта Москвы в 2014-м сказал, что за транспортную безопасность в метро отвечает само метро.
— Безопасность на транспорте по федеральному закону каждый несет в области транспорта, — говорил в 2014 году глава дептранса Москвы Максим Ликсутов. — Если это инфраструктура железных дорог — несет Российская железная дорога. Если это инфраструктура Московского метрополитена, значит, это несет Московский метрополитен. Федеральным законом очень четко установлены границы ответственности по вопросам транспортной безопасности.
Спустя десять лет после катастрофы столичный дептранс рассказал MSK1.RU, что изменилось за эти годы. И изменилось ли вообще.
— Безопасность пассажиров — приоритет работы Московского метрополитена. Поезда выполняют график движения на 99,99% благодаря тщательному обслуживанию инфраструктуры и подвижного состава, — заверяет руководство дептранса. — Сейчас более половины всех поездов обслуживаются сервисной компанией от завода-изготовителя в течение всего срока эксплуатации вагонов в рамках контракта жизненного цикла. Остальные поезда обслуживаются силами сотрудников Московского метрополитена. Вне зависимости от этого все составы, выходящие на линию, проходят регулярные осмотры и техническое обслуживание.
По словам жены Юрия Гордова — ключевого фигуранта дела о катастрофе в метро, сотрудники метро знали, что на линию в тот день вышел неисправный состав. Но в «Метровагонмаше», компании-производителе, опровергли эту информацию.
В департаменте транспорта уточнили, что в 2015 году для диагностики путей и тоннельного оборудования в Московском метрополитене запустили поезд-лабораторию «Синергия-2». Он проезжает по линиям несколько раз в месяц и проверяет в онлайн-режиме состояние инфраструктуры метрополитена, затем данные оперативно передаются причастным подразделениям Мосметро.
— В дополнение к этому тысячи сотрудников метрополитена обслуживают инфраструктуру тоннелей, платформ и вестибюлей, — уточнили MSK1.RU в ведомстве. — В тоннелях обходчики каждую ночь осматривают состояние рельсов, шпал, скреплений, чтобы выявлять возможные неисправности и предупреждать о них. В среднем один обходчик за смену проходит 2,5 километра пути. Также по ночам проводится плановая замена рельсовых нитей и других элементов инфраструктуры Московского метрополитена. Только за прошлый год заменили почти 100 км рельсов, более 36 тысяч шпал и свыше 130 километров кабеля.
«К обеспечению транспортной безопасности не относится»
Также ведомство отчиталось, что в 2019 году оно открыло единый диспетчерский центр Московского метрополитена, где сотрудники служб в онлайн-режиме следят и управляют параметрами всей инфраструктуры столичной подземки.
На вопрос редакции MSK1.RU: «Кто сейчас несет ответственность за транспортную безопасность (технического или иного характера) на объектах Московского метрополитена?» — департамент транспорта Москвы ответил следующее:
— В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортной безопасностью является состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом обеспечение безопасности движения поездов Московского метрополитена к мероприятиям по обеспечению транспортной безопасности не относится, — заключили в ведомстве.
Причиной аварии, произошедшей 15 июля 2014 года, послужили обстоятельства, не относящиеся к обеспечению транспортной безопасности.
— Ответственность для граждан и должностных лиц за неисполнение и несоблюдение требований в области обеспечения транспортной безопасности предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации. Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов Московского метрополитена находятся на постоянном контроле руководства ГУП «Московский метрополитен», — ответили MSK1.RU в ведомстве.
В дептрансе также говорят, что на объектах метрополитена сотрудники подземки постоянно ведут технический контроль, в том числе обходы и диагностику путей. Все сотрудники московского метро проходят отбор и необходимые курсы переподготовки.
Осталось за кадром?
При этом незадолго до трагедии в московском метро пассажир Сергей Молоствов направлял обращение в Московский метрополитен с жалобой на вибрации в вагоне, который ехал по Арбатско-Покровской линии.
Судя по скриншоту, который он выкладывал в соцсетях, дептранс Москвы ответил пассажиру, что путь содержится в соответствии с техническими нормами. MSK1.RU спустя десять лет решил уточнить у дептранса, действительно ли это было так. Ведомство решило проигнорировать этот вопрос.
Также в дептрансе так и не смогли ответить на вопрос: при стремительных темпах развития Московского метрополитена и транспорта Москвы в целом какова вероятность повторения катастрофы, которая произошла 15.07.2014 года?
Ранее мы рассказывали, что происходило спустя десять лет на станции метро «Парк Победы», где так и не установили даже табличку в память о погибших. Мы также публиковали большой репортаж о том, как систему безопасности в московском метро изменил теракт на станции «Автозаводская», где погибли десятки пассажиров.
Также рассказывали, как живут со страхом метро выжившие в терактах на «Лубянке» и «Парке культуры». Кроме того, вспоминали историю теракта у отеля «Националь» через дорогу от Московского Кремля.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш IPhone 15 среди подписчиков.