Утром 25 декабря в районе Актау (Казахстан) разбился самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines. Он направлялся из Баку в Грозный, но потерпел крушение на противоположном берегу Каспийского моря.
Azerbaijan Airlines назвала предварительной причиной крушения столкновение со стаей птиц. Эту же версию выдвинули в Росавиации, заявив, что, предварительно, борт следовал в Актау на запасной аэродром.
Авиаэксперты объяснили MSK1.RU, как птицы могли привести к потере управления самолетом.
«Перешли на аварийное управление»
Заслуженный пилот России и член комиссии при президенте России по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник рассказал MSK1.RU, что, скорее всего, речь идет о попадании стаи птиц в двигатели — если бы они попали в кабину, то с большой вероятностью «экипаж был бы неработоспособен».
— В двигателях работают гидронасосы по управлению самолетом. Значит, пилоты перешли на аварийное управление, которое не очень эффективное, и им не могло хватить рулей для разворота на полосу. Если два двигателя остановились и насосы все встали, тогда только аварийное пилотирование, — сообщил MSK1.RU авиаэксперт. — Вообще в каждом аэропорту есть орнитологическая служба, которая отпугивает стаи птиц сигналами и криками хищных ястребов, кречетов — они их отпугивают на высоте 300–400 метров. Но это незамерзающее море, там могли быть перелетные птицы.
Хорошо, что хвостовая часть осталась целой: раз спаслись пассажиры, значит, и так называемые черные ящики целы. А так очень всех жалко: птицы большие проблемы авиации доставляют.
«Экипаж не сумел справиться с управлением»
Авиаэксперт Алексей Захаров объяснил MSK1.RU, что обычно двигатели проверяют на так называемую птицестойкость перед тем, как допустить их к эксплуатации. Также Захаров назвал две причины, которые, по его мнению, привел к падению самолета: неравномерная тяга двигателей и пожар.
— При попадании птицы в двигатель происходит разрушение лопаток вентилятора. Тогда с высокой степенью вероятности происходит помпаж двигателя. Если пробило один двигатель, появляется ассиметричная тяга — разворачивающий момент. В принципе, это ситуация штатная, но тут уже всё зависит от выучки экипажа. Еще могло пробить бак лопаткой, что вызвало пожар на борту, — заметил Захаров в разговоре с MSK1.RU.
Либо экипаж не сумел справиться с управлением при асимметричной тяге, либо пробитие баков. Других вариантов я себе пока представить не могу.
Борт долго кружился над аэропортом, а затем рухнул. Чудом многие пассажиры выжили. Несколько человек уже доставили в больницу. На момент публикации их было 27. Среди людей на борту находились граждане РФ.
Повреждений в аэропорту Актау в связи с крушением самолета AZAL нет, сообщает диспетчерская. Он работает в штатном режиме.
Для тушения обломков фюзеляжа и оперения задействовали 52 пожарных и 11 единиц техники, отметили в МЧС республики. Подробнее обо всём, что происходит, рассказываем в онлайн-трансляции.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU.