Политика Все знали, что по-другому и быть не может. Как ЛГБТ объявили экстремистской организацией — репортаж из Верховного суда

Все знали, что по-другому и быть не может. Как ЛГБТ объявили экстремистской организацией — репортаж из Верховного суда

Активистов было немного, но они не побоялись прийти на слушание

Сегодня Верховный суд России признал ЛГБТ-сообщество экстремисткой организацией и запретил ее действие на территории страны. Минюст нашел в деятельности «Международного ЛГБТ-движения» «различные признаки и проявления экстремистской направленности, в том числе возбуждение социальной и религиозной розни».

«Они смеются легко»

Некоторые активисты с недоверием разглядывали журналистов

Процесс был закрыт. Журналистов позвали в зал, только когда судья оглашал решение. До этого корреспонденты несколько часов находились в пресс-центре — не очень большой комнатке, украшенной лепниной. Десятки наших коллег удобно разместились на красных складных стульчиках — кто дремал, кто беседовал о какой-то ерунде. Никто даже в шутку не размышлял о том, может ли суд вынести другое решение.

У входа в здание тоже стояли люди, но их тут было гораздо меньше. В основном там дежурили неаккредитованные корреспонденты. Они не называли свои издания, уклончиво отвечая: «Ну вы журналист и мы журналисты». Нашлись смельчаки, активисты, которые пришли прямо к зданию суда — буквально несколько человек. Они рассказывали, как их соратники уезжали за границу. Кого-то из них ребята провожали в ночь перед судом.

— Да понятно, что ЛГБТ признают экстремистами. Надежд у меня мало, — произнесла одна из них.

Тяжелые двери Верховного суда

Они шутят, говорят про историю, обсуждают политику России. Гадают над судьбой логотипа группы Pink Floyd (на нём изображена пирамидальная призма: белый луч превращается в радугу). Ребята храбрятся, часто раздается хохот. Но в потерянных взглядах читается отчаяние. Люди нервно смотрят в телефоны и переминаются с ноги на ногу от холода.

К нам подходит иностранец в элегантном костюме.

— Здравствуйте! Тут суд проходит? — заговорил человек на красивом английском. — Я из посольства Нидерландов. Вас тоже не пускают?

— Тут журналисты и активисты. Не пускают.

— Даже дипломатов не пустили. Я пришел выразить вам поддержку. То, что происходит, очень тяжело, — посочувствовал он.

Никита — гетеросексуал, но он тоже пришел поддержать собравшихся

Дипломат поговорил с самой общительной активисткой про жизнь до 24 февраля 2022 года. Тогда, говорит дипломат, посольства сотрудничали с молодежью и поддерживали инициативы ребят в экологии и поддержке прав людей в России. Оказалось, что переезжать по гуманитарной визе тяжело даже тем, у которых есть «кейс» — причины для принятия в страну по беженству. Работа посольств сильно усложнилась.

— Сейчас нахожусь на связи с некоторыми квир-активистами, все в шоке. Это ужасная ситуация... Желаю удачи! — сказал дипломат и попрощался с нами.

Идет время. У входа в суд осталось всего несколько человек, которые постоянно забегают погреться на проходную. Никаких акций, протестов и возмущений. Улыбки сменяет усталость, разговоры о политике превращаются в сплетни об отношениях и бытовые обсуждения. Все сошлись на том, что надежды на «оправдательный приговор» нет.

— После признания ЛГБТ экстремистской организацией у меня просто не будет никакой возможности обеспечить безопасность транс-персонам, которые попали в трудную ситуацию, помогать людям и делать свою работу, — рассказала активистка у суда корреспонденту MSK1.RU.

А в пресс-центре журналисты уже выспались, начали заказывать еду прямо в здание суда. Кто-то напевал песенки себе под нос. Раздавался искренний, веселый смех. Работник телевидения пытался разобраться в происходящем:

— Так кем их там признают? Экстремистами, нежелательной организацией, иноагентом?

Журналисты не сильно переживали за судьбу ЛГБТ

Что происходило на слушании, представить сложно. Кто-то стал перечислять шутливые предположения, но солидная сотрудница государственного телеканала отрезала:

— Это — обычный процессуальный момент. Они разбирают материалы дела. Там — десятки томов. Разбирают, — авторитетно произнесла она.

Шуток о российском правосудии в пресс-центре больше не звучало.

Мы не сдержались, тоже заказали еду. Вышли встречать курьера — увидели, как ребята-активисты скучковались в углу на проходной. Кто-то из них протянул руку, показав «V» пальцами. «Победу».

Те немногие активисты, которые дождались оглашения приговора

В зал суда журналисты попали через два часа после начала слушания. Судебный пристав рассказывает окружившим его журналистам, что материалов дела насчитывается целых 20 томов. Толстые папки лежат на столе. Процесс де-факто проводили без ответчика, то есть на заседании присутствовал один участник — Министерство юстиции. Двое представителей ведомства забились в угол, закрыв лица масками. Разглядывали вид из окна, когда журналисты заполонили небольшой зал суда.

В ожидании решения
Представители Минюста держались на суде скромно

Журналисты снова ждали, на этот раз судью. Он пришел через сорок минут после того, как работникам СМИ позволили пройти в зал. Судья в очках и медицинской маске наконец-то проговорил, что ЛГБТ теперь — экстремистская организация, а ее деятельность отныне запрещена.

— Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца.

На выходе журналисты окружили активистов, которые достояли до окончания судебного процесса. Ребята говорили о том, что решение неправильное, но кто их послушает? Несколько раз прозвучало слово «клоунада». Кто-то обнял свою спутницу, приложив губы к ее лбу. Уставшие ребята стали расходиться по домам. Мимо по улице проходил полицейский. Люди посторонились, чтобы его пропустить.

Незадолго до заседания активисты направили в суд просьбу отклонить иск Минюста, потому что людей, которые относятся к той или иной социальной группе, называть общественным движением так же абсурдно, как причислять всех пенсионеров к международной организации. Верховный суд оставил просьбу без внимания.

Также юристы, адвокаты, правозащитники обратили внимание на то, что «Международного движения ЛГБТ» нет даже в не зарегистрированном виде. Представители сообщества учредили таковое, чтобы получить доступ к материалам дела и понимать, кого и в каком случае признают экстремистами, на каком основании группа людей станет «ЛГБТ-организацией» и как можно будет в дальнейшем оспаривать такие решения суда. План активистов не сработал — заседание провели в закрытом режиме и без ответчика.

В 2013 году власти запретили пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних. В декабре 2022 года появился аналогичный закон уже для взрослых: Владимир Путин подписал закон о полном запрете ЛГБТ-пропаганды в СМИ, книгах, кино и интернете. Подробнее узнать о том, какие ограничения накладывает на юрлица и простых граждан новый закон, можно на сайте. Из-за последнего из фильмов, сериалов и музыкальных клипов стали вырезать сцены с упоминанием ЛГБТ.

Ранее MSK1.RU изучил решения столичных судов по «ЛГБТ-статьям» и выяснил, кого наказывают по новому закону. На судебной скамье оказываются и транс-персоны из Средней Азии, и топ-менеджеры крупных компаний.

Также сегодня мы разбирали, как появилось «Международное движение ЛГБТ», кого будут считать его участниками и кто теперь рискует стать пособником экстремистов.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем