Политика Существует ли «клан Собянина»? Как люди с севера заняли ключевые посты во власти Москвы и других регионах

Существует ли «клан Собянина»? Как люди с севера заняли ключевые посты во власти Москвы и других регионах

Большое количество чиновников — выходцев из Тюменской области

Кухарук, Собянин, Куйвашев, Фальков, Якушев много лет работали в Тюмени. А теперь занимают высокие посты в других регионах

Чиновники из Тюменской области то и дело получают назначения в других регионах. В том числе губернаторские. В этом материале рассказываем, как это удалось тюменцам и при чём здесь Сергей Собянин.

Кто и где?

Начинаем, конечно же, с Сергея Собянина. Его становление как политика происходило на севере большой Тюменской области — в ХМАО. Он был мэром Когалыма, спикером думы Югры. В 2001 году выиграл выборы и стал губернатором Тюменской области. Этот пост он занимал относительно недолгое время — чуть больше четырех лет. Но жители региона его до сих пор помнят и говорят о нем в основном только хорошее. А кто-то мечтает, чтобы Собянин вернулся в Тюмень и снова стал губернатором. Пока этого не происходит. Да и случится ли когда-нибудь — сомнительно.

Собянин, проработав на посту губернатора Тюменской области с января 2001 по ноябрь 2005 года, уехал в Москву. Там его назначили руководителем Администрации президента, затем был руководителем аппарата правительства и вице-премьером. С 2010 года — мэр Москвы.

Сергей Собянин с 2010 года является мэром Москвы

Удачно карьера сложилась у чиновника, который стал губернатором Тюменской области после Сергея Собянина — у Владимира Якушева. Он занимал этот пост 13 лет. В 2018 году тоже переехал в Москву. Его назначили министром строительства и ЖКХ. В ноябре 2020 года вернулся на Урал — стал уполномоченным представителем президента в УрФО. В июне 2024 года получил новую должность — секретарь Генерального совета «Единой России». Пока что в статусе временно исполняющего обязанности.

В Москве есть еще один выходец из Тюмени — Валерий Фальков. С 2020 года он — министр науки и высшего образования. До этого много лет работал в Тюменском государственном университете.

Некоторые чиновники уехали не так далеко. Они когда-то работали в Тюменской области, а теперь руководят другими регионами. Но остались на Урале. Евгений Куйвашев, который начинал свою политическую карьеру в ХМАО, с 2012 года является губернатором Свердловской области. Он был главой администрации Пойковского, также занимал аналогичную должность в Тобольске и Тюмени. Затем Куйвашев перебрался в Екатеринбург, где сначала был заместителем полпреда, а потом полпредом. Работа в ведомстве заняла у него чуть больше года. В 2012 году его назначили губернатором Свердловской области.

Вадим Шумков работал в тюменском правительстве с 2004 года. В 2012 году стал заместителем губернатора, отвечал за инвестиции. В 2019 году его назначили губернатором Курганской области, откуда он родом.

Якушев и Куйвашев вместе работали в Тюменской области

В 2024 году коллегой по должности Куйвашева и Шумкова стал Руслан Кухарук. В мае его назначили губернатором ХМАО. Пока что в статусе временно исполняющего обязанности. Но никто не сомневается, что в сентябре он избавится от этой приставки. Кухарук ранее был мэром Тюмени, а до этого много лет работал в областном правительстве и городской администрации.

Еще надо упомянуть Олега Чемезова, вице-губернатора Свердловской области. Он тоже работал в Югре и Тюмени. Начинал врачом в ХМАО. Там же начиналась его политическая карьера. Был первым заместителем главы администрации Югры. Аналогичную должность в «нулевые» занимал в Тюменской области. Также был депутатом и занимался бизнесом. В 2019 году стал заместителем губернатора Свердловской области. В 2021 году — вице-губернатором.

Алексей Орлов, мэр Екатеринбурга, родом из Тюменской области. Служил в органах МВД, потом был заместителем главы Тобольска, а затем на аналогичной должности в администрации Тюмени. Позже был заместителем, после руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области. С 2012 года занимает различные посты в Свердловской области. Был заместителем председателя регионального правительства, заместителем губернатора, первым заместителем главы Екатеринбурга. С 2020 года — мэр столицы Урала.

Алексей Орлов работал в органах исполнительной власти в Тобольске и Тюмени. Теперь — мэр Екатеринбурга

Есть примеры, когда чиновники из Тюменской области уехали далеко за пределы региона. Владимир Мазур с 2011 по 2012 год был заместителем губернатора. Затем, до апреля 2019 года, занимал пост главы Тобольска. Потом переехал в Калужскую область, где был заместителем губернатора, затем первым заместителем. Чуть меньше двух лет работал заместителем начальника Управления президента по внутренней политике. С 2022 года — губернатор Томской области, откуда сам родом.

Андрей Саносян, заместитель губернатора Нижегородской области, много лет работал в Тюмени на разных должностях во власти и провластных организациях. Последнее место работы до переезда из Тюмени — генеральным директором АО «Агентство инфраструктурного развития Тюменской области». В 2018 году стал директором департамента экономического развития города Севастополя, членом правительства Севастополя. Сменил еще несколько должностей, а с 2020 года работает в Нижегородской области.

На федеральном уровне говорят про «клан Собянина». Что это такое?

Пускай Сергей Собянин уже почти 20 лет формально не связан с Тюменской областью, но различные федеральные эксперты и политологи говорят про «клан Собянина» как некое сообщество крупных тюменских политиков, которых если не курирует бывший губернатор, то оказывает влияние на них, на процессы внутри региона, на кадровые перестановки. Однако в этом сомневаются собеседники 72.RU, которые знакомы с происходящим в тюменской политике.

Сергей Собянин много лет работает в Москве, но федеральные эксперты думают, что он всё еще тесно связан с Тюменской областью

— Я думаю, это уже давно не соответствует действительности. Если в 2000-х годах какие-то назначения можно было притянуть к Собянину, то по прошествии 19 лет — после того, как он покинул Тюменскую область — об этом говорить, на мой взгляд, неправильно. Здесь уже выросло целое поколение управленцев, для которых Собянин существует в легендах и на картинке. Никаких личных взаимоотношений, связей не существует. Ценятся, прежде всего, личные качества, показатели, — говорит Александр Безделов, политолог.

Он приводит в пример Кухарука и Якушева. Собеседник обращает внимание, что первый на федеральном уровне занимался вопросами муниципалитетов, был на виду и считался эффективным мэром. А Якушев, по словам Безделова, давно является самостоятельной политической величиной. А «клан Собянина» называет мифом, в котором живут московские политологи. По его мнению, они не знакомы с реальным положением дел в Тюменской области, не знают людей, их историю, биографию, достижения. Безделов говорит, что этот миф связан с желанием идти по наилегчайшему пути и не вдаваться в подробности.

Владимир Якушев давно уже стал самостоятельной политической фигурой

Мифом «клан Собянина» называет наш второй собеседник — сотрудник органов власти.

— «Клан Собянина» — это, скорее, миф, чем правда. Что такое клан? Это люди, находящиеся в тесной связи, координирующие свои кадровые перемещения и деятельность. В Тюменской области такого нет. Есть общение между полпредом, действующим губернатором, но каждый работает самостоятельно. Тем более сомнительно, что при своих масштабах деятельности Собянин следит за тюменскими делами. Для каждого человека, шагнувшего в федеральную карьеру, это мелко. У них настолько напряженная работа, что все выходцы из области — и Собянин, и Якушев, и Фальков — занимаются своими делами. В лучшем случае созваниваются и советуются, — говорит он.

Тюменская «школа управления»

Большое количество чиновников — выходцев из Тюменской области на руководящих должностях в других регионах — это не случайность, и вряд ли к этому приложил руку Сергей Собянин в плане своих возможностей политического лоббирования. Дело в системе, которая зародилась при его губернаторстве, а получила развитие при Владимире Якушеве.

— Тюменская «школа управления» — это особая стратегическая культура. Бесспорно, она у нас есть. Это умение формулировать и ранжировать цели и задачи, соотносить их с возможностями и ресурсами, обеспечивать постоянный мониторинг и контроль, адекватно и объективно оценивать промежуточные и финальные результаты всех управленческих процессов. А кроме того, умение всё это в режиме реального времени переосмысливать и обновлять, не только реагируя на изменения среды действия, но и предвидя, предвосхищая их, — говорил губернатор Александр Моор в 2023 году.

Летом 2024 года Моор рассуждал о тюменских управленцах и говорил, что должны делать чиновники на руководящих должностях

О школе управленцев глава региона говорил еще в августе 2024 года на пресс-конференции с журналистами. По его мнению, сегодня есть хороший кадровый резерв, чтобы работали социальные управленческие лифты.

— Я своим коллегам, когда назначаю заместителями или главами, говорю: «Твоя первая задача — начинать думать над тем, кто тебя может заменить. У тебя всегда должно быть как минимум две кандидатуры», — говорил Моор.

Он добавил, что не всегда те люди, которых рассчитываешь вырастить в качестве преемника, занимают эти должности — ситуации бывают разные. Тем не менее, по его заверениям, каждый руководитель должен работать с кадрами, персоналом, заниматься развитием людей.

— Любой управленец должен работать с кадровым резервом. В этом смысле система должна всегда готовить достойных людей. Не всегда так получается, потому что бывают разные ситуации, но тем не менее у нас кадровый резерв сформирован. Люди, которые входят в кадровый резерв, регулярно проходят повышение квалификации, образование в самых разных сферах для того, чтобы всегда быть готовым сделать свой карьерный шаг по карьерной лестнице, — объяснил Моор.

Безделов объясняет, что тюменская «школа управления» подразумевает работу в условиях жесткого контроля и ограниченных финансовых ресурсов. Из-за чего необходимо было искать пути эффективного их использования для того, чтобы достигать результатов. По словам собеседника, такая работа привела к появлению более эффективного класса управленцев: ошибки не прощались, вторых и третьих шансов не давалось.

Руслан Кухарук (слева) много лет работал в тюменской администрации. Несколько месяцев назад он переехал в ХМАО, где стал врио губернатора

— Это явление имеет место быть. Связано, прежде всего, с довольно серьезными требованиями, которые предъявляются к сотрудникам регионального правительства и муниципалитетов. Система начала создаваться при Собянине, но полностью сформировалась при Якушеве. Она внедрялась до возникновения различных KPI. Это довольно жесткие требования — работа в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Несмотря на то, что говорят, что Тюмень — это богатый регион, но он стал относительно богатым в последнее время. Даже сейчас мы по бюджетам отстаем от Хантов, Ямала, Свердловской, Челябинской областей. Но при этом, если мы смотрим на благоустройство, на ЖКХ, на выполнение различных программ, в том числе по переселению из ветхого жилья, то здесь работают с опережающими темпами в отношении этих регионов, — рассуждает политолог.

Другой наш собеседник, сотрудник органов власти, объясняя тюменский феномен, говорит, что необходимо иметь ресурсы, чтобы достичь показатели.

— Тюмень не единственный регион, давший столько кадров. Есть еще Татарстан. Чтобы занять более высокую должность, нужно себя показать. А для этого нужны ресурсы. В тех регионах, где их нет, возможность вырасти отсутствует или это сделать гораздо труднее. Потому что без денег многих показателей не достичь, эксперименты не поставить, — отмечает он.

И если сначала мы говорили про тюменскую «школу управления», то стоит рассказать и про ее стиль.

— Внимание к потребностям людей. Тюменские чиновники очень внимательно смотрят социологию, реакции людей в соцсетях. Четкое администрирование и контроль. Выращивание своих кадров. Желание сделать красиво, городская среда, школы, детсады. У них очень консервативные взгляды, вместо воздушных замков делать реальные объекты. Пока они всё не просчитают, о проекте не объявляют. Еще они все отличники. Внимательно следят за формальными и неформальными указаниями главы государства и всё тщательно выполняют, — говорит собеседник.

Резюмируя сказанное, он добавляет, что Собянин и Якушев выстроили систему сдержек и противовесов. По уверениям собеседника, олигархи и криминал имеют не такое влияние. Он добавляет, что есть понятная всем логика развития и принятия решений: всем удобно, интриг между ведомствами нет.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш 10 Яндекс Станций мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Сколько стоит отпуск в Москве с ребенком: личный опыт самарской журналистки
Александра Исмайлова
заместитель главного редактора
Мнение
«Они живые, просто не могут ко мне приехать». Как спустя 20 лет живет заложница теракта в Беслане, похоронившая двоих детей
Анонимное мнение
Мнение
«Это недешево»: москвичка — о плюсах и минусах семейного обучения
Анонимное мнение
Мнение
Алкоголики, неадекватные толпы и «смешное» благоустройство. Колонка ненависти ко Дню города от москвича, живущего в центре
Анонимное мнение
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Рекомендуем